Загадочные циклы в жизни человека
.RU

Загадочные циклы в жизни человека


ЗАГАДОЧНЫЕ ЦИКЛЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА Елена Сикирич Возраст от 0 до 7 лет
В жизни человека всякое бывает. События чередуются друг за другом, одни приносят радость, другие горе. Иногда кажется, что то, что происходит с тобою, вполне логичное и понятное следствие того, что ты делал раньше и кажется тебе, что твоя судьба полностью в твоих руках, и что держишь ее под контролем. Иногда создается такое впечатление, что некоторые ситуации и события в твоей жизни сваливаются на тебя, словно снег на голову. Откуда они взялись? Почему происходит со мною именно это, а не что-то другое? Почему именно со мною, а не с кем-то другим? Какие последствия может иметь в будущем та или иная моя реакция на события, происходящие сейчас? Как выбрать правильное решение среди множества вариантов, содержащих, каждый, много “за” и много “против”, как не ошибиться? А может быть то что должно произойти со мною, все равно произойдет, как бы я не старался что-либо изменить, и судьба посылает мне ситуации вовсе не принимая во внимание ни мое мнение, ни мои реакции? А может быть, все наоборот, я хозяин своей судьбы, сам решаю что хочу и сам ее создаю?

Вопросов много, из одного рождается другой, но кажется на самом деле, что ответить на все можно будет только тогда, когда найдем ответ на один основной вопрос, волнующий человека еще изпокон веков: все, что происходит с нами, происходит случайно, стихийно, или во всем этом можно найти определенную закономерность?

На этот вопрос пытались ответить философы всех эпох, и культур, и многие из них высказывают весьма схожие объяснения великой загадки, называемой СУДЬБА. В этой статье мы не будем углубляться во все многочисленные и интереснейшие аспекты этой темы, а так же не будем пытаться в деталях объяснить суть того сокровенного Закона Судьбы, которого в древней Индии называли КАРМОЙ - законом акции и реакции, или Законом Причин и Следствий. В любом случае, все философы древности в одном согласны: ни во Вселенной, ни в жизни человека не бывает случайностей, не бывает абсурдов: все имеет свою сокровенную суть, свой смысл и свою функцию. Все имеет свое “почему” и “ради чего”. Каждое явление в Природе, каждое событие в нашей жизни является натуральным следствием определенной причины, того что происходило раньше или того, что мы делали раньше. Каждая наша мысль, действие, реакция на событие, становится причиной, порождающей новые следствия, новые действия и новые события. Что посеем, то и пожнем! Все между собою связано как звенья в большой цепочке.

Внутри этой сокровенной загадочной Судьбы, или Провидения, как называли ее стоики, в равной мере переплетаются и влияют на ход нашей эволюции Предопеределенность и Свобода Выбора, то что мы не можем избежать и то что можем изменить силой нашей Воли и Понимания.

Философы древности всегда говорили, что на самом деле Предопределенность и свобода выбора не исключают, а прекрасно дополняют друг друга: “Предупределенны” на самом деле Законы, Модели Мироздания и Существования, Путь Эволюции, его этапы и все условия жизни созданные в соответствии с этими моделями. Путь, Законы и Модели Эволюции мы избежать не можем, ибо не мы их создавали, и даже если бы кто-то, когда-либо поставил перед нами эту задачу, она была бы нам далеко не по силам. Но зато никто, никогда не предназначал нам и не давал рецепты КАК ИДТИ ПО ЭТОМУ ПУТИ, какие уроки извлечь из событий выпавших на нашу долю, какие следствия и плоды создавать, среди бесконечного числа самых разнообразных вариантов. В этом и состоит наша СВОБОДА ВЫБОРА. Жить, умереть и вновь родиться мы обязаны, но КАК жить, как использовать события выпавшие на нашу долю, в этом уж мы сами себе хозяева. Не случайно философы древности говорили о Судьбе как о Великой Школе жизни, ибо для них важны не события, выпавшие на нашу долю, а то что человек с ними делает, как на них реагирует, какой урок извлекает, и какие плоды, какую Судьбу вызывает, создает впоследствии того. На самом деле все в наших руках.

Интересно то, что даже наше “обучение” и те условия, которые для этого создаются в “великой школе” судьбы и жизни, не происходят стихийно. В этой статье мы остановимся, синтетически, на одном интереснейшем аспекте, из учений философов древности. Как на верху так в низу. Все во Вселенной, все в Поиолже происходит согласно точно определенным ЦИКЛАМ. Вся жизнь человека происходит согласно циклам, отражающим великие циклы эволюции в Природе и Вселенной. Каждый цикл имеет свои законы, модели, свои “Цели и Задачи”, свои специфические условия для развития, в которых содержанно все то что на протяжении данного цикла человек мог бы открыть, осознать, достичь и применить на практике. Каждый цикл так же содержит в себе ту “планку минимум” в развитии, ниже которой человек не должен идти без вредных последствий для его души, и ту “планку максимум”, которую он имеет шанс постичь (достичь), выше которой он не должен пытаться идти, ибо условия для этого еще не созрели, а каждое дерзновение в этом направлении может вызвать разрушение всего, что человек достиг до того. Не случайно философы древности определяли циклы жизни как возможность перехода из одного состояния сознания в другое.

Сама по себе жизнь человека, это лишь один великий цикл среди других еще более великих. Соответственно, внутри ее существует так же множество более маленьких циклов, и можно было бы их изучать долго и тщательно, выбирая, как точку отсчета, самые разнообразные критерии. Мы остановимся на критерии простом, актуальном и всем нам известном и поговорим о возрастных циклах в жизни человека. По утверждениям известного астролога А. Руперти, возраст - это лишь только стихия, плодотворная почва, внутри которой создается глубокий и интереснейший человеческий опыт, внутри которой пробуждается сознание человека и сокровенные потенциалы его Души, проходящие через естественные этапы своего развития. Одно и то же событи, часто имеет совершенно разные значения, если оно происходит в разных возрастах. В зависимости от возраста, меняется его смысл, меняется реакция человека и те уроки, которые он должен извлечь.

Знаменитый астролог Рудер находит интерснейшую связь между полным циклом целостного развития человека и полным циклом планеты Уран, который продолжается 84 года. Уран - загадочная планета великих перемен, великих трансформаций, вызовов и духовных приключений, откровений новых далей, полетов души и сознания как на коллективном, так и на индивидуальном плане. В своих положительных аспектах Уран одновременно вдохновляет и вызывает к поиску Пути, Смысла, Великих Истин и Возвышенных Идеалов и Грез, к преодолению ограничений пространства и времени, к новым идеям и новым созиданиям. На индивидуальном плане Уран ведет человека в глубь его собственной души, к познанию самого себя, своего внутреннего мира и скрытых в нем потенциалов. Этот путь не пассивный, а творческий и динамичный, он ведет к постоянным откровениям и переосмыслениям, к глубоким переменам и новым рождениям, через тернии к звездам. Уран помогает человеку увидеть цель, будучи еще в начале Пути и вдохновляет на то, чтобы упорно и терпеливо преодолевать собственные ограничения и все испытания,выпавшие на его долю, зная во имя чего и ради чего. Уран - это многогранное целостное развитие, это пробуждение в человеке самого сокровенного в нем - его собственной индивидуальности.

Цикл Урана в жизни человека разделяется астрологами на подэтапы, разными способами. Можно говорить о 7 циклах по 12 лет, о 12 циклах по 7 лет, и о 3 циклах по 28 лет. Чаще всего рассматриваются 12 циклов по 7 лет. Для этого есть свои астрономические и философические причины. С одной стороны, для того чтобы перейти из одного зодиакального знака в другой, Урану нужно приблизительно 7 лет. С другой стороны, если даже не учитывать тот факт, что число 7 имеет глубочайшую символику, подразделение циклов в жизни человека на этапы, состоящие каждый из 7 лет, имеет свои корни в самой глубокой древности. Согласно одному из основных учений эзотерической философии, разных эпох и культур, суть человека не ограничивается лишь только его физическим телом. Строение человека семеричное. В нем существует 7 “измерений”, 7 “тел”, 7 “оболочек”, 7 “планов” или “миров”, один тоньше другого, которые условно можно описать как: физическое “тело”, энергетическое, эмоциональное тело, ум, высший разум, интуиция-Любовь, и Воля. Каждая из этих “оболочек” или “тел” имеет свою особую природу, механизмы, сокровенные потенциалы, начиная с самой материальной и тленной - физическим телом, кончая с измерениями, имеющими чистейшую духовную природу, бессмертную и нетленную: Высшим Разумом, Интуицией-Любовью и Волей. Согласно эзотерической философии процесс целостного развития человека включает в себя, среди всего прочего, и сознательную работу с каждой из этих оболочек, их “очищение” и трансформацию; контроль над их механизмами действия, пробуждение скрытых в них потенциалов. В этом контексте одна из задач человека состоит в том, чтобы объединить все эти “измерения” или “оболочки” в одно неразрушимое целое, и пробудить благодаря этому одно интегральное сознание, одну великую и интегральную внутреннюю силу, через которую проявлялись бы высшие принципы Разума, Интуиции-Любви и Воли.

В учениях философов древности мы находим идею о 7 этапах, или 7 циклах целостного развития человека. Каждый цикл продолжается 7 лет, и соответствует развитию и работе над одной оболочкой семеричного строения человека. Циклы Урана, в астрологии на самом деле, лишь расширяют это основное учение, показывают другую дополнительную сторону медали, с небольшим уклоном на раскрытие психологических моментов, характерных для каждого этапа.

Когда речь идет об изучении полного цикла Урана, продолжающегося 84 года, Рудер советует рассматривать не все 12 этапов по 7 лет, а взять 10 циклов по 7 лет, о 0-го до 70-го года, так как после этого этапа повторяются на другом уровне вещи уже пройденные.

Большой цикл от 0 до 70 лет разделяется на два основных, великих этапа, восходящий и нисходящий, а их кульминацией, или точкой поворота, между тем и другим, является возраст 35 лет. Каждый из этих этапов содержит 5 циклов по 7 лет, и соттветственно, восходящий этап подразумевает период от 0 до 35 лет, а нисходящий от 35 лет до 70-ти, и дальше.

Спешу сразу успокоить наших читателей, если вдруг нисходящий этап вызывает в них не совсем радужные ассоциации и перспективы. Оба этапа одинаково важные и интересные, и каждый из них, в равной мере предоставляет шансы для прекраснейших отровений, переосмыслений и творческих процессов. Философы древности называют восходящий этап этапом Молодости или Весны жизни. До 35 лет, на самом деле, происходит постепенное расцветание всех жизненных сил и потенциалов человека. К. Г. Юнг называет этот период этапом “экстраверта”, так как в нем проявляется одна, характерная, основная тенденция: вся энергия человека, все его жизненные силы, психологические, умственные и творческие потенциалы, направленные во вне, на действия во внешнем мире, на потребность найти свое место и взаимоотношение с ним.

Основные проблемы и цели, которые перед собою ставит человек до 35 лет, так же чаще всего сосредоточены на решении задач, в основном социального плана, таких как: образование, брак, семья, экономические проблемы, социальный статус, работа, карьера, взаимоотношения. Важную раль в решении таких проблем часто играет окружение человека: родители, семья, воспитание, морально-этические взгляды среды. Даже тогда когда речь идет об осуществелнии каких-то его внутренних стремлений и грез или о необходимости справиться со своими внутренними психологическими проблемами и комплексами, человек в этом этапе предпочитает решать задачи подобного плана через действие во внешнем мире, через внешние методы и способы, не влезая в глубину самого себя, для того чтобы там найти корни проблемы и ответы на волнующие его вопросы.

После 35 лет, с началом “нисходящего” этапа, человек даже физиологически постепенно становится другим, так как приблизительно в это время начинают перестраиваться все его нервные клетки, а жизненной энергии, динамики, активности, физической выносливости и “юношеского пыла и азарта” потихонечку становится все меньше и меньше. Многие ошибочно думают, что такие моменты убывания “кипящей” жизненной энергии являются плохим предзнаменованием, предвещающим явно начинающийся процесс внутреннего старения. Но не тут-то было, рано еще себя жалеть. Философы древности утверждают, что после 35 лет происходит коренной перелом в жизни человека. Если до этого периода все его мысли, идеи, состояние души и планы на жизнь были направлены вовне, то после 35 лет все его жизненные силы и все его развитие направляется во внутрь, в глубину, в его внутренний мир для переоценки жизненных критериев, качеств личности, души и сознания. На самом деле, в этом возрасте человек получает шанс качественно изменить всю свою оставшуюся жизнь.

Период жизни после 35 лет не является простым продолжением предыдущего этапа, а напротив, ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕМ, ПЕРЕОЦЕНКОЙ всего того, что происходило раньше, в первом этапе, так называемой молодости. В этом и состоит основная задача развития в нисходящем этапе. Человек должен вновь встретиться с самим собою и с окружаемым его миром, посмотреть на все другими глазами, вновь открыть для себя то, что раньше не виделось и не понималось, и меняясь соответственно, создать новые, более широкие и глубокие критерии жизни. О коренном переломе в этом этапе говориться потому, что все взгляды, мечтания, стремления, поиски, метания, и события молодости видятся не просто иными глазами, а переосмысливаются до такой степени, что человек иногда доходит до противоположных взглядов, выводов и мнений. Даже более того, философы утверждают, что после 35 лет человек должен пробудить в себе, словно второе дыхание, и искать иные, более подходящие формы, чтобы проявить и выразить все новые понимание, откровения и переосмысление, накопившиеся в его внутреннем мире. Это касается всех аспектов его жизни: взаимоотношений, работы, семьи, творчества, стремлений и грез души. На самом деле он получает шанс осуществить на практике все свои сокровенные мечтания молодости, не таким способом как виделось и мечталось тогда, а в другой, новой форме, иногда совсем неожиданной, но всегда более реальной и более вдохновляющей душу.

Если еще раз повнимательнее посмотреть таблицу №1, то мы сможем констатировать, что возрастные циклы в жизни человека интересны для изучения не только каждый по отдельности, а так же в своих взаимосвязях. Астрологи говорят о том, что каждому циклу нисходящего этапа соответствует один цикл восходящего. На самом деле их этого вытекает еще одна довольно тонкая и очень интересная задача развития. Когда мы переходим кульминационный момент 35 лет и находимся уже в том или ином цикле нисходящего этапа, мы должны еще раз пережить и на другом уровне переосмыслить (по новому переоценить) тот восходящий цикл нашей “молодости”, который соответствует этапу жизни, на котором находимся сейчас. А если попроще: на каждом “нисходящем” цикле жизни вновь переживаются и по-новому переосмысливаются все события, моменты и состояния, из соответствующего ему восходящего этапа. Для примера: в цикле с 63 - до 70 лет и дальше переосмысляется изначальный этап жизни от 0 до 7 лет, мы символически возвращаемся в “детство”, а поконкретнее, к истокам существования. В цикле от 56 до 63 года, переосмысляется период от 7 до 14 лет, где на другом уровне в других условиях и с другим применением человек получает шанс вновь возобновить свои энергетические ресурсы, свою внутреннюю силу и передать новую динамику всему, что делает. В цикле от 49 до 56 лет переосмысляется период с 14 по 21 год, где вновь на первый план выступают эмоциональные и психологические внутренние состояния, имеющие свои корни в подростковом периоде, и т.д. и т.д. Цикл от 35 до 42 лет является продолжением и укреплением на другом, более глубоком, как психологическом, так и духовном уровне всего того, о чем человек мечтал, и за что сражался, в важном этапе своей жизни от 28 до 35 лет.

Взаимосвязи между восходящими и нисходящими циклами можно рассматривать так же в обратном порядке. Есть предположение, что, помимо конкретных состояний и событий, актуальных для человека на данном этапе своей жизни, каждый восходящий цикл является в каком-то смысле плодотворной почвой для “посева” “зерен”, которые дадут свои окончательные плоды лишь только в будущем, то есть в соответствующем нисходящем цикле. Таким образом, некоторые удивительные, глубокие и неординарные состояния ребенка в возрасте от 0 до 7 лет будут до конца осознаны и получат свою конкретную и окончательную форму развития и пременения лишь в возрасте от 63 до 70 лет и дольше. Кое-что из того, что “сеем” в возрасте от 7 до 14 лет дойдет до своего полного расцветания, созревания и оптимального применения в возрасте от 56 до 63 лет, и так далее, и так далее.

Астрологи указывают на еще один любопытный факт. Цикл Урана можно еще разделить на три периода по 28 лет, и тогда в дополнение всему что сказано раньше, ключевыми для развития человека становятся: 0 год (год рождения), 28 год жизни, 56 год жизни и 84 год жизни. Об этих ключевых моментах жизни человека мы расскжем более в деталях в продолжении нашей статьи когда поподробнее вернемся к возрастным циклам им соответствующим. Пока можно только обратить внимание на то, что речь символически идет о шансах, которые даются для нового возрождения Души и сознания, для откровения Пути, и всего сокровенного, что с этим связано. Философы древности утверждают, что шансы подобного плана не “падают с неба”, и что они должны быть выстраданы и заслужены в результате пережитых кризисов, внутренних ломок, сражений и испытаний. Прошу заметить, что эти периоды совпадают с циклами планеты Сатурн, Великого Испытателя, проверяющего через трудности, насколько сильно, крепко и неуничтожимо никакими условиями все то, что для нас является дорогим и священным.

Перед тем как перейти к рассмотрению каждого возрастного цикла по отдельности, я еще раз обращаю внимание наших читателей что речь не пойдет о рецептах, как быть в том или ином конкретном случае, ни об абсолютных истинах. Речь пойдет лишь только о моделях, и некоторых точках отсчета, которые могли бы помочь нам самими, разобраться с собою. Но, как пройдет тот или иной цикл нашей жизни, это будет зависеть только от нас самих, от нашего понимания и наших шагов.
^ ВОЗРАСТ: 0 - 7 ЛЕТ
То, что в первую очередь бросаетсяв глаза на этом этапе, это факт, что в этом возрасте развиваются физические и органические функции ребенка, а так же и базовые психические и умственные механизмы его сознания. Но эти внешние наблюдаемые факты являются на самом деле лишь “видимой частью айсберга”, за которой скрываются целая гамма интереснейших переживаний и состояний ребенка, о которых родители часто даже не догадываются. В силу ограниченности нашей статьи мы немного отойдем от общепризнанных и ценных высказываний современных психологов на эту тему, о которых можно проинформироваться во многих интересных трудах по возрастной психологии. В этот раз мы предполагаем посмотреть на ребенка не глазами ученого, а глазами философа древности, которого в первую очередь интересует душа ребенка, его внутренний мир и многогранные, творческие и иные сокровенные потенциалы его личности, а потом, исходя из этого, все остальные параметры. Не все, в высказываниях философов древности, можно статистически и математически проверить, но этот факт не делает их учение менее достойным внимания.

Нам кажется актуальным вспомнить древнюю философскую традицию, которая говорит о том, что духовное развитие ребенка, и даже некоторые ключевые моменты его жизни в этом мире начинается еще до того, как он родился. В этом исключительно важную роль играют родители, которые должны обеспечить ребенку не только идеальные физические условия для жизни, но так же условия для полноценного развития его души и скрытых в ней потенциалах. Ответственность родителй велика, и согласно философским традициям, она начинается еще до того, как в их сознание приходит первая мечта о ребенке. Души родителей и душа ребенка, связанные на самом деле между собою загадочными, мистическими узами, подобно сообщающимся сосудам, когда все, что происходит с одним, отражается автоматически на другом. Именно поэтому философы древноси утверждают что родители своими мечтаниями, стремлениями, внутренними состояниями взаимоотношениями, и самое главное любовью, на самом деле “призывают” соответствующую душу ребенка, задолго до того, как ребенок рождается. В зависимости от того, какой внутренний мир у родителей, чем они дорожат и о чем мечтают, в чем состоят высшие критерии их существования, такой будет ребенок, которого они “призовут к жизни”, такова будет душа ребенка, которая к ним придет, в ответ на их собственные “зов” и “тягу”. Именно в этом состоит большая ответственность родителей, которые должны знать, что за долго до появления ребенка их собственный образ жизни на самом деле во многом определяет внутренние качества, сокровенные потенциалы, таланты и способноси их будущего чада. Философские традиции говорят в этом смысле о своего рода “культуре рождения ребенка”, основывающейся на принципе резонанса, где подобное привлекает подобное. Самую важную роль в этом процессе играет любовь родителей. Любовь - это та сила, которая может преодолеть границы пространства и времени, и чем сильнее любовь между родителями, тем сильнее становится их тяга к тому, чтобы призвать не просто ребенка, а родственную душу. Чем сильнее любовь, связывающая родителей, тем утонченнее, прекраснее, глубже и способнее будет душа ребенка, родившаяся в результате этой любви, и наоборот.

В рамках философской культуры рождения говорится также о моментах зачатия ребенка, которые должны быть исполнены внешней и внутренней гармонии, красоты и проявлений большой любви. Есть примета: какие состояния души в момент зачатия проявляют родители, такая душа ребенка опустится к ним. К «приходу» ребенка готовятся долго и красиво, он должен быть желанным и любимым еще до зачатия — поэтому так нежелательна беременность «случайная» или возникшая в результате лишь физиологического, сексуального влечения. Также опасно не только для организма, но и для души ребенка зачатие в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, при изнасиловании и в других дисгармоничных и разрушительных ситуациях. Но даже в таких случаях есть одна соломинка, за которую всегда можно ухватиться и которая всегда спасает: это любовь к ребенку хотя бы одного из родителей. Если она сильнее тех разрушительных моментов, которые способствовали рождению, то она естественным образом выполняет функцию покровительства и защиты, ограждая душу ребенка от всех опасностей. Сам момент зачатия — это апофеоз родительской любви, благодаря которому родится еще один маленький человечек. Поэтому древние традиции говорят, что он должен проходить не только с красивым состоянием души, но и в чистой и гармоничной атмосфере, с красивой музыкой, цветами, запахами, в окружении всего того, что вдохновляет душу.

Загадочная связь между родителями, особенно матерью, и еще не родившимся ребенком продолжается во время беременности. Хорошо известен тот факт, что мать во время беременности должна вести, по мере сил и возможностей, максимально здоровый и гармоничный образ жизни. Ведь все происходящее с ней — все стрессы, переживания, расстройства, болезни или, наоборот, красивые и запоминающиеся моменты — отражается не только на здоровье физического организма ребенка, но также и на здоровье его психики, определяя ее стабильность или нестабильность. Традиции говорят, что душа еще не родившегося ребенка в каком-то смысле мудрее своих родителей, так как до момента рождения в ней еще сохраняются воспоминания о вечном, об ином мире, в котором она пребывала. Поэтому во время беременности она, говоря символически, может даже стать маленьким учителем для своих родителей, пытаясь «достучаться» до них и «рассказать» им о своем сокровенном внутреннем мире, о своем предназначении на земле, о своих способностях и условиях, которые ей нужны, вплоть до имени. Родители должны попытаться интуитивно почувствовать душу своего ребенка, ее будущий путь и наклонности, а период беременности как раз является прекрасным шансом понять, что это реально, укрепляя таким образом нить, связывающую их с ребенком уже на всю жизнь.

Когда маленький человечек рождается, утверждают философские традиции, он еще очень слаб и в каком-то смысле больше похож на ангела, чем на человеческое существо; еще не прервалась нить, связывающая новорожденного с тем миром, в котором он пребывал до своего рождения. В течение первых нескольких лет, и особенно первого года жизни, его душа в каком-то смысле живет больше «там», чем «здесь»: ребенок пока еще не чувствует четкой разницы между своим внутренним и внешним миром, между миром «земным» и миром «небесным», между прошлым и будущим. Для него все является частью одного большого настоящего, где воспоминания из «мира истоков» переплетаются с только что созданными образами из его новой, земной жизни. Его чувствительность к сокровенному будет продолжаться вплоть до седьмого года жизни, с кульминационным моментом в пять лет, чтобы затем резко уменьшиться, а после семи лет, в большинстве случаев, вообще исчезнуть. Маленький человечек после своего рождения еще не приспособлен к новым условиям жизни в материи, и поэтому, согласно легендам, Судьба наделяет его другом и помощником, «неземным» существом, называемым в традициях ангелом-хранителем. Каждый ребенок до семи лет имеет своего ангела-хранителя, оберегающего его от всех опасностей жизни, пока он не станет на ноги, и, что самое главное, помогающего ему сохранять связь с миром истоков, чувств и воспоминании, для того чтобы укрепить их в его подсознании и уберечь от полного забвения. Интересно, что если внимание ребенка еще полностью не поглощено вещами и интересами материального мира, если его душа еще не очерствела и сохранила детскую непосредственность и чистоту, то при желании он может увидеть своего ангела-хранителя — во сне или наяву, может общаться с ним, получать ответы на свои вопросы, знакомиться благодаря этому с другими невидимыми существами — эльфами, гномами, сильфами — и сохранить на всю жизнь тягу к «волшебному» и прекрасному благодаря опыту, полученному в детстве. Согласно философским традициям, связь с ангелом-хранителем — это лишь первый показатель становления внутреннего мира ребенка, формирования первых вопросов о смысле жизни и о прекрасном, первых мечтаний и стремлений — загадочным способом он получает первые ответы и создает первые представления о мире. Все это отражается в его играх, рисунках, разговорах, и из них родители могут получить ценнейшую информацию о другой, сокровенной и богатой впечатлениями стороне личности своего ребенка. В семь лет, с поступлением в школу, под влиянием воспитания и особенно развития уже конкретных рационально-логических процессов мышления ангел-хранитель и все волшебные моменты детства исчезают, чтобы больше никогда не вернуться, если их не укрепить в сознании ребенка до этого момента.

Говоря о возрасте до семи лет, психологи упоминают о знаменитой склонности ребенка к анимации — якобы он путает мир своего воображения с действительностью, наделяя все мертвые предметы и персонажи сказок душой. Но для ребенка и кукла, и машина, и Снегурочка, и Дед Мороз, и Винни-Пух — все они живые, все они имеют в его глазах право на реальное существование; иногда очень трудно бывает убедить его в обратном. Для родителей ребенок становится большим выдумщиком, его детские фантазии иногда «выдают» такое, чего взрослым уже не понять, и они охотно принимают советы родных и психологов: проявите терпение, это у него пройдет.

Философы древности в этой ситуации, может быть, посоветовали бы совершенно другое: «Милые родители, постарайтесь, чтобы это у него не прошло», — ибо то, что мы поверхностно называем анимацией, на самом деле является проявлением ценного качества, которое было бы весьма полезно развить и взрослому человеку, если бы это давалось ему так легко, как удается ребенку до семи лет. Речь идет о великой способности проникать в сокровенную суть вещей, в «душу вещей», врожденной и естественно проявляющейся в ребенке, которую так сложно вновь разбудить во взрослом человеке, если в детстве ее вовремя не закрепить в сознании. «Зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь» — так можно определить этот прекрасный талант, рождающийся в детстве и, к сожалению, чаще всего умирающий вместе с ним. Если ребенок свой воображаемый мир считает реальным, то, может быть, так оно и есть, может быть, он видит сердцем ту иную реальность, которую уже не может воспринимать логический и слишком уж «черно-белый» ум взрослого? Если ребенок в каждом предмете, дереве, камне, птице видит душу, то, может быть, она там и есть, может быть, действительно не бывает в природе неживого, все в ней живет своей сокровенной жизнью? Уж в этом с ребенком согласны философы всех народов и эпох, на этом основном предположении построены многие ценные учения. Что же говорить о том, когда ребенок называет самой красивой какую-то невзрачную, слишком худую или слишком толстую, по критериям взрослых, женщину — именно потому, что обращает больше внимания на ее душу и человеческие качества, чем на ее внешний облик! Это лишь малая доля проявлений того естественного, еще не испорченного внешней жизнью, воспитанием, социальной средой источника мудрости и моральных критериев, из которого ребенок черпает опыт и знание благодаря так называемому процессу внутреннего диалога, или «диалога с самим собой», доходящему до своей кульминации в возрасте пяти лет. Говорится, что этот диалог происходит благодаря временно проснувшемуся внутреннему голосу, дающему ребенку ответы на все его вопросы.

Великая ответственность родителей и воспитателей состоит в том, чтобы укрепить этот внутренний голос, не позволить ему исчезнуть после семи лет и превратить его в наставника и советника ребенка, чтобы впоследствии, уже став взрослым, он всегда мог обращаться к нему как к своему голосу совести и имел собственные критерии жизни.

Игры, сказки, рассказы о природе, звездах, Вселенной, рисунки, символические ситуации в сновидениях и грезах наяву — все это становится ценнейшим материалом, помогающим проявить богатый внутренний мир ребенка, элементы его предназначения и его будущих склонностей. Особое внимание следует обратить на период от трех до пяти лет, когда ребенок более охотно начинает рассказывать, сам начинает задавать глубокие вопросы и тут же находит на них оригинальные и мудрые ответы. Для того, чтобы все чаще проявлялся внутренний голос, надо по мере сил и возможностей как можно чаще ставить ребенка перед необходимостью самому отвечать на наши вопросы «Если бы ты был Винни-Пухом, как бы ты себя чувствовал? Если бы этот листочек, эти капли на ладони были живыми, что бы они могли рассказать о себе? Как им сейчас живется, хорошо или плохо? Почему?» и т.д. и т.п. Очень помогают игры, когда взрослый исполняет роль ребенка, а ребенок должен поставить себя на место старшего — папы, мамы, воспитателя. Это весьма полезно для всей последующей жизни юного человека. Если привить ему еще в детстве тягу к мудрости, если научить его искать ответы на все волнующие его вопросы внутри самого себя, если направлять его так, чтобы он научился отличать мудрое от глупого, истинное от ложного, если научишь его руководствоваться законами и моральными критериями сердца… то, вполне вероятно нам уже не придется беспокоиться за его судьбу

И еще один очень важный момент. В возрасте трех лет у ребенка наступает первый эмоциональный кризис он становится строптивым, капризничает и скандалит по любому поводу, топочет ногами, устраивает истерики и часто превращается в маленького тирана. Хотелось бы попросить родителей не поддаваться и попробовать даже в этом возрасте привить ребенку элементарные критерии того, что можно и чего нельзя, иначе потом справиться с ним будет очень трудно, а эти эмоциональные всплески могут продолжаться всю жизнь Помимо авторитета проблемы такого плана решаются еще и развитием у ребенка чувства юмора — нужно попытаться превращать такие ситуации в шуточные смешные. Ребенок очень быстро переходит из одного состояния в другое. Смех — прекрасная возможность катарсиса, а кроме того, уже с этого возраста мы таким образом начинаем развивать у ребенка очень важное для взрослого человека свойство не драматизировать события, сохранять определенную дистанцию между собой и своими проблемами.

Необходимо понять, что возраст до семи лет очень важен ибо все, что происходит в этот период, так или иначе отражается на всей последующей жизни человека. Если, например, в этом возрасте в пище ребенка не будет кальция, то организм будет страдать от этого всю последующую жизнь. Если в этом возрасте в жизни ребенка не будет хватать любви, теплоты и родительского авторитета, дружбы и понимания, то всю последующую жизнь человек будет считать себя обделенным любовью и будет сталкиваться с огромнейшими проблемами во взаимоотношениях с другими людьми и в адаптации к социальной среде. Но если в этом возрасте ребенку не будет хватать пищи для души, то он всю жизнь может прожить впустую, так никогда и не поняв, для чего родился и ради чего жил.

^ Возраст от 14 до 21 года
Каждому возрастному циклу присущи свои проблемы, которые человеку приходится преодолевать, но кризис подросткового периода во многом отличается от всех остальных. Своим масштабом, драматизмом сюжета и количеством втянутых в него персонажей он напоминает настоящую мелодраму, а иногда просто хорошо разыгранный спектакль, в котором автор, режиссер, художник-декоратор, мастер по спецэффектам, костюмер и исполнитель главной роли совмещаются в одном лице — в лице самого подростка.

На этом сложном, неоднозначном и по-своему красивом жизненном этапе в жизни молодого человека все так сильно закручивается, ускоряется, меняется и начинает видеться иными глазами, что у самого подростка создается иногда впечатление, что и весь мир, и он сам за считанные дни перевернулись с ног на голову.

Но нет дыма без огня. Действительно, все именно так и происходит. Иногда постепенно и незаметно, а часто очень бурно в подростковом возрасте созревают и пробуждаются разнообразные эмоциональные состояния, замысловатые психологические механизмы, каких раньше просто не было, какие даже и не снились. А если что-то подобное и существовало на предыдущем этапе, то оно было скорее бессознательным, чем сознательным.

Пробуждение психики во всей красе сопровождается изменениями в характере и поведении подростка. Тут нас уже ничем не удивишь: с одной стороны — бурная реакция, капризы, переживания, непредсказуемое поведение и мышление, романтические всплески и серьезное увлечение то чем-то одним, то чем-то другим, а с другой стороны — моменты депрессии, пассивности, лени, замкнутости на себе и на своих “свежеосознанных” комплексах, столь прославивших подростковый возраст.

В этот период жизни переосмысляются многие ценности. То, на что раньше не обращали внимания и чему не придавали никакого значения, становится жизненно важным и необходимым. И вот мы с вами дожили до того, что когда-то “неприкосновенный и не подлежащий обжалованию” родительский авторитет, а вместе с ним и все прелести спокойной жизни в кругу семьи становятся “пережитками прошлого”, никак не уживающимися с растущей потребностью подростка в свободе и независимости. Центральное место в жизни нашего милого чада — еще ребенка и уже взрослого человека — занимают не семья и родители, а взаимоотношения с окружающим миром, с другими людьми и в первую очередь — с противоположным полом. Немаловажную роль в этом играют физиологические изменения в организме, а также постепенное осознание подростком своей половой зрелости и сексуальности.

Кризис подросткового возраста проявляется через множество драматических конфликтов и противоречий. И если на данном этапе их не разрешить, они могут тянуться всю последующую жизнь, мешая формированию личности и ее адаптации к жизненной действительности.

Весь сыр-бор разгорается между двумя сторонами личности подростка. С одной стороны, несмотря на ускоренный рост, физиологическое созревание и явные внешние признаки взрослого человека, наш герой во многом остается еще ребенком, часто наивным и неспокойным и, как бы он этого ни отрицал, в глубине души желающим, чтобы его все опекали, защищали, огораживали от трудностей реальной жизни. С другой стороны, он прекрасно осознает, что детство уже позади. Встает проблема обретения статуса зрелого человека в своих глазах и, что особенно важно, — в глазах своего окружения. И если сторона ребенка в подростке берет верх, то взрослый в нем тут же пытается избавиться от нее, отрицает, старается не показывать.

Все это вызывает чувство растерянности и неуверенности в себе. Пытаясь скрыть его и желая выглядеть уверенным, подросток часто прибегает к крайностям, к неестественному для себя поведению. Взрослые, в свою очередь не понимая этого, воспринимают все более драматично и трагично, чем есть на самом деле, и вместо того, чтобы помочь подростку разобраться в этой каше противоречивых чувств и неуклюжего поведения, обычно предоставляют ему расхлебывать все самому (“пусть дурь из головы выветрится”), создавая тем самым почву для новых конфликтов.

Но ведь подросток — человек далеко не глупый, его чувства тонки и обострены. И он прекрасно понимает свою главную проблему: проявить внешние признаки взрослого человека — еще не значит стать взрослым, стать внутренне зрелым. Он прекрасно осознает, что существует большая разница между имиджем, который он себе создает, между поступками, которыми он удивляет или бесит свое окружение, и тем, кем он является на самом деле. И что самое важное, он прекрасно знает, каким ему хотелось бы стать, каким (если не на длительный срок, то по крайней мере на данный момент) хотелось бы, чтобы его видели другие.

Для этого возраста характерен юношеский максимализм. Поэтому представление подростка о себе — идеализированное, а его требования к себе и окружению — завышенные. Огонь внутренних конфликтов и противоречий вспыхивает именно вследствие констатации того, насколько его идеализированные представления о том, каким он должен быть, отличаются от того, каков он есть на самом деле, то есть мечта — от реальности. Это в первую очередь касается внешности, которая становится предметом основных и самых сильных забот и волнений. Ибо в чем бы ни состояли его интеллектуальные интересы или увлечения для души, они не решают основной проблемы: доказательство физической зрелости всегда налицо - если ты не выглядишь зрелым мужчиной или женщиной, то никто не будет с тобой считаться, никто не станет воспринимать тебя всерьез. На этой почве возникают первые комплексы и предпринимаются первые попытки с ними справиться. А дальше действие разворачивается, как по сценарию: излишняя забота о своем внешнем виде, прическе, одежде... Можно днями и ночами вертеться у зеркала, выявляя все, что не так. Ребята занимаются спортом, качают мышцы, ежедневно тщательно бреют два жалких волоска, с гордостью называемые бородой... Девочки пробуют всевозможные диеты и косметические процедуры, позволяющие увеличить грудь, уменьшить талию и т. д. Особенно тяготит в этом возрасте чувство сексуальной неполноценности. Для подростка стать зрелым и самоутвердиться как мужчина или как женщина обозначает самоутвердиться на сексуальном плане. Проблема первого полового полового акта становится очагом особых переживаний. А вдруг у меня что-то не так? Таким вопросом часто задаются в этом возрасте, а попытка ответить на него становится почвой для дополнительных комплексов и страданий: страх первого раза, робость, стеснительность, боязнь оказаться не на высоте, опасения, что негармоничные пропорции и недостатки его тела будут осмеяны...

Несмотря на то что переживания подобного рода могут показаться возрастными глупостями, которые пройдут сами собой, родители не должны оставить своего ребенка без поддержки и допустить, чтобы он боролся с проблемами в одиночестве. Равнодушие ничуть не ускорит проживание таких моментов. Нормальные, зрелые беседы на эти темы могут успокоить подростка, помочь ему разобраться во множенстве вопросов, и что самое важное — они помогут ему не зацикливаться на переживаниях, связанных с его внешним видом и сексуальностью. Родители должны направить ребенка, показать, что жизнь зрелого человека состоит и из других, может быть, даже более важных, интересных и вдохновляющих моментов… Оставив это без внимания, мы рискуем вырастить невротичного и патологически озабоченного своей персоной человека. В доказательство тому констатация: когда смотришь, на чем нынче зацикливаются люди, создается впечатление, что многие взрослые, даже старики, еще не вышли из кризисов подросткового возраста.

Имеются вполне реальные основания для того, чтобы помочь подростку открыть для себя “иные горизонты”. Параллельно со сражением за физиологическую зрелость и полноценность внутренний мир подростка не остается пустым… Он расширяется и на глазах наполняется самыми разнообразными интересами, тонким чувством прекрасного, романтическими мечтами и грезами. Родителям и взрослым не нужно ничего придумывать и навязывать, можно только помочь подростку раскрыть и осознать то, что он уже несет внутри себя, найти конкретные формы применения этого сокровища. Необходимо понять, что наш герой по сути своей — неисправимый романтик и идеалист. Он живет чувствами и вдохновением, а поэтому иногда ощущаетет силы свернуть горы, только дай ему волю или создай для этого условия! Но осторожно, родители! Сокровенные мечты, грезы и интересы нашей юной особы настолько красивы, идеалистичны и даже утопичны, что отличаются от действительности как небо и земля. И снова все то же противоречие: мечта — одно, а жизненная реальность — другое! И подросток часто находит свой способ избавиться от проблем, ответственности и трудностей — он убегает от реальности в прекрасный мир грез. Закрыться в комнате, долго лежать на кровати, слушать музыку, смотреть в потолок, сочинять стихи или играть на гитаре, вздыхая: “Как хорошо было бы, если бы…” – это случается тогда, когда от жизни получаем очередной “удар в спину”, снова приняв желаемое за действительное, или когда в очередной раз окружение нас не поняло и нам кажется, что так никогда и не поймет.

Как быть в таких ситуациях? С одной стороны, нельзя позволить подростку привыкнуть прятаться от проблем и ответственности. А с другой стороны, нельзя же убивать его грезы и мечты. Душа подростка — это как раз та благородная и благодатная почва, на которой появляются первые ростки подлинных способностей, талантов, взглядов, стремлений и откровений, которые впоследствии будут формировать внутренний стержень личности, смысл жизни уже зрелого человека.

К воспитанию подростка надо подойти с разных сторон, проявляя осторожность, терпение и понимание. Необходимо помочь подростку не избегать трудностей, а встретиться с жизненной реальностью и даже взять на себя решение некоторых проблем, нужно привить ему чувство ответственности. Он должен знать, что многие вещи в жизни не падают с неба, не сами собой разумеются, а должны быть заслужены его усилиями. Чтобы подросток почувствовал, что он нужен в качестве зрелого человека, а не ребенка, пусть он по мере своих сил и возможностей берет на себя часть семейных нагрузок, пусть маленькую, но реальную. Пусть в семье у него будут свои постоянные обязанности, с которыми он справлялся бы самостоятельно, проявляя инициативу и творчество. Задачи должны быть поставлены так, чтобы подросток четко знал, что они являются своего рода экзаменом на зрелость, доказательством того, что в него верят и на него рассчитывают. Традиционная система воспитания наших бабушек на сей раз оказывается весьма актуальной и весьма полезной: хочешь на дискотеку – пожалуйста! Хочешь, чтобы тебе купили гитару – пожалуйста, но сначала заслужи. Заслужить что-либо можно не только зарабатывая себе карманные деньги, а самыми разными делами, поступками, состоянием души. Подросток должен четко понимать всю глубину этого подхода, так же как и все разнообразные способы его применения на практике. В этом деле обязательно требуется полное сотрудничество родителей. Очень опасно, когда мама говорит одно, а отец другое. Их милое чадо мгновенно чувствует, с кем можно “вступить в сговор”, кто его всегда будет жалеть, опекать и баловать, отменяя слишком “крутые и диктаторские” решения другого родительского “блока”. Слишком опекать молодого человека в этом возрасте также опасно, ибо наше “юное создание” становится слишком зависимым от этой опеки и на всю последующую жизнь теряет способность отвечать за свои поступки, решать свои проблемы и сражаться за собственную судьбу… Чересчур опекая и защищая подростка от трудностей, решая проблемы за него, мы рискуем воспитать злоупотребляющего добротой других эгоиста и эмоционально нестабильную личность.

Чтобы не подавить прекрасные мечты и романтические порывы души, родители должны помочь подростку найти формы их конкретного творческого применения на практике: стихи, романы и дневники, музыка, гитара и другие виды искусства. Книги, философские беседы, тяга к науке и изобретениям, кружки единомышленников – все это может стать прекрасной возможностью проявить и укрепить его мечты и стремления, истинные таланты и предназначение. Благодаря этому в подростке формируется индивидуальность и внутренние критерии, которые помогут не поддаваться влиянию случайных компаний или уличных “тусовок”, способных сыграть на слабостях, наивности и растерянности и вовлечь его в опасные дела, такие, как наркотики и прочее.

В подростковом возрасте постепенно пробуждаются очень тонкие и красивые “мистическо-религиозные” чувства. Заметив это, милые родители, не спешите и не запихивайте своего ребенка в очередную религиозную организацию, особенно если он сам этого не хочет! Здесь должен присутствовать зрелый и осознанный выбор самого человека, и подростку (так же как и любому взрослому) для этого нужно время. Говоря о его “мистическо-религиозном чувстве”, мы имеем в виду постепенное пробуждение знаменитого “внутреннего голоса”. Это особое ощущение “высшего” присутствия, покровительства и защиты помогает подростку по-другому воспринимать божественное и узнавать его следы везде: в искусстве, в природе, в другом человеке и т. д. Это как бы внутренний диалог с самим собой, который помогает подростку формировать свой “философский взгляд” на мир, искать свой Путь и свою судьбу… Подростку нужно дать время, чтобы у него появился свой собственный опыт, не стоит преждевременно навязывать ему никакие формы, пока он сам не найдет то, что соответствует его самым сокровенным мечтам и стремлениям.

И самое главное: если на предыдущем этапе ребенок нуждался в родителе, который был бы для него Учителем, то подросток нуждается в родителе или взрослом человеке, который стал бы для него другом. Ему нужен не столько тот, кто будет его наставлять, сколько тот, кто мог бы стать зеркалом его внутренних чувств и переживаний, тот, от кого у него не было бы никаких тайн. Подросток воспринимает только тех и открывается только тем, кто затронул какую-то тонкую струну его души и его внутреннего мира. Для всех остальных он закрыт и будет вести себя формально, чутко чувствуя фальшь и неискренность в отношениях, иногда воспринимая попытку приблизиться как “атаку на себя”… Впоследствии рождаются барьеры, иногда перерастающие в ярко выраженный протест. Поэтому для того, чтобы подружиться с собственным ребенком, родителям нужно запастись терпением и, следуя советам Сент-Экзюпери, попытаться “приручить” его. “Каждый день садись немножко поближе”, — советовал Лис Маленькому Принцу… Родители должны находить подходы к подростку, не забывая, что приближаться к нему нужно постепенно, искренне и не требуя ничего взамен.

Не следует забывать, что даже когда кажется, что в голове у подростка большая путаница между сексом и любовью и иногда он не в состоянии отличить одно от другого, его романтическая душа на первое место всегда ставит любовь, и на второе — любовь, и на третье — любовь… Каждый из них нуждается в том, чтобы его любили, и сам способен на страдания по любви, безответные и сильные… Взрослым не следует пренебрегать этим, ведь они сами когда-то были молодыми и прекрасно помнят о великой романтической любви своей давно забытой юности. Даже тогда, когда она была безответна и заполнена страданиями, проявлялись самые тонкие, самые чистые и самые светлые чувства. Сколько раз в жизни уже зрелому, замученному проблемами взрослому человеку хотелось вернуть эту чистоту и этот свет! Если помочь подростку сохранить такие состояния души и в более трудных ситуациях будущей жизни, то вполне вероятно, что мы не станем беспокоиться за его дальнейшую судьбу. Ибо наш человечек будет способен любить и мечтать, глубоко и сильно.

От любви до благородных действий — один лишь шаг… А дальше — как Судьба подскажет.


Обсудить статью на форуме "Новый Акрополь"

Елена Сикирич


zaalova-s-yu-detsko-yunosheskaya-biblioteka-respubliki-kareliya-bibliotechnij-vestnik-karelii-vipusk-13-20-detskoe.html
zabajkalskij-agrarnij-institut-filial-fgbou-vpo-irkutskaya-selskohozyajstvennaya-akademiya-tehnologicheskij-fakultet-kafedra-veterinarnoj-medicini.html
zabajkalskij-kraj-vhodit-v-sibirskij-federalnij-okrug-territoriya-zabajkalskogo-kraya-sostavlyaet-4315-tis-kv-km-ili-25-ot-territorii-rossijskoj-federac.html
zabajkalskogo-kraya-stranica-6.html
zabavi-erota-lyubovnie-istorii-iz-zhizni-carej-polkovodcev-i-mudrecov.html
zabegaya-vperyod-dolzhen-skazat-chto-v-etoj-rabote-delaetsya-popitka-raskrit-odnu-iz-samih-zagadochnih-i-neizuchennih-po-sej-den-stranic-chelovecheskoj-istorii-kot-stranica-7.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/arbitrazhnie-sudi-dejstvuyushie-v-nastoyashee-vremya-prishli-na-smenu-organam-gosudarstvennogo-i-vedomstvennogo-arbitrazhej-s-1-oktyabrya-1991-goda-na-territorii-rsfs.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/4-soderzhanie-kreditnogo-dogovora-tema-kreditnaya-sistema-2.html
  • bukva.bystrickaya.ru/nazarov-yulij-georgievich-r-1927-biblioteka-russkogo-detektiva-katalog-knizhnogo-sobraniya.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-administrativnaya-otvetstvennost.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-m-najdish-koncepcii-sovremennogo-estestvoznaniya-stranica-19.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obshestvennoe-mnenie-v-preddverii-izbiratelnogo-cikla-glubinnie-osnovaniya-i-konyunkturnie-proyavleniya.html
  • studies.bystrickaya.ru/konstruktivnoe-usovershenstvovanie-shassi-samoleta-tu-154-na-osnove-analiza-ekspluatacii.html
  • lesson.bystrickaya.ru/mongolskoe-zavoevanie-gosudarstva-dali.html
  • assessments.bystrickaya.ru/blagorodstvo-predislovie.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/professionalnie-plani-i-zhiznennie-cennosti-molodezhi.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnosti-520400-filosofiya-podgotovki-bakalavra-avtor-k-filos-n-docent-kanaeva-n-a.html
  • tasks.bystrickaya.ru/3-tematicheskij-plan-izucheniya-uchebnoj-disciplini-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-en-f-03-fizika.html
  • testyi.bystrickaya.ru/5-vibor-pedagogicheskogo-kollektiva-1-vidi-detskogo-otdiha-harakteristika-detskih-ozdorovitelnih-uchrezhdenij.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-k-s-stanislavskij-sobr-soch-t-2-str-156-uchebnoe-posobie-dlya-teatralnih-i-kolledzhej-kulturi-izdanie.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sbornik-statej-izdanie-novogo-zhurnala-nyu-jork-1969-stranica-22.html
  • lesson.bystrickaya.ru/peru.html
  • control.bystrickaya.ru/brodskij-bitovaya-radioapparatura-1980-stranica-15.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-tematika-kursovih-proektov-i-metodicheskie-ukazaniya-k-ih-vipolneniyu-po-uchebnoj-discipline-informacionnie-tehnologii-upravleniya-dlya-studentov-zaochnoj-formi-obucheniya-spec.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchet-municipalnogo-uchrezhdeniya-kulturi-detskaya-centralizovannaya-bibliotechnaya-sistema-stranica-5.html
  • tests.bystrickaya.ru/kommentarii-k-testam-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnostej-080102-mirovaya-ekonomika-080105-finansi-i-kredit.html
  • reading.bystrickaya.ru/kontrolnie-voprosi-1-obshestvennij-sektor-ekonomiki.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-kurs-po-kraevedeniyu-5-klass-35-chasov.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kniga-yavlyaetsya-rezultatom-issledovatelskoj-raboti-provodivshejsya-v-techenie-ne-skolkih-let-v-raznih-oblastyah-istoricheskoj-nauki-kraevedenii-arheologii-i-arhivnom-dele-i-voenno-poiskovoj-rabote-stranica-3.html
  • assessments.bystrickaya.ru/doklad-koordinacionnogo-soveta-po-delam-molodezhi-v-nauchnoj-i-obrazovatelnoj-sferah-sovetu-pri-prezidente-rossijskoj-federacii-po-nauke-tehnologiyam-i-obrazovaniyu.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodicheskie-materiali-dlya-studentov-3-kursa-zaochnogo-otdeleniya-yuridicheskogo-fakulteta-stranica-8.html
  • knigi.bystrickaya.ru/russian-civil-war-metodicheskie-ukazaniya-i-kontolnie-raboti-po-anglijskomu-yaziku-dlya-studentov-zaochnikov-3-kursa.html
  • shkola.bystrickaya.ru/matematicheskie-stroi-chast-2.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-tematicheskij-plan-5-programma-kursa-6-plan-seminarskih-zanyatij-i-zadanij-dlya-samostoyatelnoj-raboti-10-rekomenduemaya-literatura-14.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konspekti-lekcij-m-rmat-1998-112-s-shapovalg-f-istoriya-turizma-posobie-minsk-ekoperspektiva-1999-303-s-osnovi-turistskoj-deyatelnostitekst.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/avtomoblebudvna-promislovst-v-ukran-problemi-ta-perspektivi-rozvitku.html
  • shkola.bystrickaya.ru/sovremennaya-kultura-rossii.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/ya-v-alekseev-rudi-i-metalli-2009-3-s-66-68-iltabl-bibliogr-6-nazv.html
  • testyi.bystrickaya.ru/7-izdatelskaya-deyatelnost-otchet-o-sostoyanii-reformi-v-sisteme-visshego-obrazovaniya-i-o-sostoyanii-gendernogo.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/5-sroki-realizacii-podprogrammi-pasport-gosudarstvennoj-programmi-goroda-moskvi-kultura-moskvi-2012-2016-gg.html
  • lecture.bystrickaya.ru/5-bortnie-uhozhya-stranica-3.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.