.RU

Закон "Об авторском праве и смежных правах" - страница 10



Фиксация

Ну почему люди так часто пропускают фиксацию?! Вот произнес пламенную речь (рекламного характера), в ауди­тории множество заинтересованных глаз, но речь закан­чивается, и... — и все.

Все.

Прочувствуйте ситуацию со стороны аудитории: «Он закончил, и ничего не произошло... Аплодисментов нет, заинтересованных вопросов никто не задал... Значит, пред­ложение неинтересное? А я-то, дурак, повелся...» — все логично, поскольку он смотрит только на выступающего и других таких же горящих глаз, как и у него, слева и справа — не видит.

Обязательное правило: после каждого значимого выступ­ления организуйте реакцию, чтобы аудитория услышала и поняла, что услышанное было ей — интересно.

• Самый ни к чему не обязывающий вопрос: «Поднимите руки те, кому сейчас кажется, что ему это может быть интерес­но» — тут руку не поднять трудно... А если руки подняли мно­гие — ну, значит, выступление было стоящим.

Фиксация очень похожа на подписание соглашения. Как только человек выдвигает свои встречные условия или просто соглашается с предложенным, он попал. Для этого можно использовать следующие формочки:

- Когда тебе можно перезвонить, чтобы договорить­ся о встрече?

- Поднимите руки те, кого это предложение заинте­ресовало.

- В каком виде ты предпочитаешь это делать?

- Сколько тебе понадобится для этого времени?

- Сколько ты готов заплатить или какая оплата тебя устроит ?

^ Практикум: Как обратиться к руководству

Для закрепления пользования алгоритмом ЗАХВАТ — ПРИЕМ — ФИКСАЦИЯ и универсальной схемы комму­никативной схватки предлагаем самостоятельно пропи­сать подробную последовательность шагов в ситуации, когда надо максимально результативно обратиться к ру­ководству.

• В качестве помощи и подсказки можно обратиться к соот­ветствующей главке в книге «Формула успеха», но предуп­реждаем, что многие детали вам придется додумывать са­мостоятельно.

Итак, заполните эту схему своим жизненным опытом и мудростью!

ЗАХВАТ

Первичный контакт




Определение поля и условий схватки




ЗАХВАТ

Привлечение и фикса­ция внимания




Депотенциализация противника




ПРИЕМ

Удар (прием)




Латентный период (дымовая завеса)




Коридор ему для отхода




Толчок и помощь в полете




ФИКСАЦИЯ

Пресечение попыток увернуться




Фиксация итогов




Завершение контакта




^ Ответы на практикум

«Как обратиться к руководству»

ЗАХВАТ

Первичный контакт

Привлеките к себе

внимание, пристройтесь

Определение поля и условий схватки

Обустройте ситуацию,

наладьте контакт, сделай­те руководителю удобно

Привлечение и фикса­ция внимания

Тезис: «У меня к вам важ­ный вопрос»

Депотенциализация противника

Важность и срочность

вопроса: «Без решения этого вопроса оказывает­ся невозможным то-то.,.»

ПРИЕМ

Удар (прием)

В чем проблема

Латентный период (дымовая завеса)

Ее причины: «Это, похо­же, вызвано тем, что ...»

Коридор ему для отхода

Что требуется для ис­правления: «Мне кажет­ся, все это можно изме­нить и улучшить. Для это­го нужно...»

Толчок и помощь в полете

Что готовы взять на

себя вы: «Со своей сто­роны я мог бы сделать то-то и то-то»

ФИКСАЦИЯ

Пресечение попыток увернуться

Выслушивание пози­ции шефа, уточнение ее

Фиксация итогов

Удостоверились, что шеф понял вас, а вы поняли шефа.

Проинформировали шефа, что взяли из

ФИКСАЦИЯ




разговора вы и что те­перь будете делать




Завершение контакта

Благодарность. После отстроились и перестали привлекать внимание




У вас получилось похоже, да? Чтобы эта схема действи­тельно встроилась в вашу жизнь, напишите полный текст своего возможного разговора с шефом. А потом, при удоб­ном случае, проведите этот разговор и еще раз просмот­рите его с точки зрения использования всех необходи­мых деталей. Насколько эффективны были пристройки, насколько успешен был захват? Все ли результаты за­фиксировали вы сами и все ли, что нужно, зафиксировал ваш уважаемый шеф?


^ Обустройство, или Пространственная организация общения


Территориальный язык коммуникаций


Возле камеры № 7 Мюллер остановил­ся. Он долго смот­рел в глазок, потом дал знак охраннику, и тот отпер тяже­лую дверь. Мюллер вошел в камеру пер­вым. Следом за ним

Штирлиц. Охранник остался возле двери. Камера была пуста.


Каждая птица хочет свить свое гнездо, каждый руководи­тель хочет обустроить свой кабинет, каждая ситуация общения требует своего обустройства. Деловая встреча требует деловой обстановки, личная — обстановки уют­ной. Если вы хотите подчеркнуть важность вопроса, вы не будете решать его на ходу в коридоре.

•Да?

Разговор складывается очень по-разному, в зависимости от того, вы. подходите к подозвавшему вас человеку

• На его территорию.

или человек идет за вами к вам в кабинет.

• После чего по вашему приглашению садится туда, куда вы ему указали. Или остается стоять, если вы сесть ему не предложили.

^ Разрешите пригласить вас за стол. Нет, вам не сюда...

Имеет значение и то, как вы расположитесь за столом. Посмотрите схему:

Самое неудачное для контакта — расположение А-Б3: так стоит садиться, только если вы хотите подчеркнуть свою независимость от партнера или нежелание с ним общаться.

Расположение А-Б2 подходит для деловой беседы с эле­ментами противостояния: у вас есть общие вопросы, но вы смотрите на них с разных сторон, и каждый со своим интересом. Эта позиция, естественно, разрешает конку­ренцию, атаку и защиту.

Если на переговорах используется игра «хороший-пло­хой», то очевидно, что «плохой» (вредный, неуступчивый, задающий неудобные вопросы) должен сесть напротив (А-Б2), а «хороший» (милый, дружественный, стремящий­ся к компромиссу) будет вести свою обработку из лич­ной позиции А-Б1.

Расположение через угол А-Б1 располагает не просто к партнерским, но к партнерско-личным отношениям: меж­ду вами есть пространство, но вы рассматриваете все вопросы практически «плечом к плечу». С другой сторо­ны, нужно учитывать, что в этой позиции вы «завязаны» друг на друга и отсутствие общения переживается как тягостная пустота.

• Иногда это проблема, а иногда бывает очень «на руку».

Расположение А-Б4 — самое универсальное, подходящее и для партнерских деловых, и для ненавязчивых личных отношений. Вы рядом, вы можете смотреть на вопросы с общих позиций, но как легко обернуться друг к другу, про­демонстрировав дружественность или интерес, также необременительно погрузиться в свои размышления, на некоторое время позабыв о партнере.

Основные факторы в такой психогеографии — это

• дистанция между вами,

• предметы между вами и

• разворот друг к другу.

Любой предмет между вами выполняет функцию «барье­ра», или «защитного препятствия»: если ваша задача — закрыться от партнера, то этому помогут и стол между вами, и очки или ручка в руках, и даже поза «коленка на коленку».

• Что еще? Как с творческого человека, с вас еще десять пун­ктов. Книга? Листы доклада? Сувенир, который можно кру­тить в руках и с интересом рассматривать ?

Впрочем, очевидно, во всех других случаях эти защитные препятствия будут контакту мешать.

^ Язык поворотов

Что касается разворота, то, чтобы сделать его рабочим инструментом вашего эффективного общения, рекомендую взять яркий и умный фильм.

• Ну, например, «Тот самый Мюнхгаузен» и, выключив звук,

• чтобы не отвлекал великолепный текст, отслеживайте:

• какой стороной — левой или правой? — герои повора­чиваются (поворачивают голову) друг к другу,

• уменьшают или увеличивают дистанцию,

• как при этом меняется у них выражение лица,

• когда и зачем поворачиваются друг к другу спиной...

По каким признакам вы можете догадаться, что герои на­строены на общение? Настроены общение прекратить?

Кто открывается и ищет открытости, кому это неинтерес­но? Кто сейчас в нападении, кто в защите? Кто в ком больше заинтересован?

• И такдалее. Если сделаете просмотр не в одиночестве, а в компании таких же талантливых людей, как и вы, результа­ты будут еще более впечатляющими.

Следует выбрать расположение «лицом к лицу», когда вы хотите:

• подчеркнуть уважение и расположение к человеку, ко­торый с вами разговаривает,

• подчеркнуть деловой характер разговора,

• если хотите сказать нечто важное, то, что обязательно должно быть отмечено.

• В том числе когда хотите какой-то фразой человека расстре­лять. Если сидите сбоку — не поленитесь, встаньте, прой­дите на более выгодную позицию и киньте прямо в лицо.

С другой стороны, если вам нужно предупредить конф­ронтацию и подвести человека к позиции сотрудниче­ства, ищите возможность уйти от расположения «напро­тив», от позиции «лицом к лицу» и пристроиться плечом к плечу.

• Да-да, просто чтобы лучше рассмотреть вот эту бумагу!

Просто сделали шаг к собеседнику, повернулись, оказа­лись рядом с ним — три пункта, три секунды! — а многие вопросы решаются уже легче!


^ Правило «право-лево»

Левая сторона — сердечная, личная, интимная. Пра­вая — деловая, общественная, формальная. Да. Предпо­ложим1. И что с этим делать? Пользоваться предельно конкретно.

Если вы хотите выразить человеку более теплое и личное отношение, поверните (и наклоните) голову не-

1 Обоснование — в интереснейшей (для специалистов) книге А.Я. Бродецкого «Внеречевое общение в жизни и искусстве: Азбука молчания».

много направо, чтобы вы оказались к нему немного — какой стороной? Попробуйте. Да, окажетесь к нему ле­вой стороной. Вы смотрите на человека левой сторо­ной — вы показываете ему свою открытость, желание идти на личный контакт.

• А если вы войдете в кабинет к чиновнику, он всегда будет смотреть на вас правой стороной лица.

Даже когда вы хотите попрощаться и уйти, вы можете сделать это по-разному: разрывая контакт правой или левой стороной лица. Если ваш внутренний текст: «Мне все это не нужно», вы при любом раскладе развернетесь через правое плечо; если же ваше отношение «Жалко расставаться, но мне пора», вы будете уходить, повернув­шись левой стороной лица.

• Что любопытно, даже если дверь слева и вам придется для такой фигуры довольно сложно переминаться...

^ Практикум: Где лежать заявлению?

Ситуация: обсуждается вопрос, идут переговоры.

Собеседников: два или более.

Расположение: сидят за столом.

Между ними: листок с текстом, рисунком или схемой.

• Ну, предположим, это заявление. Что произошло:

Человек положил листок перед собой.

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

Человек положил листок между собой и партнером.

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

Человек пододвинул листок к партнеру.

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

Вопросы:

Как вы расшифруете происшедшее? Что означает, на ваш взгляд, тот факт, что человек положил листок ТАК или ТАК? Исходя из того, что едва ли могут быть однозначные расшифровки, дайте ТРИ разные интерпретации каждого из вариантов. Запишите их.

И что вы теперь будете делать, когда листок вам положи­ли ТАК? Откомментируете? Переложите? Перейдете на сторону партнера?

Ответы на Практикум: Где лежать заявлению?

Смыслов положения листа действительно может быть много, и достаточно разных. Например:

Человек положил листок перед собой.

- Я заставлю вас идти мне навстречу!

- О себе я подумал, о вас — нет...

- Я тебе доверяю и знаю, что могу делать так, как удобнее мне. А тебе дам почитать попозже. Да?

Человек положил листок между собой и партнером.

- Я настаиваю, что мы на равных.

- Решите сами, где и как ему лежать правильно.

-Давай на этот листок будем обращать меньше вни­мания и обсудим вопрос неформально...

Человек пододвинул листок к партнеру.

- Хочу подчеркнуть уважение к вам.

- Хочу выразить вам свое расположение.

- Посмотри, тебе в этом разбираться долго. А мне уже все понятно...

- На, читай! Читатель...

Как узнать, какая из расшифровок в данном случае бли­же к правде? Смотрите на стиль: на то, КАК человек поло­жил на стол это заявление. Уверенно? С опасением? Со сжатыми зубами? С теплой улыбкой? А как повернута го­лова — к вам левой стороной или правой?

• Если правой, то расшифровки скорее: «Я вас заставлю!» и «Я настаиваю!», если левой стороной к вам, то в вашу сто­рону звучит: «Я тебе доверяю» и « Ты мне нравишься...»

^ Дистанция в общении

Следующий важный момент в обустройстве ситуации — это приемлемая для собеседника и соответствующая ва­шим задачам дистанция в общении. Сорок сантиметров между вами или метр сорок — иногда именно это оказы­вается критическим обстоятельством, определяющим ус­пех или неуспех разговора. Если чисто пространственно вы находитесь слишком далеко от собеседника, он ощу­щает отсутствие контакта, а вы представляетесь ему че­ловеком холодным или недружественно к нему настроен­ным. Напротив того, слишком короткая дистанция созда­ет ощущение, что на него давят, а вы — человек бесцеремонный и навязчивый.

Как же определить это «слишком далеко» или «слишком близко»?

В первую очередь дистанцию в общении определяет тема (жанр) беседы. Дистанция официальных переговоров — от 3,6 м,

• ответственные сотрудники министерства вам уточнят, делового разговора: 1,2—3,6 м,

• в российской культуре обычно короче, потому что у нас де­ловые отношения всегда перемешиваются с личными,

личной беседы: 45 см — 1,2 м.

• Протянули друг другу руки, поздоровались, беседуем,

219

интимного сообщения: 15—45 см.

• От «на ушко» до длины доверительного локтя.

Естественно, вносят свои поправки индивидуальные осо­бенности вашего партнера: чем человек чувствует себя важнее и значительнее, тем более он настаивает на значи­тельной дистанции.

• В кабинете самого высокого руководства подчеркивать ве­личественность его Хозяина будет стол самых солидных размеров, который непременно окажется между вами.

Прохладное отношение выражается в тенденции держать­ся на расстоянии, однако, если вы в какой-то ситуации почувствуете сопротивление делового партнера вашему стремлению сократить дистанцию, не делайте преждевре­менных выводов: не факт, что он мало расположен имен­но к вам. Это может быть его общее отношение к людям или, скажем, национальные особенности.

• Известно, что южане естественным для себя образом об­щаются на более короткой дистанции, нежели, например, «горячие финские парни» и прочие скандинавы.

Итого: если вы хотите продемонстрировать расположен­ность к человеку, старайтесь уменьшить дистанцию меж­ду вами. Но если после вашего очередного микро-шага (или наклона) в его сторону он делает такой же микро-шаг назад или синхронно отклоняется от вас, значит, вы на границе приемлемой для него дистанции.

• Приемлемой пока. Возможно, через несколько минут его ощущение допустимой между вами дистанции изменится, особенно если вы практикуете подстройки.

^ С чего начинаются подстройки

Штирлиц вспомнил деда: старик умел разговаривать с птицами. Он садил­ся под деревом, под­манивал синицу и подолгу смотрел на пичугу, и глаза у него делались тоже птичьими — быст­рыми, черными бу­синками, и птицы совсем не боялись его.

«Пинь-пинь-тарарах!» — высвистывал дед.

И синицы отвечали ему— доверительно и весело.


Есть фундаментальная закономерность: «свой» для нас всегда «хороший», а «чужой» — если не враг, то по край­ней мере внушающий опасения. А как люди узнают, кто рядом с ними: «свой» или «чужой»? Через сознание это решение проходит в малой степени, чаще оно складыва­ется из неясных ощущений, обычно непохожий на нас, непривычный, «другой» человек воспринимается как «чу­жой», а похожий, «как мы», кажется «своим». Отсюда сле­дует элементарный вывод: чем более вы сможете создать у собеседника ощущение сходства между вами и им, тем вероятнее, что между вами возникнут доверительные, свой­ские отношения.

Какие здесь есть разумные возможности?

Азы начинаются с соответствия в стиле одежды (джин­сы не смотрятся на фоне смокингов, шляпа «не катит» в бандановом окружении), мастерство проявляется в искус­стве подстроек. Подстройки — это такие тонкие изме­нения в поведении, которые бессознательно ощущаются собеседником как признаки вашей с ним похожести. Что­бы выполнить некоторые из подстроек, требуется доволь­но высокая квалификация. Самые простые и понятные — подстройки по телу, такие, как подстройка по позе, по жестам, дыханию и внутреннему ритму.

• Довольно часто эти подстройки осуществляются между людьми автоматически, неосознанно. Так, например, когда несколько человек сидят на лавочке в ряд, положив ногу на ногу (и все в одну сторону), то, если один из них меняет ногу, вместе с ним почти сразу это делают и остальные. Просто так всем захотелось.

Итак, прямая подстройка по позе заключается в том, что­бы, внимательно присмотревшись и оценив положение тела партнера, принять максимально похожую позу.

• Естественно, сделав это не нарочито, а потихоньку, чтобы не создать впечатление передразнивания.

Ничуть не хуже подстройка зеркальная, когда вы повто­ряете позу партнера ее симметричным отражением: глав­ное, чтобы сохранялся общий рисунок, если хотите — на­строение позы.

Если партнер во время разговора положил локоть на спин­ку дивана и кистью стал задумчиво поправлять свои во­лосы, то, если спустя минуту, не прерывая беседы, вы есте­ственным образом захотите сделать то же самое, партнер ничего не заметит, кроме того, что у вас с ним неплохое взаимопонимание.

Партнер наклонился к столу, рисует на листе схему про­екта — возможно, у вас достаточно хорошее зрение, что­бы рассмотреть рисунок издалека, но лучше придвинуть­ся к столу и наклониться так же, как это сделал партнер. А когда он от стола откинется — вы, все сразу поняв в проекте, сделаете то же самое.

Кроме подстройки прямой и зеркальной, прекрасно работает подстройка через дополнение.

Он начал фразу — вы ее закончили.

Она сделала паузу — вы ответили выразительным лицом.

Он достал сигарету — вы щелкнули зажигалкой.

• И все в одном музыкальном ритме, на одном дыхании!

Или — вот вы подошли к другу и уютно обняли его за плечи. Или девушка уютно устроилась у него на плече. А вот к надутому мужу жена подошла сзади, положила руки на его напряженные плечи, сказала: «Ты хороший!», — аккуратно прижалась к нему и обтекла собой его сердитую спину.

• Вот и попробуй после этого с ней поругаться!

Активный вариант подстройки через дополнение — под­стройка через организующую провокацию: прилег перед человеком так, что тому захотелось присесть и обнять, за­хотелось пристроиться самому. Если человек рядом си­дит с закрытым перекрестом, сядьте также, но с перекре­стом открытым. Правило право-лево: по возможности из­бегайте подстройки с правой стороны, если хотите личных отношений.

^ Основные правила подстройки

«Эхо». Подстройка (подчеркнем: любая, не только по телу, но и по речи, и по дыханию) должна выполняться с мень­шей интенсивностью, чем оригинальные действия клиен­та. Он рассмеялся — вы улыбнулись, он закинул ногу на ногу, вы скрестили щиколотки, он сложил руки на груди, вы положили одну ладонь на другую. И так далее.

• И если вначале это вас может немного от разговора отвле­кать, то скоро будет, напротив, развлекать. И придавать уве­ренности в себе.

«Настроение». Подстройка должна воспроизводить не столько внешний рисунок позы и жестов, сколько внут­реннее состояние партнера, физическое или душевное. Важно прочувствовать, как распределен вес тела партне­ра (и повторить это своим телом), какое состояние выра­жают эти так напряженные или расслабленные мышцы. В вашем внимательном к партнеру теле должно происхо­дить не просто внешнее чередование его быстрых или плавных жестов, а проживание его интереса, энтузиазма, задумчивости, решительности...

• Но, еще раз повторим, немного слабее: как бы эхом, отра­жением. ..

«Комфорт». Любая воспроизводимая поза и любой по­вторяемый жест должны быть для вас комфортны и орга­ничны.

• При минимальной тренировке это не так уж и сложно. В пра­ктике актерского искусства есть специальное задание: один делает самую нескладную, невообразимую позу, а другой ищет возможность ее оправдать — повторить так, чтобы в ней оказались и смысл, и естественность.

«Логика». Ваши позы и жесты должны быть логичны и осмысленны, соответствовать сути ситуации и содержа­нию беседы.

• Естественно.

Тренировка

Подстройки особенно хорошо работают не у теоретиков, выучивших все их разновидности и правила их примене­ния, а у практиков, отработавших эти техники до автома­тизма. Соответственно, вам имеет смысл потратить неко­торое время на качественное обучение, потренировать этот навык и закрепить его в практике так, чтобы нужные подстройки у вас происходили на уровне бессознатель­ной компетенции.

• То есть сами. И более вас не отвлекали.

Самое простое упражнение на подстройку по позе и же­стам выполняется следующим образом.

Выполнять его лучше в тройках. Двое сидят друг напро­тив друга, а третий — перпендикулярно к ним. Задача первого — «просто быть» и разговаривать (когда хочет­ся), второго (это вы) — активно беседовать с первым и, самое главное, к нему подстраиваться. Задача третьего: в первую очередь — наблюдать, во вторую — помогать вто­рому, напоминая о правилах подстройки.

• Эхо. Настроение. Комфорт. Логика.

Если вы умеете и вести беседу, и аккуратно подстраи­ваться, то даже в упражнении, когда ваши задачи очевид­ны, ваш собеседник через некоторое время увлекается собственно беседой и про ваши подстройки забывает. А вот вы забывать о них не должны, потому что именно это и является вашей основной работой в упражнении.

• Первый, второй и третий могут несколько раз сменить свои позиции и, соответственно, роли, чтобы получить опыт со всех трех сторон.

^ Тонкие телесные полстройки

Телесные подстройки по позе и жестам считаются самы­ми простыми, явными и, если хотите, грубыми. Более тон­кие, внешне практически незаметные, но при этом более эффективные — это подстройки по дыханию и ритму.

^ Подстройки по ритму

Людям свойственно множество малозаметных ритмичных движений: ритм кивания головой, ритм легкого покачива­ния телом, покачивания носком туфли или постукивания пальцем по столу... Все эти движения, как правило, не замечаются обычным взглядом, но взглядом внимательным видятся легко. А самое главное, при желании — так же легко и воспроизводятся, особенно если использовать пе­рекрестные подстройки.

Перекрестными подстройки называются тогда, когда один ритм или рисунок мы отражаем похоже, но по-другому. Человек скрещивает руки, а мы ноги. Он постукивает пальцем, мы в этот же ритм покачиваем ногой. Он кивает, мы покачиваем рукой. Он дышит, мы киваем. Он приглу­шает голос, мы наклоняемся вперед. И так далее.

^ Подстройки по дыханию

В любой подстройке важнее всего поймать ее общий ри­сунок, ее внутреннее настроение, а более всего это отра­жается в дыхании человека. Любое изменение состоя­ния человека отражается в первую очередь в его дыха­нии, и, если мы сумели почувствовать и повторить дыхание человека, мы подстроились под самую суть внутреннего состояния человека.

Трудность только в том, что ритм дыхания внешне заме­тен менее других ритмов, уловить его со стороны не все­гда легко, и здесь более всего важна ваша привычка при­сматриваться, прислушиваться и вчувствоваться в собе­седника. С ее помощью уловить ритм дыхания оказывается вполне реально: когда-то вам удастся заметить игру света и тени на блузке или лацканах пиджака, в другой раз дыхание обнаружит себя как равномерное сопение. У муж­чин чаще наблюдается брюшное дыхание: вперед-назад подается живот. У женщин грудь устремляется вперед-вверх и потом опадает. Часто видно, как колеблются пле­чи (вверх-вниз), раздуваются и опадают крылышки носа. Иногда человек незаметно для самого себя в такт соб­ственному дыханию слегка покачивает головой...

Уловив ритм дыхания собеседника, вы пристраиваетесь к нему, причем важно только попадание в такт, а не точное воспроизведение рисунка дыхания. Вполне достаточно похожего ритма, с попаданием хотя бы через раз на третий, а то и в противофазе — он вдыхает, вы выдыхаете, — в любом случае вы оказываетесь в сильнейшей подстройке. Если вам удалось хорошо подстроиться под дыхание собе­седника, у вас автоматически, сами, уже без специальной наладки, запускаются основные телесные подстройки под его позу и жесты, сами подстраиваются голос и ритм речи.

^ Подстройки по голосу и речи

Об этом подробнее, как о подстройках чрезвычайной важ­ности. Предлагаем исходить из того, что ваши голосовые связки достаточно развиты для того, чтобы без напряже­ния делать голос более высоким или низким, напрягать тембр стальным цоканьем или добавлять в его окраску бархатные обертоны, играть интонацией от мурлыкающе­го «И о чем мы будем сегодня разговаривать?» до команд­ного «Я сказал!». Если это так, то подстройка по голосу и заключается в том, что вы подстраиваете свой голос в тон партнеру, подыскиваете схожий тембр и попадаете в интонацию, в мелодию, а также в ритм и дыхание собе­седника.

Это надо отработать так, чтобы все происходило само, авто­матически. Звонит телефон, вы поднимаете трубку: «Да!» — и уже полностью в слухе: какой там звучит голос? Отмети­ли: темп, тембр, интонации. Ваш ответ — как музыкальный отзыв — течет уже на заданной собеседником частоте...

А самое главное правило:

Говорите на выдохе партнера, вдыхайте на его вдохе.

Это даст вам как минимум два ценнейших приобретения: во-первых, автоматическую подстройку по дыханию, а во-вторых, говорить вы станете существенно короче...

^ Первое упражнение: «Слушай мелодику речи парт­нера»

Это подготовительное упражнение, состоит оно в том, что один говорит, делая интересной мелодику своей речи, дру­гой отражает мелодику его речи рукой. Это похоже на дирижирование и полезно для обоих: один учится гово­рить в разумном темпоритме и с интересной мелодикой, другой учится слушать не только содержание, но и стиль, интонационную окраску речи.

^ Второе упражнение на голосо-речевую подстрой­ку: «Уложи речь на дыхание партнера»

Работа идет в парах: первый учится говорить на выдохе второго. Второй, собственно, ничего не делает, только си­дит, дышит и слушает первого. А вот первый трудится, говорит — о чем угодно, хоть о погоде, если больше не о чем. Вначале научитесь говорить только на своем вы­дохе. Это довольно естественно, но вы, как творческий человек, можете отработать важный дополнительный на­вык: каждую свою мысль-фразу укладывать на длину соб­ственного выдоха. Одна мысль — один выдох. Один вы­дох — одна мысль.

• Много выдохов — много мыслей, однако!

Отработали? Классно. Теперь пусть каждая ваша фраза (и соответственно ваш выдох) ложится на выдох слу­шающего.

• Что естественным образом приведет к некоторой раздроб­ленности вашей речи. Его выдох — вы говорите. Пошел его вдох— вы улыбаетесь. Молча.

А напоследок, как показатель мастерства, позаботьтесь о том, чтобы ваша речь, отражая дыхание партнера, приоб­рела еще и певучую плавность. Вы уже разрешаете себе иногда говорить и на вдох партнера, укладывая туда вещи случайные, малозначимые,

• ну так — кстати (вдох!),

а вот на выдох партнера вы произносите (кладете) наибо­лее важное из того, что вы хотите сказать, — те слова, на которых вы делаете акцент, ударение.

^ Третье упражнение на голосо-речевую подстрой­ку:

«Уложи речь на произвольный ритм»

С флегматиками все эти вещи на подстройку по дыханию проходят хорошо, но, если ваши собеседники — люди жи­вые и темпераментные, ритм их речи может быть когда-то и непредсказуемым, и рваным. Вы к этому готовы? Чтобы быть на уровне и соответствовать, вот вам еще одно уп­ражнение. Один участник выполняет в нем роль Весело­го Барабанщика, а второй — Говоруна. Веселый Барабан­щик отбивает рукой ритм,

• для начала — несложный,

а Говорун свою речь в него укладывает: рисунок его ударений должен попадать в предложенный Барабанщи­ком ритмический рисунок.

Когда это освоено, Веселый Барабанщик начинает произ­вольно менять ритм (к примеру, вальс — похоронный марш — «Спартак чемпион!» — гимн России: три-четыре смены за пять минут), Говорун подстраивается под его меняющийся рисунок.

• Как показывается практика, кроме техники подстроек, в этом упражнении дополнительно прекрасно развиваются способность к импровизации, чувство партнера и музыкаль­ный слух.


zasedanie-plenuma-nauchnogo-soveta-po-skoroj-medicinskoj-pomoshi-ramn-provedenie-na-baze-otdelenij-nii-sp-im-n-v-sklifosovskogo-master-klassov-i-shkol-seminarov.html
zasedanie-postoyannogo-komiteta-pkbm-zal-bolshogo-komiteta-parlamenta-finlyandii-etazh-r.html
zasedanie-pravitelstva-moskovskoj-oblasti-stranica-3.html
zasedanie-pravitelstvennoj-komissii-po-federalnoj-svyazi-i-tehnologicheskim-voprosam-informatizacii-pod-predsedatelstvom-ministra-svyazi-i-massovih-kommunikacij-rossijskoj-federacii-i.html
zasedanie-prezidiuma-30-iyunya-2009-goda-stranica-20.html
zasedanie-prezidiuma-gossoveta.html
  • school.bystrickaya.ru/blagotvoritelnaya-deyatelnost-v-rossii-imeet-znachitelnie-vozmozhnosti-pri-nebezuprechnoj-ih-realizacii-s-6.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-podgotovki-aviacionnogo-personala-na-sverhlegkih-letatelnih-apparatah-obshie-polozheniya.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kniga-az-i-ya-stranica-8.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/ramki-dozvolennogo-vremya-novostej-gazeta-moskva-ekaterina-butorina13-12-2010-7-stranica-12.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programmno-metodicheskij-kompleks-filosofiya.html
  • esse.bystrickaya.ru/raspisanie-uchebnih-zanyatij-dlya-studentov-4-kursa-7-semestr-dnevnogo-otdeleniya-fakulteta-mirovoj-ekonomiki-i-finansov.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/vstrecha-u-podnozhiya-ayudaga-rasskazi-starih-perepletov-moskva-kniga.html
  • desk.bystrickaya.ru/organizacionnie-shagi-po-sozdaniyu-klassa-sodejstvuyushego-zdorovyu-metodicheskie-rekomendacii-po-napisaniyu-programmi.html
  • grade.bystrickaya.ru/ob-izmeneniyah-v-sostave-molodezhnogo-soveta-informacionnij-byulleten-profsoyuza-4111-2011-g.html
  • university.bystrickaya.ru/g-kirova-utverzhdayu.html
  • control.bystrickaya.ru/bezrabotica-v-rossii-kak-socialno-ekonomicheskoe-yavlenie.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-posobie-blagoveshensk-2012-vvedenie-pri-izuchenii-anatomii-glavnim-obektom-dolzhen-vsegda-bit-zhivoj-organizm-iz-nablyudenij-nad-kotorim-dolzhno-ishodit-vsyakoe-izuchenie.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prichini-priglasheniya-misii-milspo-i-zadachi-stoyavshie-pered-nej-v-ponimanii-deputatov-medzhlisa.html
  • literature.bystrickaya.ru/d-a-medvedev-rossiya-ne-sojdet-s-puti-reform-statya-v-gazete-financial-times-ot-20-yanvarya-2004-goda-16.html
  • desk.bystrickaya.ru/oformlenie-uvolneniya-i-provedenie-rascheta-kurs-lekcij-trudovoe-pravo-ukraini-chast.html
  • college.bystrickaya.ru/13-slushajte-chitajte-chitaem-po-russki.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/ggna-u-farmac-z-osnovami-ekolog.html
  • bukva.bystrickaya.ru/organizaciya-logisticheskoj-cepi-v-deyatelnosti-predpriyatij-neftegazovoj-otrasli-chast-6.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-kursovoj-podgotovki-uchitelej-4-h-klassov-nachalnoj-shkoli.html
  • thesis.bystrickaya.ru/poryadok-i-predeli-predstavleniya-rezultatov-operativno-rozisknoj-deyatelnosti.html
  • universitet.bystrickaya.ru/sud-yamalo-neneckogo-avtonomnogo-okruga.html
  • education.bystrickaya.ru/32-raspredelenie-chasov-po-temam-po-specialnostyam-i-formam-obucheniya-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-finansovomu-pravu.html
  • testyi.bystrickaya.ru/5hardkvanon-more-i-noch.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/671-obshie-svedeniya-b-d-grubij-14-yanvarya-1977-g.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-5-patterni-povedeniya-e-gamma-r-helm-r-dzhonson-dzh-vlissides.html
  • lecture.bystrickaya.ru/43-gosudarstvo-i-obshestvennie-obedineniya-1-obshaya-harakteristika-teorii-gosudarstva-i-prava-kak-nauki-i-uchebnoj-disciplini.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kultura-srednevekovoj-zapadnoj-evropi-osobennosti-cennosti-ideali-stranica-3.html
  • testyi.bystrickaya.ru/aktualnost-temi-issledovaniya-istoriya-obrazovaniya-v-rossii-v-celom-issledovana-dostatochno-polno-odnako-ryad-tem-trebuyut-dopolnitelnogo-i-detalnogo-izucheniya.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sobranie-lyubovnoj-liriki-nemeckih-poetov-i-poetess-period-xvi-xx-vv.html
  • lesson.bystrickaya.ru/osen-profilaktiruem-sezonnie-zabolevaniya.html
  • testyi.bystrickaya.ru/antropometricheskie-pokazateli-obsheobrazovatelnaya-programma-doshkolnogo-obrazovaniya-avtorskij-kollektiv.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-xiv-skazka-o-vlyublyonnoj-chelovekonenavistnice.html
  • education.bystrickaya.ru/18-lebed-budet-dostupen-nashemu-zovu-eshe-devyatnadcat-chasov-tajna-volanda-olga-i-sergej-buzinovskie-tajna-volanda.html
  • tasks.bystrickaya.ru/24-sistema-standartov-bezopasnosti-truda-ssbt-perechen-osnovnih-zakonodatelnih-i-inih-normativnih-pravovih.html
  • knigi.bystrickaya.ru/shkoli-internat-dlya-detej-sirot-i-detej-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditelej-departament-obshego-obrazovaniya-administracii-tomskoj-oblasti.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.