.RU

Женское духовное образование и его роль в изменении общественного положения женщины в России (вторая половина XIX начало ХХ вв.)




МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени М.В. Ломоносова


На правах рукописи


ПОПОВА ОЛЬГА ДМИТРИЕВНА


Женское духовное образование и его роль

в изменении общественного положения женщины

в России (вторая половина XIX – начало ХХ вв.)


Специальность 07.00.02 – Отечественная история


Автореферат


диссертации на соискание ученой степени

доктора исторических наук


Москва 2009


Работа выполнена на кафедре истории Российского государства факультета государственного управления Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова



^ Научный консультант:

доктор исторических наук, профессор

Лившин Александр Яковлевич


^ Официальные оппоненты:

доктор исторических наук, г.н.с.

Кошман Лидия Васильевна





доктор исторических наук, профессор

^ Лавров Владимир Михайлович





доктор исторических наук, профессор

Леонтьева Татьяна Геннадьевна


^ Ведущая организация:

Институт переподготовки и повышения

квалификации преподавателей

социальных и гуманитарных наук

МГУ имени М.В. Ломоносова



Защита состоится «___» ______________ 2009 года в ___ часов на заседании Диссертационного совета Д 501.001.98 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова по адресу: 119991, Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4, ФГУ МГУ, ауд. А-619 E-mail: inforcenter@spa.msu.ru


С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке имени А.М. Горького МГУ имени Ломоносова по адресу: 119991, г. Москва, Ленинские горы, Ломоносовский проспект, д. 27, сектор А, ком. 114.


Автореферат разослан «__» __________ 2009 года.


Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат исторических наук, доцент Н.Л. Головкина

^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы диссертации обусловлена тем, что функционирование системы женского духовного образования было тесно связано с деятельностью Русской православной церкви, активно влиявшей на общественную и политическую жизнь страны. Разветвленная сеть сословных и всесословных учебных заведений, находившихся в ведении Св. Синода представляла серьезный сегмент системы образования дореволюционной России. Эволюция образовательных учреждений России во второй половине XIX – начале ХХ века была тесно вплетена в модернизационный процесс и находилась под влиянием формирования новой социальной структуры общества. Процесс поиска иной культурной идентичности затронул все социальные слои, которые вынуждены были приспосабливаться к другим условиям жизни, вырабатывать новые стереотипы поведения.

Реформы Александра II открыли дорогу женщинам различных социальных слоев к образованию и общественной деятельности и потребовали изменения общественных представлений о месте и роли женщины в обществе. Изучение истории женского духовного образования является важным для понимания сложного процесса интеграции женщин в общественную жизнь во второй половине XIX века.

Актуальность теме исследования придает и то обстоятельство, что происходившие в России реформы на рубеже XX-XXI века также привели к серьезной перестройке общественной и политической системы, к трансформации социальных ролей в обществе и изменению системы образования России.

Период функционирования системы женского духовного образования – вторая половина XIX – начало ХХ века – это период реформ и контрреформ в России, время нарастания общенационального кризиса. Исследование эволюции данной системы образования в контексте противоположных тенденций общественного развития (обновление общества, с одной стороны, консервация сложившихся отношений – с другой) является актуальной задачей, поскольку позволяет глубже раскрыть сложность развития церковно-государственных отношений в начале ХХ века. Рассматриваемый этап нуждается во всестороннем исследовании, так как истоки глубокого социального кризиса начала ХХ века изучены в отечественной историографии недостаточно полно.

Не менее важным представляется исследование истории женского духовного образования, как части истории российской провинции, что позволяет осмыслить неоднородность культурных процессов в российском пространстве и выявить отличительные особенности интеграции женщины в общественную деятельность в провинции. Без понимания различий жизни провинциального города и столицы невозможен успех ни экономических, ни политических реформ.

Использование исторического опыта функционирования системы женского духовного образования необходимо для создания современной системы духовно-учебных заведений, отвечающей интересам гражданского общества и светского государства.

^ Объектом исследования является женское духовное образование как элемент образовательной системы второй половины XIX – начала ХХ века и общественное положение женщины в рамках православной культуры. Под «женским духовным образованием» понимается система женских учебных заведений, находящееся в ведомстве РПЦ. Понятие «духовный» в данном случае определяет особый характер воспитательной и учебной работы в рассматриваемой образовательной системе.

^ Предметом данного исследования является динамика развития женских учебных заведений духовного ведомства как части культурных и социальных трансформаций в жизни России и процесс интеграции женщин в общественную жизнь во второй половине XIX – начале ХХ века под влиянием функционирования системы женского духовного образования. Обращение к анализу обозначенных процессов обусловлено тем, что политика РПЦ в сфере образования оказывала влияние на формирование общественного сознания по ведущим вопросам общественной жизни.

^ Региональные рамки исследования. В основном исследование выполнено на материалах центрального региона России (привлекались материалы Рязанской, Орловской, Тверской, Нижегородской, Калужской, Ярославской и др. епархий), где православие являлось преобладающей религией, а православный сельский приход и семья православного священника были важным элементом в социальной структуре российского общества. Эпизодически использовались факты из жизни и деятельности учебных заведений, расположенных в многоконфессиональных регионах: Сибири, Тифлисе, западных епархиях дореволюционной России. Таким образом, региональные рамки исследования охватывают пространство Российской империи в ее дореволюционных границах.

^ Хронологические рамки исследования включают период с 1843 по 1918 год и определяются временем существования системы учебных заведений для дочерей духовенства в дореволюционной России. 1843 год – год открытия первого училища в России для девиц духовного звания в Царском Селе. Пришедшая к власти в 1917 году партия большевиков в 1918 году приняла «Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах», и ряд других актов, в соответствии с которыми функционирование всех духовно-учебных заведений прекращалось.

^ Историография проблемы и источники исследования подробно освещены в первой главе диссертации.

Методологические основы исследования. Данная работа опирается на основополагающие принципы объективности и историзма, а также на представление о сложности и многомерности исторического процесса. В качестве ведущего метода избран междисциплинарный подход к рассматриваемым явлениям, так как круг проблем диссертационной работы отражает различные аспекты политической и социальной истории России и непосредственно связан с такими научными направлениями, как религиоведение, гендерная история, история повседневности, история педагогики. Исследование темы через призму гендерной проблематики предполагает комплексное изучение процесса изменения социальных ролей в обществе по признаку пола, который сопровождался ломкой традиционных стереотипов поведения мужчин и женщин в рамках патриархальной культуры. Выявление гендерных аспектов исследования в работе также выражено обращением к исторической феминологии. Задачей научного поиска с позиций исторической феминологии является изучение истории женского духовного образования как сегмента системы женского образования России и процесса изменения социального статуса женщины духовного сословия.

Важную роль в диссертационном исследовании сыграли традиционные для исторической науки методы: проблемно-хронологический, системно-структурный и сравнительный методы. С позиций проблемно-хронологического метода выявлялись основные этапы развития системы женского духовного образования в контексте общих этапов исторического развития России. Системно-структурный метод предполагает рассмотрение сети женских духовных учебных заведений как особой структуры в системе образования России. Ведущая роль в исследовании принадлежит сравнительному методу, который позволил выявить закономерности и особенности развития отдельных учебных заведений, составляющих систему женского духовного образования. Сравнительный метод также применялся для выявления отличительных черт системы женского духовного образования от системы светских женских учебных заведений.

Методологически важным для диссертационной работы оказалось рассмотрение процессов развития социальной истории с позиции регионоведения, что является сравнительно новым для современной исторической науки. Данный подход предполагает изучение российского пространства не как единого целого, а выявление особенностей протекания исторических и культурных процессов в отдельном регионе и влияния на ход этих процессов особенностей жизни российской провинции.

^ Целью данного исследования является комплексный анализ эволюции женского духовного образования, как части процесса интеграции женщин в общественную жизнь, под влиянием социокультурных, политических и социальных факторов развития России во второй половине XIX – начале ХХ века.

Цель работы может быть реализована в результате решения следующих задач:

^ Научная новизна исследования определяется тем, что история женского духовного образования в контексте культурной, социальной и политической жизни России второй половины XIX – начала ХХ века рассматривается впервые. В рамках исследования был проведен отбор и систематизация исторической информации, позволившей выявить основные этапы развития женского духовного образования, показать влияние событий жизни России на отдельные стороны деятельности женских учебных заведений духовного ведомства.

Новизна исследования также заключается в том, что в работе впервые проанализировано влияние системы женского духовного образования на процесс интеграции женщин в общественную жизнь, что позволяет глубже понять процесс изменения социальных ролей в обществе в период экономических и социальных преобразований. Трансформация социальной структуры общества и функционирование духовно-учебных заведений впервые показаны в системе сложной взаимосвязи.

Новым является анализ деятельности системы женского духовного образования в условиях реформ, контрреформ и революций, когда общество в целом, и Русская православная церковь в частности, искали новые пути развития и обновления. Научной новизной отличаются материалы, характеризующие механизм взаимодействия государства, церкви и общества в процессе поиска реформ духовно-учебных заведений в начале ХХ века.

В научный оборот введен большой массив новых источников из материалов двух центральных и семи региональных архивов. Впервые вводится в научный оборот ряд документов Учебного комитета Св. Синода, делопроизводственные комплексы отдельных учебных заведений (Рязанского, Орловского, Нижегородского, Тверского и Ярославского епархиальных училищ), документы отдела по духовно-учебным заведениям Поместного Собора 1918 года, выявлен ряд уникальных ранее не публиковавшихся воспоминаний воспитанниц епархиальных училищ.

^ Теоретическое и научно-практическое значение диссертационного исследования состоит в том, что функционирование системы женского духовного образования исследовалось в контексте культурных, социальных и политических процессов, происходивших в России во второй половине XIX – начале ХХ века. Важным элементом новизны является применение междисциплинарного подхода к исследуемой проблеме.

Материалы и выводы диссертации значительно расширяют представления о специфике получения образования девушками в системе женского духовного образования, позволяют показать процесс смены модели социального поведения женщин во второй половине XIX века под влиянием полученнного образования. Это вносит определенный вклад в развитие нового исторического направления в отечественной исторической науки – гендерной истории и исторической феминологии.

Исследование функционирования системы женского духовного образования как части общественной и культурной жизни российской провинции позволило углубить изучение образовательной деятельности Русской православной церкви с позиции регионоведения и показать особенности трансформации сословной структуры российского общества в рамках жизни провинциального города.

Проведенный анализ трансформаций в повседневной жизни девушки во второй половины XIX века под влиянием развития женского духовного образования развивает такое направление исторической науки как история повседневности. Вклад данного исследования в разработку истории общественного сознания определяется тем, что в работе изучено воздействие традиционного сословного общественного сознания на развитие женского духовного образования и на характер дискуссий о его перспективах и направлениях.

Научные результаты диссертации, а также введенные в научный оборот источники могут быть использованы при подготовке обобщающих работ, учебников и учебных пособий по истории России XIX – начала ХХ века, истории русской культуры, истории Русской православной церкви. Итоги диссертационного исследования применимы при подготовке различных специальных курсов по гендерной проблематике и исторической феминологии. Результаты и выводы диссертации необходимы для формирования научно обоснованной политики центральной и местной власти по отношению к религиозным организациям и их учреждениям, могут способствовать развитию религиозной толерантности населения, особенно в условиях стремительно возрастающей роли религиозного фактора в современной жизни российского общества. Материалы диссертации могут быть использованы в современной педагогической практике педагогами в отрываемых различных учебных заведениях, в том числе и в современных епархиальных училищах.

^ Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

  1. Система женского духовного образования была одной из первых предназначенных для дочерей из небогатых сословий – духовного сословия. Строй и порядок внутренней жизни в момент возникновения первых учебных заведений для дочерей духовенства в полной мере отвечали сословному строю России, который поддерживался политическим курсом Николая I. Под влиянием политических и культурных процессов в России во второй половине XIX – начала ХХ века с изменением традиционных представлений о роли женщины происходит модернизация системы женского духовного образования, преобразуется жизнь воспитанниц. Однако под воздействием сохраняющихся в обществе сословных традиций определенное своеобразие организации внутреннего строя и учебного процесса по сравнению со светскими женскими гимназиями продолжает сохраняться.

  2. Система женского духовного образования существенным образом повлияла на процесс интеграции женщин в общественную жизнь, однако это влияние было неоднозначным:

– с одной стороны, образование, полученное в системе женского духовного образования, открывало девушкам дорогу к самостоятельной деятельности, что в свою очередь вносило изменения в ее образ жизни, меняло в обществе представление об общественной роли женщины и отношение духовенства к женскому образованию.

– с другой стороны, на рубеже XIX-ХХ века, стало очевидно, что образование, получаемое в системе женского духовного образования, было существенно урезанным по сравнению с женскими гимназиями, что значительно сужало возможности профессиональной реализации девушек и способствовало сохранению в общественном сознании патриархальных представлений о роли женщины.

3. В начале ХХ века стал очевиден кризис системы женского духовного образования, который был тесно переплетен с проблемами общественной и церковной жизни. Кризис женской духовной школы был обусловлен тем, что строй внутренней жизни, цели воспитания и образования духовной школы в начале ХХ века уже не отвечали потребностям общества. Отображением кризиса женской духовной школы явилось участие воспитанниц женских епархиальных училищ в революционных событиях 1905-1907 годов.

4. Кризис женской духовной школы повлиял на общественное сознание, активизировав обсуждение «женского вопроса» в России не только в среде светской интеллигенции, но и среди духовенства. На страницах церковной периодики широко обсуждались проблемы женского духовного образования, и, в частности, необходимость его реформирования. Однако взгляды прогрессивной части духовенства на женское образование входили в противоречие с официальной позицией Св. Синода и с мнением консервативной части духовенства.

5. Дискуссия духовенства по проблемам женского духовного образования значительно активизировала обсуждение других проблем взаимоотношений государства и церкви, была частью поиска путей реформ церковной жизни.

6. Анализ попыток реформирования системы женского духовного образования показывает, что проблемы женской духовной школы тесно переплетались с сословным вопросом. Это было обусловлено тем, что основы гражданского общества в начале ХХ века только формировались. Большая часть населения страны продолжала мыслить сословными категориями и боролась за свои права в рамках своего сословия.

7. Советская власть, несмотря на провозглашенные демократические принципы построения государства в части «женского вопроса» и церковно-государственного строительства, фактически осуществила ликвидацию системы женского духовного образования. На местах ситуация усугублялась конкретными шагами исполнителей от имени Советской власти, которые стремились полностью уничтожить старую государственную систему и ликвидировать все то, что было связано с деятельностью Русской православной церкви.

^ Апробация работы. Диссертация подготовлена, обсуждена и рекомендована к защите на кафедре истории Российского государства факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова. Всего по теме диссертации в центральных и региональных изданиях опубликовано более 50 работ, из них 7 статей в изданиях, рекомендованных ВАК РФ, а также монография: «В стенах конвикта… (Очерки повседневной жизни женских епархиальных училищ)» (Рязань, 2006). Результаты исследования были представлены на четырех научно-практических конференциях «Яхонтовские чтения» (Рязань, 2001-2008 г.г.); трех международных научных конференциях (Москва, 2001, 2005 гг., Рязань, 1999 г.), а также на межрегиональных конференциях в Москве, Орле, Иванове, Смоленске, Нижнем Новгороде, Арзамасе, Калуге. Основные выводы диссертации были представлены в докладе на заседании Центра истории религии и церкви Института российской истории РАН.

Многие положения и выводы исследования получили апробацию в преподавательской деятельности автора при чтении лекционных курсов по истории России и религиоведению.


^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновываются актуальность и научное значение темы; сформулированы цели и задачи исследования и определяется его предмет; показаны новизна и теоретическая и практическая значимость работы, охарактеризована ее методологическая основа.

В первой главе – «Историографические и источниковедческие аспекты исследования», рассматриваются основные вопросы и степень научной разработанности проблемы, место данной проблемы в современной исторической науке и особенности источниковой базы диссертационного исследования.

Анализ работ по теме диссертационного исследования показал, что история женского духовного образования представлена, прежде всего, работами, изданными в досоветский период, поскольку после 1917 года история учебных заведений для дочерей духовенства практически не изучалась. Эти работы составляют небольшой и очень слабо изученный пласт литературы по истории женского духовного образования.

В 60-90-е годы XIX века появляются первые работы, отражающие историю отдельных учебных заведений.1 Можно предположить, что определенную роль в стимулировании интереса к своему прошлому сыграл всплеск краеведческого движения в конце XIX века, центрами которого были учебные заведения, а также епархиальные центры. Большинство авторов не являлось профессиональными историками, а работы имели скорее просветительский характер. Однако их ценность состоит в том, что был накоплен интересный фактический материал по истории отдельных учебных заведений, а также опубликованы ценные документы, оригиналы которых затем были безвозвратно утрачены.

В начале ХХ века появляются труды, в которых авторы излагали историю отдельного учебного заведения с применением анализа различных источников, всесторонне освещая деятельность учебного заведения.2

На рубеже XIX – ХХ веков вышел ряд работ, которые претендовали на исследование всей системы женских епархиальных училищ3. Кроме того, история системы учебных заведений для дочерей духовенства затрагивалась в обобщающих трудах по истории женского образования дореволюционной России и, в частности, в известной работе Е. Лихачевой.4

Анализ основных направлений в изучении истории образования рубежа XIX – ХХ веков показывает однотипность тенденций в исследовании истории женского образования и истории мужских духовно-учебных заведений – довольно большое количество работ, раскрывающих историю отдельных учебных заведений, и наличие небольшого числа трудов обобщающего характера,5 для которых характерно преобладание позитивного стиля изложения, наличие интересного фактического материла, цитирование большого количества документов. В методологическом смысле для большинства работ характерен позитивистский подход, преобладание фактографии. Содержание указанных работ составляла история возникновения учебных заведений, эволюция учебных курсов, отражение роли царских особ и епархиального начальства в развитии духовного образования. Неизменным сюжетом были акты благотворительности, благотворители и их роль в оказании помощи воспитанницам из беднейших семей и девочкам-сиротам. За рамками дореволюционных исследований оказывались аспекты, отражающие трудности адаптации выпускниц женских епархиальных училищ на рынке труда, проблемы вовлечения дочерей духовенства в общественную жизнь, дискуссии духовенства начала ХХ века о путях реформирования системы женского духовного образования. Всесторонний анализ этих явлений был невозможен в рамках дореволюционной историографии, поскольку статус официальной религии – православия – в России, всячески поддерживаемый государством, исключал возможность критического подхода в изучении деятельности церковных институтов.

Анализ

yavlyaetsya-vazhnoj-sostavlyayushej-nashego-obsheniya-slovo-eto-i-sredstvo-peredachi-informacii-i-vozmozhnost-virazit-svoe-otnoshenie-k-proishodyashemu-slovom-mozhno-pod.html
yavlyayutsya-ee-chelovecheskim-kapitalom-otnesennim-k-edinice-vremeni.html
yavmorozova-na-poroge-gryadushego.html
yavochnoe-vremya.html
yazhelbici-aleksandr-nikolaevich-radishev-puteshestvie-iz-peterburga-v-moskvu.html
yazichestvo-chast-i-drevnyaya-religiya.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/rol-makro-i-mikroelementov-v-zhiznedeyatelnosti-organizma.html
  • learn.bystrickaya.ru/glavah-76-j-i-93-j-czin-pin-mej-monahi-prichem-razumeetsya-ne-teh-kitajskij-eros-pod-red-a-i-kobzeva.html
  • exam.bystrickaya.ru/vliyanie-bioenergeticheskogo-potenciala-organizma-cheloveka-na-vzaimootnosheniya-lyudej-na-primere-uchashihsya-7-h-10-h-i-11-v-klassov-mou-licej-13.html
  • report.bystrickaya.ru/icebookreaderprofessionalheaderstart-stranica-33.html
  • lecture.bystrickaya.ru/a-f-losev-dialektika-mifa-stranica-22.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/model-sobitij-kniga-otobrazhaet-inoj-vzglyad-na-istoricheskoe-proshloe-ukraini-rusi-s-drevnejshih-vremen-do-tak-nazivaemogo.html
  • writing.bystrickaya.ru/goou-talovskaya-shkola-internat-dlya-detej-sirot-i-detej-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditelej-stranica-2.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-43-ekonomicheskoe-razvitie-stran-latinskoj-ameriki-metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-kursovih-rabot-dlya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/5-veshestva-opredelyayushie-vkus-i-aromat-pishevih-produktov-podslashivayushie-veshestva.html
  • lecture.bystrickaya.ru/apparatchik-himvodootchistki-2-go-razryada-oao-dok-krasnij-oktyabr-mesto-raboti.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-4-puteshestvie-v-lemurijskij-souldzhorn-fred-styorling-kirael-lemurijskoe-nasledie-dlya-velikogo-perehoda.html
  • essay.bystrickaya.ru/chast-pervaya-novie-koroli-kniga-shestaya-per-s-fr-n-zharkova-izd-progress.html
  • bystrickaya.ru/yarasskazivayu-on-kachaet-krugloj-golovoj-plotno-okleennoj-serimi-volosami-i-obidno-govorit-stranica-6.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zakonodatelnoe-regulirovanie-stranica-2.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/organizaciya-mislitelnihprocessov-koncepciya-psihicheskih-processov-i-m-sechenova.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/matematicheskie-metodi-analiza-fraktalnih-svojstv-dinamiki-cen-fondovih-rinkov.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-istoriya-gosudarstva-i-prava-zarubezhnih-stran-po-napravleniyu-podgotovki-030900-62-yurisprudenciya-kvalifikaciya-stepen.html
  • thesis.bystrickaya.ru/predsedatel-df-mn-professor-gi-melnikov-programma-sankt-peterburg.html
  • znanie.bystrickaya.ru/55-ohrana-okruzhayushej-sredi-informaciya-o-realizacii-v-2010-godu-strategii-ekonomicheskogo-i-socialnogo-razvitiya-respubliki-komi.html
  • write.bystrickaya.ru/formirovanie-professionalnoj-gotovnosti-socialnih-pedagogov-v-processe-izucheniya-istoriko-pedagogicheskih-znanij-13-00-08-teoriya-i-metodika-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/duhovnaya-sfera-kak-process.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-ix-podgotovka-detej-k-obucheniyu-gramote-yashina-b-i-metodika-razvitiya-rechi-i-obucheniya-rodnomu-yaziku-doshkolnikov.html
  • tests.bystrickaya.ru/liberal-gubernatori-kommersant-vlast-dmitrij-kamishev-25032008-011-str-30-32.html
  • institute.bystrickaya.ru/fenomen-chelovecheskoj-rechi-b-f-porshnev.html
  • assessments.bystrickaya.ru/elektivnij-kurs-zadachi-s-modulyami-i-parametrami-v-ramkah-predprofilnoj-podgotovki-dlya-uchashihsya-9-klassov-kurs-razrabotan-uchitelem-matematiki.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vipiska-iz-reestra-licenzij-na-roznichnuyu-prodazhu-alkogolnoj-produkcii-dejstvuyushih-na-territorii-kostromskoj-oblasti.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sergej-shojgu-videlyaet-dagestanu-vertolet-i-oborudovanie-informacionnoe-agentstvo-ria-dagestan-respublikanskoe-informacionnoe-agentstvo-12042011.html
  • desk.bystrickaya.ru/open-joint-stock-company.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-iv-sharashka-prodolzhenie-garnizon-letayushej-kreposti.html
  • university.bystrickaya.ru/g-imennie-formi-glagola-uchebnoe-posobie-otvetstvennij-redaktor-kandidat-filologicheskih-nauk-o-f-mironova-moskva-yurist.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskoe-posobie-po-kursu-otechestvennaya-istoriya-tema-sssr-v-1950-1980-e-gg-stranica-5.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-5-publichnogo-doklada.html
  • essay.bystrickaya.ru/bivshih-zekov-sdelayut-krepostnimi-gosduma-rf-monitoring-smi-19-aprelya-2006-g.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rozmova-nazvana-alfavt-ukrainska-kizhevnost-xiv-xviii-veka.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/b-ekstraseti-raznoobrazii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.