.RU

Зеленков М. Ю. Правовые основы общей теории безопасности Российского государства в XXI веке




МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (МИИТ)


ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ


М.Ю. ЗЕЛЕНКОВ


ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

ОБЩЕЙ ТЕОРИИ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

В XXI ВЕКЕ


МОСКВА–2002

ББК 68.9

УДК 61

З–48

Зеленков М.Ю. Правовые основы общей теории безопасности Российского государства в XXI веке. – М.: Юридический институт МИИТа, 2002. – 209 с.


В монографии Зеленкова Михаила Юрьевича, доктора политических наук, действительного члена (академика) Академии военных наук, член-корреспондента Академии педагогических и социальных наук рассматриваются юридические аспекты общей теории безопасности Российской Федерации.

На основе анализа отечественного и зарубежного опыта обеспечения безопасности государства, изучения современного ее состояния и потенциальных возможностей предлагаются правовые основы общей теории безопасности России в XXI веке.

В основу рассмотрения проблемы положена методология системно-комплексного целостного научного исследования. Видное место в работе занимает сравнительный анализ законодательного обеспечения, внешних и внутренних угроз безопасности Российской Федерации на период до 2015 года.

Научный труд представляет интерес для профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений, научных работников, докторантов и аспирантов, а также студентов, интересующихся юридической стороной проблемы обеспечения безопасности государства.


Рецензенты: О.В. Золотарев, доктор исторических наук, профессор;

В.Н. Ремарчук, доктор философских наук;

В.М. Корякин, кандидат юридических наук.


 Юридический институт МИИТа, 2002




В В Е Д Е Н И Е


Положение в мире характеризуется динамичной трансформацией системы международных отношений. После окончания эры биполярной конфронтации возобладали две взаимоисключающие тенденции.

Первая тенденция проявляется в укреплении экономических и политических позиций значительного числа государств и их интеграционных объединений, в совершенствовании механизмов многостороннего управления международными процессами. При этом все большую роль играют экономические, политические, научно-технические, экологические и информационные факторы. Россия, в перспективе, будет способствовать формированию идеологии становления многополярного мира на этой основе.

Вторая тенденция проявляется через попытки создания структуры международных отношений, основанной на доминировании в международном сообществе развитых западных стран при лидерстве США и рассчитанной на односторонние, прежде всего военно-силовые, решения ключевых проблем мировой политики в обход основополагающих норм международного права.

Формирование международных отношений сопровождается конкуренцией, а также стремлением ряда государств усилить свое влияние на мировую политику, в том числе путем создания оружия массового уничтожения. Мировой опыт показывает, что значение военно-силовых аспектов в международных отношениях продолжает оставаться существенным, примером тому отношения Индии и Пакистана, Израиля и Палестины; НАТО и Югославии; США и Ирака и др.

В Вашингтоне считают, что после прекращения существования Советского Союза только американская элита располагает средствами, необходимыми для разработки планетарных программ, и может позволить себе мыслить глобальными категориями. Цель США состоит в том, чтобы превратить Вашингтон в главный центр посредничества и урегулирования, необходимого для неизбежной интеграции планеты.

Один из примеров – политика в области охраны окружающей среды, которую про­водила администрация Клинтона и которая направлена на то, чтобы разработать основные принципы и общие положения, приемлемые для всего мира. Замысел состоит не в том, чтобы создать в США некий центр управления, господствующий над миром, а в том, чтобы сделать в США перекресток, через который будут обязательно проходить все потоки, двигающиеся по миру, вставшему на путь интернационализации.

Америка – сознательно разгромила всю экономику Африки, ввела Латинскую Аме­рику в долги, из которых ей не выкрутиться на протяжении десятков лет.

20% наиболее богатых людей в мире получают 83% мирового дохода, а 20% беднейших – лишь 1,4%, при этом лишь 4% населения развивающихся стран догоняют населе­ние развитых стран, а 96% все более отстают. И эта тенденция – богатство одного и бед­ность другого полюса – продолжается.

Россия является одной из крупнейших стран мира с многовековой историей и богатыми культурными традициями. Несмотря на сложную международную обстановку и трудности внутреннего характера, она в силу значительного экономического, научно-технического и военного потенциала, уникального стратегического положения на Евразийском континенте объективно продолжает играть важную роль в мировых процессах. Так, например, удельный вес России в современном мире по территории составляет 13%, при этом на ее просторах сосредоточено около 35% всех мировых ресурсов, в том числе 45% природного газа, 23% угля, 14% урана и 13% нефти. Несметные богатства таит в себе континентальный шельф России, составляющий 20% площади всего мирового океана. Общие прогнозные запасы ресурсов на территории России оцениваются мировыми экспертами в 140 трлн. долл.

В перспективе – более широкая интеграция Российской Федерации в мировую экономику, расширение сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами.

Объективно сохраняется общность интересов России и интересов других государств по многим проблемам международной безопасности, включая противодействие распространению оружия массового уничтожения, предотвращение и урегулирование региональных конфликтов, борьбу с международным терроризмом и наркобизнесом, решение острых экологических проблем глобального характера, в том числе проблемы обеспечения ядерной и радиационной безопасности.

Вместе с тем активизируются усилия ряда государств, направленные на ослабление позиций России в политической, экономической, военной и других областях. Попытки игнорировать интересы России при решении крупных проблем международных отношений, включая конфликтные ситуации, способны подорвать международную безопасность и стабильность, затормозить происходящие позитивные изменения в международных отношениях.

Во многих странах, в том числе в Российской Федерации, резко обострилась проблема терроризма, имеющего транснациональный характер и угрожающего стабильности в мире, что обусловливает необходимость объединения усилий всего международного сообщества, повышения эффективности имеющихся форм и методов борьбы с этой угрозой, принятия безотлагательных мер по ее нейтрализации.

Для анализа эффективности систем безопасности государства представляются важными не только официальные взгляды в сфере безопасности, содержащиеся в нормативных и политических докумен­тах, но также общие подходы и мнения специалистов, участвующих в разработке идей и концептуальных положений в этой области, выра­женные в аналитических статьях, в выступлениях действующих поли­тиков и официальных лиц. На основе этих общих подходов становятся яснее механизмы выработки решений в сфере безопас­ности государства, принципы и цели этого процесса, особенности расста­новки приоритетов.

Для уяснения сути и содержания анализируемой проблемы значительную ценность представляют работы, в которых рассматриваются общие вопросы безопасности, история ее возникновения, становления и развития. Многие из этих работ стали классическими. Среди них следует выделить труды таких зарубежных ученых, как Ф. Ратцель, Х. Маккиндер, А. Мэхен, Видаль де ла Бланш, Н. Спайкмен, К. Хаускофер, а также представителей русской научной школы: Н.С. Трубецкого, П.Н. Савицкого, Л.П. Карсавина, Г. В. Вернадского, Н.Я. Данилевского, И.А. Ильина, Л.Н. Гумилева и др.

Сегодня за рубежом хорошо известны также работы З. Бжезинского, Г. Киссенджера, Б. Клинтона, Р. Макнамары, Г. Моргентау, У. Перри, Ф. Фукуямы, С. Хантингтона и других авторов1.

Так, например, Дж. С. Най в статье «Политика США в области безопасности: задачи XXI века» следующим образом дает оценку изме­нений в расстановке и соотношении сил в мире: «Распался Советский Союз, и мощь России продолжает убывать. Влияние же Китая, наобо­рот, очень быстро растет, и, судя по всему, этот рост продолжится в будущем. Однако, несмотря на эти драматические события основной фактор мирового соотношения сил остается неизменным с 1990 года – США по-прежнему остаются единственной сверхдержавой, имеющей глобальные преимущества по ключевым аспектам – военному, эконо­мическому и политическому»2. В статье также отмечается, что в XXI веке сохранится парадокс амери­канской безопасности и внешней политики. Даже будучи самым силь­ным государством в мире, США не могут достичь своих международ­ных целей, действуя в одиночку. Для этого недостаточно как междуна­родных, так и внутренних предпосылок для урегулирования каждого конфликта в мире. В каждом отдельном случае роль США должна быть пропорциональной американским интересам, поставленным на карту, и расходам на их обеспечение. Таким образом, США должны продол­жать способствовать созданию и мобилизовывать международные коа­лиции с целью отражения общих угроз в области безопасности. И США последовательно работают над воплощением этой цели. Так, например, экс-министр обороны США Коэн, выступая на неофициальной встрече ми­нистров стран-членов НАТО в Бирмингеме 10 октября 2000 года, гово­рил о необходимости делать совместный анализ обстановки в Европе в области безопасности, призывая к разработке более конкретной и пози­тивной концепции будущих отношений между НАТО и Европейским союзом.

В то же время общепризнанным является тот факт, что осмысление и понимание необходимости всестороннего совершенствования процесса обеспечения безопасности России к нам пришло со значительным опозданием. Поэтому обществом с интересом были встречены специальные работы отечественных исследователей А.Г. Арбатова, О.А. Белькова, Г.А. Зюганова, А.А. Кокошина, В.Л. Манилова, Г.В. Мухина, А.А. Першина, Э.А Позднякова, Е.М. Примакова, Е.И. Рыбкина, К.Э. Сорокина, А.В. Щеголева и ряда других авторов1.

В обобщенном виде теоретические выводы и практические предложения отечественных ученых нашли свое отражение в ряде официальных документов, определяющих основные положения государственной политики в области безопасности России2.

Таким образом, можно сделать вывод, что теоретическая база для дальнейшего исследования общих проблем безопасности России в российской и зарубежной науке имеется.

Г л а в а I

^ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ БЕЗОПАСНОСТИ

РОССИИ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ


Последнее десятилетие XX века, как известно, бесспорно ассоциируется с изменением многополярного мира на однополярный. Быстрое совершенствование структур мировой безопасности коснулось и России.

Перефразируя слова Н. Маккиавели, который писал: «Война – такого рода ремесло, которым частные люди честно жить не могут, и она должна быть делом только республики»1, можно сказать сегодня так: «Обеспечение безопасности личности и общества – это в современном мире такого рода ремесло, которым физические и юридические лица честно жить не могут, и она должна быть делом только государства».

Однако процессы построения структур мировой безопасности в Российском государстве привели к появлению ряда стратеги­ческих проблем.

Одной из них стала проблема обеспечения безопасности Российской Федерации и ее националь­ных интересов. С переходом к политике создания в нашей стране демократического открытого общества и правового государства эта проблема вы­двинулась в разряд ключевых в оценке перспектив выживания России. Актуальность этого вывода, с правовой точки зрения, дик­туется многими обстоятельствами. Наиболее существенные из них следующие:

Во-первых, изменились условия обеспечения безопасности Российской Федерации в экономической сфере, являющейся базовой в этом процессе. В связи с переходом к ры­ночным отношениям в экономике появилось множество юриди­ческих лиц – производителей и потребителей, в том числе и зарубежных. Например, по состоянию на 1 июля 1998 г. в России было зарегистрировано 1694 совместных с инофирмами предпри­ятий, в том числе 1342 с участием стран НАТО, Японии, Южной Кореи, Израиля и др.

Но о какой стабилизации экономики может идти речь в условиях разваленного народного хозяйства, при «конституционно» сложившейся системе безответственной перед народом власти, в буквальном смысле приватизированной разного рода казнокрадами, баями и панами? О каком согласии может идти речь, если, например, на начало 1999 года основные слои населения ранжировались по уровню доходов по шести позициям:

супербогатые, долларовые миллионеры – 0,001%;

богатые и очень богатые – 1%;

состоятельные (высоко обеспеченные) – 3%;

средне обеспеченные – 16%;

малообеспеченные – 21%;

бедные – 59% (в том числе «социальное дно» – 15%)?

О какой внутренней безопасности можно говорить, если среднедушевые доходы богатых и средне обеспеченных соотносятся как 100 к 1, а государственный бюджет формируется из расчета не более чем 6-7% потенциально возможного. Создавшееся положение достаточно образно можно охарактеризовать словами поэта Андрея Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек».

В то же время ст. 34 Конституции Российской Федерации предусматривает право на свободу предпринимательства. Данное право предусматривает свободное использование человеком своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34 Конституции РФ). В сочетании с правом частной собственности такая свобода предпринимательства выступает как правовая база рыночной экономики, исключающая монополию государства на организацию хозяйственной жизни. Эта свобода рассматривается как одна из основ конституционного строя (ст. 8 Конституции РФ). Право на экономическую деятельность включает ряд конкретных прав, обеспечивающих возможность начинать и вести предпринимательскую деятельность. Для этого субъект права на экономическую деятельность может создавать предприятия под свой риск и ответственность, свободно вступать в договоры с другими предпринимателями, приобретать и распоряжаться собственностью. Никакой государственный орган не имеет права диктовать предпринимателю, какую продукцию он обязан производить и каковы должны быть на нее цены (если пределы не регулируются законодательством). В результате вышеизложенной правовой политики в настоящее время Россия не имеет оборонной промышленности.

Во-вторых, в создавшихся условиях резко возросла необходимость повышения эффективности обеспечения безопасности России в информационной сфере. Ибо, приходится отмечать, что одним из товаров, пользующимся как на Западе, так и на Востоке большим спросом, стала информация о системе безопасности России. Появилась реальная опасность расхищения этого ресурса за счет сниже­ния возможностей государства по контролю за информационны­ми потоками. Ориентация на кооперацию с зарубежными страна­ми при развитии рынка продуктов и услуг в России привела к появлению на этом рынке информации, утечка которой представляет угрозу для безопасности страны, в особен­ности при широкомасштабной деятельности на рынке зарубеж­ных и совместных фирм.

Дремучее невежество и необычайно развитые животные инстинкты власть имущих, причисляющих себя к элите, не позволяют даже осознать проблемы информационной безопасности государства. В то же время, например, в «Стратегии национальной безопасности США в следующем столетии» вопросы информационной безопасности занимают второе место после проблемы квалифицированных кадров, опережая такие направления, как «космос», «противоракетная оборона», «присутствие за границей и влияние американской мощи». Кроме того, приходится с сожалением отмечать, что в России вместо правового гражданского общества, «миллионов акционеров» и обещанного процветания создана полукриминальная власть денег, силы и беззакония, а главное – беспримерная в новой истории система эксплуатации населения. Трудно ожидать единства в обществе, когда вместо социально-ориентированной политики внедряется идея обогащения меньшинства за счет ограбления подавляющего большинства.

Стремление к более тесному взаимодействию с зарубеж­ными странами в процессе конверсии оборонного комплекса, ориентация при этом на открытость и гласность привели к утеч­ке важнейших информационных сведений об оборонном потенциале страны и пе­редовых технологиях. Такая неуправляемая конверсия стала угро­жать тенденцией «расползания» ядерных и ракетных технологий, технологий двойного применения и т. д.

Коммуникационные и компьютерные технологии, которые спо­собствуют законному развитию безопасности государства, преступные группы ис­пользуют для совершения серьезных уголовных преступлений. Они применяют их для совершения как традиционных правонарушений, та­ких, как мошенничество, так и новых преступлений, например, созда­ние и распространение компьютерных вирусов. Ущерб, причиняемый современными компьютерными вирусами, оценивается в миллиарды долларов. Легкость, с которой правонарушители могут действовать че­рез национальные границы, и сложность борьбы с такими преступле­ниями выводят киберпреступность в разряд серьезных глобальных проблем безопасности. Такая преступность создает серьезную угрозу наведению «цифровых мостов» посредством использования компьютерных и теле­коммуникационных технологий. Следовательно, борьба с киберпреступностью должна стать составной частью программы обеспечения безопасности государства в современном мире.

Энергичное освобождение общества от «чрезмерной милитаризации» за годы перестройки не привело к резкому повышению благосостояния народа и динамизму экономики. Не в пользу России произведен и раздел «трофеев холодной войны»: она потеряла больше, чем приобрела в результате вывода войск, сокращения и раздела вооруженных сил бывшего СССР. Пространство, ранее занимавшееся Варшавским Договором, не стало нейтральным, а превратилось в арену скрытого военно-политического соперничества. Бывшие противники получили новых союзников и приблизились к российским рубежам, США выступают инициаторами дальнейшего расширения НАТО, продолжают гонку вооружений – теперь уже на качественно новом уровне. В результате этого сегодня не единичны случаи, когда отдельные государст­венные и негосударственные организации, предприятия и граж­дане, получившие каким-либо путем закрытую информацию, продают ее за бесценок, нанося ущерб государству и даже своему бизнесу.

Однако необходимо отметить, что наряду с чисто организационными и техническими при­чинами подобное стало возможным в связи со слабой правовой урегулированностью отношений этой сферы деятельности. Отсутствие четких юридических предписаний как в понятийном аппарате гражданского и уголовного законодательств России, так и в регламентации порядка принятия правоохранительных мер соответствующими компетентными органами, организа­циями и должностными лицами, а также принятие с процессуальным нарушением нормативно-правовых ведомственных актов, касающихся охраны государственной тайны, способствовало криминализации внутригосударственных и международных отношений.

Анализ законодательных основ обеспечения безопасности России показывает, что сегодня возрастает актуальность разработки и при­нятия нормативно-правовых актов высшей юридической силы. В этих актах необходимо четко обозначить базовые юридические понятия, характе­ризующие как законность, так и противоправность действий в сфере обеспечения безопасности России, как суверенного государства; определить границы содержа­ния этой деятельности, составляющей государственную тайну; установить четкий порядок защиты безопасно­сти государственных интересов Российской Федерации.

В-третьих, углубление процесса обеспечения безопасности страны, а сле­довательно, увеличение доли военно-промышленного ресурса в потен­циале современных государств усилило стремление военно-политического руководства этих стран добиться превосходства в этой области над своими геостратегическими противниками. Этой цели, например, служат поисковые работы, начатые в 1989 г. по заказу военного ведомства США по созданию средств программно-математического воздействия, выход США в 2001 г. из Договора по ПРО и начало испытаний. По признанию мировых экспертов, эти и другие факты положили начало созданию нового класса средств межгосударственной борьбы, цель которого – захват и удержание единоличного всестороннего превосходства США над миром. Завоевание такого превосходства по планам аналитиков предшествует непосредственному началу военных дей­ствий и позволяет достичь стратегических преимуществ.

Одним из примеров, подтверждающих аналитические выводы, выступает разработанное и осуществляемое в настоящее время США и их союзниками информационно-психологическое и программно-математическое воздействие на информационный ресурс потенциального противника, в т.ч. Россию. Содержание такого организованного и спланированного воздействия, как известно, составляют массированные, групповые и одиночные программные удары, специальные опе­рации и систематические действия по выявлению данных о наи­более важных объектах информационного ресурса противника, заблаговременному установлению скрытого контроля над ним с целью перераспределения и (или) поражения (либо хотя бы соз­дания угрозы для удержания его от аналогичных действий в от­ношении российского информационного ресурса), а также информационно-психологиче-ские воздействия на сознание противоположного общества.

Возрастающая зависимость общества и государства от современных информаци­онных технологий приводит к появлению новых уязвимых мест и одновременно создает новые благоприятные возможности для США. Потенциальный противник способен использовать уязвимые места посредством применения таких средств воздействия, как про­граммно-компьютерная атака и оружие направленной энергии. Появление подобных средств международной борьбы предоставляет возможность планировать применение так называемого «некинетического оружия».

При осуществлении специального воздействия на сферу духовной, информационной и социальной безопасности государства могут решаться следующие глобальные задачи: дезорганизация системы государственного управления; подрыв экономического потен­циала; разложение общества; уничтожение национальных интересов и ценностей; скрытая экономическая и демографическая экспансия; ведение разведки и др.

В этих условиях мы считаем необходимым вспомнить слова Алена Даллеса – бывшего шефа ЦРУ США, которые он написал во время первого этапа «холодной войны», определяя задачи борьбы с Россией и намечая наиболее оптимальный и эффективный путь их решения. В частности, он писал: «Посеяв в России хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Как? Мы найдем своих единомышленников, своих помощников и союзников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа; окончательного, необратимого угасания его самосознания. Из литературы и искусства, например, мы постепенно вытравим их социальную сущность. Отучим художников, отобьем у них охоту заниматься изображением, исследованием тех процессов, которые происходят в глубине народных масс. Литература, театры, кино – все будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых творцов, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, предательства – словом, всякую безнравственность. Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркомания, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство, национализм, вражду народов, прежде всего вражду и ненависть к русскому народу, – все это мы будем ловко и незаметно культивировать. И лишь немногие, очень немногие будут догадываться или понимать, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратим в посмешище. Найдем способ их оболгать и объявить отбросами общества».

Таким образом, с точки зрения международного права, мы имеем:

новый вид межгосударственной борьбы – информационное противоборство;

новый класс средств борьбы – средства программно-математического и информационно-психологического воздействия.

Однако в современных условиях достаточно очевидна сложность квалификации подобных действий с позиции общепринятых международных норм, объявленных в Гаагских (1907 г.) и Женевских (1949 г.) конвенциях относительно права войны и военных конфликтов. Прежде всего потому, что трудно определить, к какому виду оно относится – к обороне или к наступлению. Неясно также, к какому именно уровню относят­ся проводимые мероприятия специального информационно-психологического воздействия – к личному, общественному, государственному. Стираются раз­личия между такими традиционными атрибутами противоборства как фронт и тыл (воздействие осуществляется на всю глубину информационного пространства противостоящего общества). Нако­нец, весьма неопределенной оказывается грань между войной и миром. Следовательно, возникает насущная потребность в международно-правовом регулировании этой области противостояния государств.

В-четвертых, цель блоковой стратегии «мирового сообщества» во главе с США – обеспечить содержание «золотого миллиарда» на достигнутом высоком уровне потребления. Разрушение СССР в 1991 году способствовало осуществлению этих планов, выгодных не только для Запада, но и для развивающихся стран Востока, в частности, КНР, которая проводит политику, направленную на отторжение от России континентальной части российского Дальнего Востока и Забайкалья (например, численность «китайского населения» в Приморском крае на лето 1999 года уже составила 15%, а глубина проникновения в результате «мирной экспансии» на отдельных направлениях превысила 350-400 км). По существу, образование новых субъектов международного права в административных границах СССР было беззаконием, поддержанным мировым сообществом.

В настоящее время в мировом сообществе культивируется мнение, будто бы Советский Союз исчерпал возможности для дальнейшего развития и закономерно перестал существовать в качестве великой державы. После разрушения СССР этот тезис был распространен на Российскую Федерацию. В сознании человечества создается миф о том, что дальнейшее территориальное дробление России – необходимость и благо не только для ее народов, но и для всего мира. При этом известный «доброжелатель» России З. Бжезинский, обосновывая необходимость расчленения России, цинично называет Россию «главной разменной картой американской политики». В общественное сознание внедряются «приоритеты» коренных народов, легализуются идеи «национального самоопределения» и главенства местных законов, повышения экономической самостоятельности регионов, разделения полномочий центра и субъектов федерации.

Например, если во второй половине 90-х годов США предлагали купить нашу Сибирь за 3 трлн. долл. (при реальной стоимости одних ее ресурсов – в 100 раз большей), то в начале XXI века они уже просто намерены забрать ее силой. Так в американском журнале «Джи-Кью» появилась статья под названием: «Мы купим вас. И тем спасем». Здесь же помещалась карта. Жирная желтая линия, разрезая надвое выкрашенную в жгуче красный «советский» цвет Россию, поднималась по Енисею с севера на юг, пересекая Байкал западнее Иркутска, и упиралась в Монголию. Все, что находилось слева от линии, называлось «Россией», а справа – «Американской Сибирью». Статья сопровождалась призывом: «Давайте купим Сибирь!». Далее называлась сумма: «Всего за каких-то три триллиона долларов мы можем спасти Россию, прибавив семь звезд к нашему флагу, и обеспечить целому поколению невиданное процветание». (Звезды – это семь новых американских штатов под названиями Сибирь, Западная Якутия, Восточная Якутия, Амурская Бурятия, Хабаровский, Приморский и Беринг)1.

В-пятых, важным обстоятельством актуальности про­блемы обеспечения безопасности Российской Федерации является факт существования реальной угрозы потери суверени­тета и территориальной целостности государства через духовно-нравственное и интеллектуальное разложение общества. Прихо­дится признать, что наши стратегические «оппоненты» одержали над СССР, а затем и над Россией политическую (раскол СССР, распад содружества государств Варшавского Договора, установление нового политического режима в России), экономическую (промышленность и сельскохозяйственные предприятия России либо стоят, либо находятся под контролем западных и крими­нальных структур), а также и военную победу (реформа в Воору­женных Силах пробуксовывает на месте, ввиду недофинансирования ярко выражены тенденции деморализации личного соста­ва и т.д.).

Но мировая практика показывает, что поражение в политической, экономической и военной областях не является окончательным, если не сломлен духовно-нравственный и культурный потенциал народов России. Поэтому сегодня делается все, чтобы лишить население страны (прежде всего молодое поколение) исторической памяти, воспитать у рус­ских людей как государствообразующей нации (82% от населения России) сознание непол­ноценности и необходимости идти на поводу США в уготовлен­ное для них «стойло». Одной из составных частей этого процесса является информация. Необходимо отметить, что информация, помимо созидательной силы, может в себе нести и «отрицательный» заряд. По масштабности и разрушительности информационного оружия с ним не может сравниться ни одно из существующих средств вооруженной борьбы. Для негативного информационно-психологического воздействия на сознание русской нации используются все доступные средства: телевидение, радио, художественная литература, учеб­ники, периодические издания, религиозные секты, кино, компью­теры и т. п. Причем спектр направленности их действия распро­страняется от порнографии до зомбирования сознания людей.

Например, проведенный в одном из научных исследований контент-анализ содержания, времени показа отечественных и зарубежных художественных фильмов на трех телевизионных каналах (ОРТ, РТР, НТВ) показал, что немалую долю занимают фильмы, пропагандирующие насилие, вседозволенность. Когда в обществе духовной основой была марксистко-ленинская идеология, государственный контроль осуществлялся над всеми СМИ, появление низкопробных фильмов на телевидении было большой редкостью. Так, если в 1995 г. они составляли 33,6% от всех демонстрируемых фильмов, то в 1998 г. уже 36,2%, и преобладающее количество из них (80%) – зарубежные. Заслуживает внимания и тот факт, что 88% из них демонстрировались в вечернее время (прайм-тайм).

Особенно в спектре информационного воздействия хотелось бы остановиться на появлении компью­терных технологий по генерированию виртуальных реальностей и на возможных путях их применения. Анализ этого процесса позволяет сделать вывод, что их опасность для человека – будь то от­дельная личность или общество в целом – заключается в следующем:

погружение в иллюзорный мир и подмена им действи­тельности, подобно наркотическому состоянию, чреваты психи­ческими заболеваниями;

увлечение эффектами виртуальной реальности и выклю­чение из других видов активности ограничивает развитие личности;

«калькирование» восприятия и мышления в соответствии с программами обусловливают шаблонность поведения в преде­лах схем, созданных виртуальной реальностью;

при взаимодействии с информационной средой возможно тотальное психическое включение в систему в поисках нужной или полной информации или же полное отторжение среды как средства взаимодействия и получения нового информацион­ного ресурса;

при взаимодействии пользователя с сетевыми партнерами возможен уход в иной мир человеческого взаимодействия, замена реального общения контактами с реальными и виртуальными се­тевыми партнерами.

Этот тип контактов при полном погружении в виртуаль­ную реальность непредсказуем, поэтому опасен. В результате возможно аккумулирование эффектов виртуальности и возникно­вение эффектов зомбирования со сложными процедурами выхода из виртуальной реальности. В связи с этим уже сейчас среди ученых-правоведов звучат призывы к созданию новой отрасли права – компьютерной.

Известен также опыт американских ученых по созданию лазерными устройствами голографического изображе­ния, которое способно влиять на психику человека особенно в экстремальных условиях. В ходе таких действий пла­нируется, например, создавать на небе голографические изобра­жения различных авторитетных личностей, которые будут советовать «своим единоверцам» прекращать сопротивление, сда­ваться на милость победителя и возвращаться домой (например, опыт действий многонациональных сил в ходе войны в Ираке в 1991 г.). Эта идея заимствована американскими учеными из области рекламы и развлекательных шоу. Лазерная технология сегодня позволяет проецировать, например, на облака движущиеся трехмерные изображения. Именно такие и им подобные установки используются в качестве так называемого оружия несмертельного действия.

Таким образом, виртуальные технологии и соответст­вующие им технические средства характеризуются тотальностью информационно-психологического воздействия на сознание человека, что позволяет обеспе­чить высокую степень включенности его в виртуальный мир. Эти технологии преодолевают защитные барьеры и фильтры рефлек­сии человека и могут воздействовать на его психику. В этих условиях, по мнению мировых аналитиков, особую трудность и опасность представляют переходные режимы от виртуальной к действительной реальности.

В сложившейся ситуации необходимо напомнить, что Конституция РФ (ст. 71) устанавливает, что «в ведении Российской Федерации находятся ... оборона и безопасность; оборонное производство», а в ст. 114 говорится, что правительство «осуществляет меры по обороне страны». Хотелось бы, чтобы это было реально, а не виртуально. Ибо в самом широком смысле обеспечение безопасности государства включает:

создание благоприятных внешнеполитических условий для обороны страны;

определение приоритетных национальных интересов в области оборонной безопасности, комплекса политико-дипломатических и иных невоенных средств и способов ее обеспечения;

разведывательную и контрразведывательную деятельность и определение характера угроз оборонной безопасности;

организацию военно-политического и стратегического руководства обороной страны, вооруженными силами и другими войсками;

принятие законодательных документов по обороне, создание необходимой экономической и научно-технической базы для надежной обороны;

формирование оборонного сознания граждан и общества, создание морально-политического и психологического потенциала оборонной безопасности;

подготовку территории страны к обороне;

стратегическое планирование боевого применения Вооруженных Сил и поддержание вооруженных сил и других силовых структур, привлекаемых к обороне, в состоянии высокой боеспособности, боевой и мобилизационной готовности к вооруженной защите Отечества;

развитие военной науки и военного искусства;

сохранение и развитие оборонно-промышленного комплекса.

Исследовав вышеуказанное содержание процесса обеспечения безопасности государства, можно выявить основные взаимосвязи системы безопасности государства, общества, личности, которые показаны на рис. 1.




Внутренние

системы

(подсистемы)




Внешние

системы









Личность




Регион










Социальная группа




Мировое




Безопасность

сообщество

Общество
















Государство




Природа







(среда обитания

Народ




человечества)


vse-sposobnie-derzhat-oruzhie-stranica-27.html
vse-sposobnie-derzhat-oruzhie-stranica-32.html
vse-stati-dlya-zhurnala-moj-rebyonok.html
vse-tipi-saharnogo-diabeta-tochnaya-insulinoterapiya-insulinzavisimogo-saharnogo-diabeta-praktika-tochnogo-rascheta.html
vse-uchastniki-teatralnogo-finala-festivalya-nagrazhdayutsya-diplomami-i-prizami.html
vse-v-odnoj-lodke-stranica-10.html
  • write.bystrickaya.ru/gosduma-prinyala-v-tretem-chtenii-zakonoproekt-o-federalnom-byudzhete-na-2008-2010-godi.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/praktikum-shestoj-praktikum-nachinayushego-radiolyubitelya-borisov.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebnik-stranica-7.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-5-dokazatelstva-i-dokazivanie-v-ugolovnom-processe-uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-ugolovnij.html
  • textbook.bystrickaya.ru/istoriya-boevogo-fehtovaniya-razvitie-taktiki-blizhnego-boya-ot-drevnosti-do-nachala-xix-veka-stranica-9.html
  • klass.bystrickaya.ru/620014-g-ekaterinburg-ul-8-e-marta-13.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-x-perehod-k-visshim-tipam-mishleniya-lyusen-levi-bryul-sverh-estestvennoe-v-pervobitnom-mishlenii.html
  • klass.bystrickaya.ru/alternativnost-v-istorii-kak-podhod-k-analizu-variativnosti-razvitiya-poslevoennoj-evropi.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pravila-perevozok-skoroportyashihsya-gruzov-obshie-polozheniya.html
  • studies.bystrickaya.ru/globalzacya-svtogospodarskih-zvyazkv.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-a-suhomlinskij-serdce-otdayu-detyam-rozhdenie-grazhdanina-pisma-k-sinu-stranica-4.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-p-rudnev-harakteri-i-rasstrojstva-lichnosti-stranica-3.html
  • urok.bystrickaya.ru/pravovoe-regulirovanie-avtorskih-prav-v-globalnom-informacionnom-prostranstve-sravnitelnij-analiz-pravoprimenitelnoj-praktiki.html
  • college.bystrickaya.ru/1-6-primeri-rascheta-rabochih-ustavok-stupenchatih-tokovih-zashit-linij-ot-mezhdufaznih-kz-s-cifrovimi-i-analogovimi-rele.html
  • lecture.bystrickaya.ru/aventyura-ix-o-tom-kak-zigfrid-bil-poslan-v-vorms-v-g-admoni-pesn-o-nibelungah.html
  • college.bystrickaya.ru/3-personalnij-sostav-kafedri.html
  • pisat.bystrickaya.ru/triada-lesoupravlenie-lesoustrojstvo-i-lesnaya-ekonomika-v-trudah-prof-m-m-orlova-stranica-3.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-praktike-evropejskogo-suda-po-pravam-cheloveka-i-resheniyah-konstitucionnogo-suda-rossijskoj-federacii.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/referat-po-literature-tema-obraz-voronezha-v-stihotvoreniyah-o-mandelshtama-i-a-ahmatovoj.html
  • write.bystrickaya.ru/gangutskoe-srazhenie-stranica-12.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-iii-priklyucheniya-toma-sojera.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplina-fizika-kafedra-obshej-i-eksperimentalnoj-fiziki-stranica-7.html
  • lecture.bystrickaya.ru/b-korpusini-bos-memlekettk-kmshlk-lauazimina-ornalasu-shn-zhalpi-konkurs.html
  • urok.bystrickaya.ru/pravila-napravleniya-kopii-energeticheskogo-pasporta-sostavlennogo-izmeneniya-v-normativno-pravovih-aktah-ob.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zadachi-sozdat-usloviya-dlya-osvoeniya-metodologii-osnovnih-podhodov-strategii-i-metodov-nauchnogo-issledovaniya-aktualnih-problem-obrazovatelnogo-menedzhmenta.html
  • literatura.bystrickaya.ru/spisok-ispolzovannoj-literaturi-izdannoj-na-russkom-yazike-mihail-bejlkin.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/poryadok-ispravleniya-yavno-vizivayushee-nazvanie-knigi-konechno-mozhet-zadet-vas-no-novogo-v-etom-pravo-zhe-nichego.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/a-zhenshini-podobni-volnam-muzhchini-s-marsa-zhenshini-s-veneri.html
  • school.bystrickaya.ru/4-enurez-rukovodstvo-dlya-nachinayushih-fej-predislovie-vvedenie-primenenie-istorij-pro-enni.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nazvanie-tematika.html
  • report.bystrickaya.ru/iii-otrazhenie-polozhenij-dissertacii-v-osnovnih-publikaciyah-avtora-socialnaya-otvetstvennost-v-sisteme-regulirovaniya.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovnoe-soderzhanie-raboti-buddizm-v-sociokulturnom-prostranstve-rossii-socialno-filosofskij-analiz.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-prakticheskih-rabot-dlya-studentov-specialnosti-220200-avtomatizirovannie-sistemi-obrabotki-informacii-i-upravleniya-po-discipline.html
  • tasks.bystrickaya.ru/3-najblsh-viznachn-pod-u-ekonomchnomu-zovnshnoekonomchnomu-zhitt-ukrani-u-2004-2005-rokah.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-istoriya-kulturi-kazahstana.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.