.RU

Задания к семинарскому занятию №4 «слово и его значение»


Задания к семинарскому занятию №4 «СЛОВО И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ»


Задание по теории:

Прочитайте § 8 «Типы слов в языке» (глава II) в учебнике А.А. Реформатского «Введение в языковедение», проанализируйте таблицу. С какими пунктами в таблице вы согласны, а с какими – нет? Обоснуйте свой ответ.


Задачи:

1. Прочитайте определение слова по «Лингвистическому энциклопедическому словарю»:

Слово – основная структурно-семантическая единица языка, служащая для именования предметов и их свойств, явлений, отношений действительности, обладающая совокупностью семантических, фонетических и грамматических признаков, специфичных для каждого языка.

Проиллюстрируйте фактическим материалом основные упомянутые свойства этой единицы: «основная», «структурно-семантическая», «служащая для именования», «обладающая совокупностью признаков…», «специфичных для каждого языка».


2.Определите, сколько слов в следующем русском высказывании: ^ Достань-ка мне самый большой кубик из-под шкафа. Укажите признаки, необходимые и достаточные для выделения слова как языковой и речевой единицы. Какие типы слов можно продемонстрировать на примере данного высказывания?


3. Приведите примеры ситуаций, когда от правильного использования слова (т.е. знания его значения, формы и условий употребления) зависит жизнь или смерть человека.


4. Известно. что имя собственное может со временем переходить в нарицательное. Это касается, в частности, таких примеров как: а) наган, макинтош, ватман, галифе, ампер, вольт, кюри; б) иуда, донжуан, альфонс, митрофанушка, хлестаков, плюшкин и т.п. Определите, как меняется при таком переходе отношение слова к обозначаемому предмету (денотативный аспект значения) и к понятию о предмете (сигнификативный аспект значения). Одинаковы ли в этом смысле слова групп а) и б)?


5. Может ли имя нарицательное перейти в имя собственное? Приведите такие примеры. Что происходит при этом в семантике слова? Меняется ли при этом его грамматическая характеристика?


6. Прочитайте следующий отрывок из повести А.А. Милна «Винни-Пух и все-все-все» (в пересказе Б. Заходера). Какую особенность семантики местоимений можно продемонстрировать на данном примере?

– ^ Будьте так добры, скажите мне, пожалуйста, куда девался Кролик?

– Он пошел в гости к своему другу Винни-Пуху. Они знаешь какие с ним друзья!

Тут Винни-Пух прямо охнул от удивления.

– Так ведь это же я! – сказал он.

– Что значит «я»? «Я» бывают разные!

– Это «я» значит: это я, Винни-Пух.


7. Выпишите из двух словарей – толкового и энциклопедического – толкования слов сахар и звезда. В чем заключаются различия в толкованиях этих слов? С чем связаны эти различия? Как назывались словари, которыми вы пользовались? Кто авторы и редакторы этих словарей?


8. Сравните следующие выражения, содержащие в себе негативную оценку: уличная девчонка, бульварная газета, площадные выражения. Значит ли это, что в значениях слов улица, бульвар, площадь изначально заложено что-то «нехорошее»? Как объяснить развитие таких переносных значений у соответствующих прилагательных?


9. В значение слова слон входят следующие семантические компоненты: а) животное, б) млекопитающее, в) большое, г) неуклюжее, д) с хоботом и бивнями, е) живущее в жарких странах, ж) используемое у себя на родине для перевозки грузов и т.п., з) выступающее в цирках и т.д. Какие из этих компонентов следует, по вашему мнению, включить в словарное определение, а какие не являются обязательными (существенными)? Какой однословный термин соответствует словосочетанию «семантический компонент»?


10. Ниже приводятся переносные значения некоторых слов русского языка. Определите в каждом случае тип переноса значения.

^ Хворост – ‘печенье в виде полосок, жареное в масле’;

котелок – ‘шляпа закругленной формы’;

шапка – ‘газетный заголовок’;

засыпаться – ‘не выдержать экзамен’;

сирена – ‘сигнал тревоги’;

чугун – ‘котел особой формы, используемый в крестьянском быту’;

город – ‘центр города’ (например, в вопросе: «Ты в городе будешь сегодня?»);

мозги – ‘процессор’.


11. Ниже приводятся многозначные слова современного английского языка. Объясните процесс развития у них переносных значений. Распределите эти случаи по типам переноса значения.

^ Pen -- 1) перо, 2) писатель, 3) литературный труд;

goose -- 1) гусь, 2) простофиля;

brain -- 1) мозг, 2) мозги (кушанье), 3) ум, 4) компьютер;

town -- 1) город, 2) население города.


11а. Немецкое слово der Fuchs имеет следующие значения: 1) лиса, 2) лисий мех, 3) рыжий человек, 4) лошадь рыжей масти, 5) хитрец, пройдоха, 6) студент-первокурсник. Объясните развитие переносных (2—6) значений у этого слова, определите в каждом случае тип переноса значения.


12. Прочитайте следующие стихотворения Я. Козловского. Найдите в них примеры омонимов и определите их разновидности.



^ Март сказал:

– Когда я стаю,

Станет речка голубей,

Потечет, качая стаю

Отраженных голубей.

За то, что привычку имели

Губить в непогоду суда,

Бесславные рифы и мели,

Ужель на вас нету суда?


Тетя сказала:

– Ты же ребенок,

Бегать так много

Нельзя же ребятам!

Мальчик в ответ:

– Если я жеребенок,

Бегать мне следует,

Как жеребятам!


13. Как следует охарактеризовать приведенные ниже языковые факты: как разные значения одного слова или как разные слова? Какие признаки помогают отличить омонимию от полисемии?

^ Лисичка ‘животное’ – лисичка ‘гриб’;

огонь ‘пламя’ – огонь ‘свет лампы’ – огонь ‘стрельба’;

вид ‘зрительный образ’ – вид ‘глагольная категория’;

бой ‘сражение’ – бой ‘звучание (колоколов и т.п.)’;

топка ‘внутренность печи’ – топка ‘процесс сжигания топлива’;

лопух ‘растение’ – лопух ‘простак’;

отпуск ‘отдых’ – отпуск ‘выдача’.


14. (Для изучающих английский язык) Ученик перевел английское выражение champion of peace как «чемпион мира» вместо правильного «борец за мир». Какие лингвистические явления лежат в основе такой ошибки? Приведите примеры других слов и словосочетаний, которые можно ошибочно перевести на английский.

14а. (Для изучающих итальянский язык) В чем отличие в значениях итальянского balletto и русского балет, laureato и лауреат, intelligente и интеллигент? Как называются такие пары слов? Приведите аналогичные примеры.


14б. (Для изучающих немецкий язык) В чем отличие в значениях немецкого Kostüm и русского костюм, Anekdote и анекдот, intelligent и интеллигент? Как называются такие пары слов? Приведите аналогичные примеры.






yu-n-nekrasova-korrekciya-neadekvatnoj-samoocenki-doshkolnikov-e-a-lobanova-zav-kafedroj-doshkolnoj-pedagogiki-i-psihologii.html
yu-n-serebrennikov-2012g.html
yu-n-solonin-predsedatel-l-v-cipina-d-v-shmonin-stranica-10.html
yu-n-tolstova-matematiko-statisticheskie-modeli-v-sociologii.html
yu-nikitina-stranica-11.html
yu-nikitina-stranica-17.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prilozhenie-5-doklad-monitoring-federalnogo-zakonodatelstva-v-razreze-reformi-dalnejshego-sovershenstvovaniya.html
  • urok.bystrickaya.ru/prikaz-ot-200-g-programma-elektivnogo-uchebnogo-predmeta-dlya-uchashihsya-11-klassa-reshenie-zadach-po-obshej-himii.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tane-gavrilovoj-tane-kucherenko-shumit-nemnogo-v-golove.html
  • essay.bystrickaya.ru/dostizhenie-garmonii-posredstvom-konflikta-predislovie.html
  • notebook.bystrickaya.ru/instrukciya-uchastnikam-otkritogo-aukciona-obshie-svedeniya-stranica-20.html
  • znanie.bystrickaya.ru/bagrinovo-hram-uspeniya-presvyatoj-bogorodici-d-monastir-muzhskoj-obshezhitelnij-monastir-svyatih-muchenikov-blagovernih.html
  • urok.bystrickaya.ru/problemi-i-perspektivi-ispolzovaniya-ipo-v-rossii.html
  • report.bystrickaya.ru/issledovanie-rinka-predostavlyaemoj-uslugi-stranica-4.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-tema-narodnaya-pedagogika-i-eyo-gumanisticheskaya-napravlennost.html
  • lecture.bystrickaya.ru/7-0510-lekciya-nobelevskogo-laureata-6-business-fm-novosti-19-29-20-20-30-sentyabrya-2011-g-novosti.html
  • assessments.bystrickaya.ru/bez-soavtorov-rabotnikov-vuza-vid-issledovaniya-fundamentalnie-prikladnie-ili-razrabotka.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchet-raschetov-s-postavshikami-i-podryadchikami-v-oao-slavgorodskaya-pivovarnya.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodika-organizacii-seminara-na-puti-k-rabote-kogo-oni-hotyat-i-pochemu-oni-vas-vozmut.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vladimir-putin-nuzhno-rasselit-ves-dom-gazeta-volga-29022012-rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-1-marta-2012-g.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obrazec-oformleniya-titulnogo-lista-dlya-studentov-ochnoj-i-6-ti-godchnoj-zaochnoj-form-obucheniya.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-9-evpocentpizm-i-novoe-ppedstavlenie-o-sobstvennosti-dlya-rossii.html
  • reading.bystrickaya.ru/kratkie-soobsheniya-bannikov-i-i-nekotorie-voprosi-teorii-intellektualnih-processov-ii.html
  • spur.bystrickaya.ru/konferenciya-prohodila-v-evropejskom-universitete-severnoj-stolici-kuda-priehali-bolshe-sotni-uchyonih-iz-rossii-ssha-niderlandov-germanii-velikobritanii-i-drugih-stran.html
  • composition.bystrickaya.ru/oformlenie-spiska-materialov-yuridicheskoj-praktiki-metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-pismennih-rabot-na-yuridicheskom.html
  • znanie.bystrickaya.ru/alfavitnaya-sistematizaciya-plakatov-prikaz-o-naznachenii-otvetstvennogo-za-zavedovanie-kabineta-akt-o-gotovnosti.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vtoroe-informacionnoe-soobshenie.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tjnnikitinskij-evgenij-sergeevich-rabota-vipolnena-v-kazahskoj-akademii-sporta-i-turizma.html
  • writing.bystrickaya.ru/lilit-v-shumerskoj-mifologii-shumerskaya-legenda-o-lilit-dannij-tekst-o-lilit-budet-postepenno-rasshiryatsya-chtobi.html
  • pisat.bystrickaya.ru/trebovaniya-k-kachestvu-obemu-predostavleniya-gosudarstvennih-ob-utverzhdenii-trebovanij-k-kachestvu-predostavleniya.html
  • learn.bystrickaya.ru/eta-kniga-ne-ocherk-istorii-kino-eto-popitka-taksonomii-opit-klassifikacii-obrazov-i-znakov-ktomu-zhe-v-pervom-tome-mi-ogranichimsya-tolko-opredeleniem-elemen-stranica-5.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-rukovodstvo-po-izucheniyu-disciplini-praktikum.html
  • klass.bystrickaya.ru/52-usloviya-opredelyayushie-kachestvo-podgotovki-specialistov-prinyat-na-zasedanii-uchenogo-soveta-spbigo.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-osnovnih-meropriyatij-ministerstva-kulturi-respubliki-bashkortostan-s-7-po-13-noyabrya-2011-goda-.html
  • essay.bystrickaya.ru/elektricheskaya-prochnost-statya-osnovnie-ponyatiya-opredeleniya-6.html
  • teacher.bystrickaya.ru/f-m-dostoevskij-12-okt-sr-19-00-vanka-ne-zevaj.html
  • turn.bystrickaya.ru/polozhenie-o-iii-gorodskom-konkurse-molodaya-semya-goda.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-modulya.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konkursa-elektronnih-prezentacij-na-temu-mne-cherez-knigu-viden-mir.html
  • essay.bystrickaya.ru/delivery-praktikum-po-anglijskomu-yaziku.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/materiali-po-demograficheskomu-uchyotu-kalmikov-volzhskih-kochevij-poslednej-treti-xviii-xix-vv-kak-istoricheskie-istochniki-07-00-09-istoriografiya-istochnikovedenie-i-metodi-istoricheskogo-issledovaniya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.