Задания к семинарскому занятию №4 «слово и его значение»
.RU

Задания к семинарскому занятию №4 «слово и его значение»


Задания к семинарскому занятию №4 «СЛОВО И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ»


Задание по теории:

Прочитайте § 8 «Типы слов в языке» (глава II) в учебнике А.А. Реформатского «Введение в языковедение», проанализируйте таблицу. С какими пунктами в таблице вы согласны, а с какими – нет? Обоснуйте свой ответ.


Задачи:

1. Прочитайте определение слова по «Лингвистическому энциклопедическому словарю»:

Слово – основная структурно-семантическая единица языка, служащая для именования предметов и их свойств, явлений, отношений действительности, обладающая совокупностью семантических, фонетических и грамматических признаков, специфичных для каждого языка.

Проиллюстрируйте фактическим материалом основные упомянутые свойства этой единицы: «основная», «структурно-семантическая», «служащая для именования», «обладающая совокупностью признаков…», «специфичных для каждого языка».


2.Определите, сколько слов в следующем русском высказывании: ^ Достань-ка мне самый большой кубик из-под шкафа. Укажите признаки, необходимые и достаточные для выделения слова как языковой и речевой единицы. Какие типы слов можно продемонстрировать на примере данного высказывания?


3. Приведите примеры ситуаций, когда от правильного использования слова (т.е. знания его значения, формы и условий употребления) зависит жизнь или смерть человека.


4. Известно. что имя собственное может со временем переходить в нарицательное. Это касается, в частности, таких примеров как: а) наган, макинтош, ватман, галифе, ампер, вольт, кюри; б) иуда, донжуан, альфонс, митрофанушка, хлестаков, плюшкин и т.п. Определите, как меняется при таком переходе отношение слова к обозначаемому предмету (денотативный аспект значения) и к понятию о предмете (сигнификативный аспект значения). Одинаковы ли в этом смысле слова групп а) и б)?


5. Может ли имя нарицательное перейти в имя собственное? Приведите такие примеры. Что происходит при этом в семантике слова? Меняется ли при этом его грамматическая характеристика?


6. Прочитайте следующий отрывок из повести А.А. Милна «Винни-Пух и все-все-все» (в пересказе Б. Заходера). Какую особенность семантики местоимений можно продемонстрировать на данном примере?

– ^ Будьте так добры, скажите мне, пожалуйста, куда девался Кролик?

– Он пошел в гости к своему другу Винни-Пуху. Они знаешь какие с ним друзья!

Тут Винни-Пух прямо охнул от удивления.

– Так ведь это же я! – сказал он.

– Что значит «я»? «Я» бывают разные!

– Это «я» значит: это я, Винни-Пух.


7. Выпишите из двух словарей – толкового и энциклопедического – толкования слов сахар и звезда. В чем заключаются различия в толкованиях этих слов? С чем связаны эти различия? Как назывались словари, которыми вы пользовались? Кто авторы и редакторы этих словарей?


8. Сравните следующие выражения, содержащие в себе негативную оценку: уличная девчонка, бульварная газета, площадные выражения. Значит ли это, что в значениях слов улица, бульвар, площадь изначально заложено что-то «нехорошее»? Как объяснить развитие таких переносных значений у соответствующих прилагательных?


9. В значение слова слон входят следующие семантические компоненты: а) животное, б) млекопитающее, в) большое, г) неуклюжее, д) с хоботом и бивнями, е) живущее в жарких странах, ж) используемое у себя на родине для перевозки грузов и т.п., з) выступающее в цирках и т.д. Какие из этих компонентов следует, по вашему мнению, включить в словарное определение, а какие не являются обязательными (существенными)? Какой однословный термин соответствует словосочетанию «семантический компонент»?


10. Ниже приводятся переносные значения некоторых слов русского языка. Определите в каждом случае тип переноса значения.

^ Хворост – ‘печенье в виде полосок, жареное в масле’;

котелок – ‘шляпа закругленной формы’;

шапка – ‘газетный заголовок’;

засыпаться – ‘не выдержать экзамен’;

сирена – ‘сигнал тревоги’;

чугун – ‘котел особой формы, используемый в крестьянском быту’;

город – ‘центр города’ (например, в вопросе: «Ты в городе будешь сегодня?»);

мозги – ‘процессор’.


11. Ниже приводятся многозначные слова современного английского языка. Объясните процесс развития у них переносных значений. Распределите эти случаи по типам переноса значения.

^ Pen -- 1) перо, 2) писатель, 3) литературный труд;

goose -- 1) гусь, 2) простофиля;

brain -- 1) мозг, 2) мозги (кушанье), 3) ум, 4) компьютер;

town -- 1) город, 2) население города.


11а. Немецкое слово der Fuchs имеет следующие значения: 1) лиса, 2) лисий мех, 3) рыжий человек, 4) лошадь рыжей масти, 5) хитрец, пройдоха, 6) студент-первокурсник. Объясните развитие переносных (2—6) значений у этого слова, определите в каждом случае тип переноса значения.


12. Прочитайте следующие стихотворения Я. Козловского. Найдите в них примеры омонимов и определите их разновидности.



^ Март сказал:

– Когда я стаю,

Станет речка голубей,

Потечет, качая стаю

Отраженных голубей.

За то, что привычку имели

Губить в непогоду суда,

Бесславные рифы и мели,

Ужель на вас нету суда?


Тетя сказала:

– Ты же ребенок,

Бегать так много

Нельзя же ребятам!

Мальчик в ответ:

– Если я жеребенок,

Бегать мне следует,

Как жеребятам!


13. Как следует охарактеризовать приведенные ниже языковые факты: как разные значения одного слова или как разные слова? Какие признаки помогают отличить омонимию от полисемии?

^ Лисичка ‘животное’ – лисичка ‘гриб’;

огонь ‘пламя’ – огонь ‘свет лампы’ – огонь ‘стрельба’;

вид ‘зрительный образ’ – вид ‘глагольная категория’;

бой ‘сражение’ – бой ‘звучание (колоколов и т.п.)’;

топка ‘внутренность печи’ – топка ‘процесс сжигания топлива’;

лопух ‘растение’ – лопух ‘простак’;

отпуск ‘отдых’ – отпуск ‘выдача’.


14. (Для изучающих английский язык) Ученик перевел английское выражение champion of peace как «чемпион мира» вместо правильного «борец за мир». Какие лингвистические явления лежат в основе такой ошибки? Приведите примеры других слов и словосочетаний, которые можно ошибочно перевести на английский.

14а. (Для изучающих итальянский язык) В чем отличие в значениях итальянского balletto и русского балет, laureato и лауреат, intelligente и интеллигент? Как называются такие пары слов? Приведите аналогичные примеры.


14б. (Для изучающих немецкий язык) В чем отличие в значениях немецкого Kostüm и русского костюм, Anekdote и анекдот, intelligent и интеллигент? Как называются такие пары слов? Приведите аналогичные примеры.






yu-n-nekrasova-korrekciya-neadekvatnoj-samoocenki-doshkolnikov-e-a-lobanova-zav-kafedroj-doshkolnoj-pedagogiki-i-psihologii.html
yu-n-serebrennikov-2012g.html
yu-n-solonin-predsedatel-l-v-cipina-d-v-shmonin-stranica-10.html
yu-n-tolstova-matematiko-statisticheskie-modeli-v-sociologii.html
yu-nikitina-stranica-11.html
yu-nikitina-stranica-17.html
  • report.bystrickaya.ru/innovacionnaya-deyatelnost-uchitelya-russkogo-yazika-i-literaturi-mou-sosh-2-g-saleharda-kashaevoj-valentini-vladimirovni-stranica-10.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razvertivanie-noosferi-per-tejyar-de-sharden.html
  • grade.bystrickaya.ru/novie-postupleniya-2-selskoe-hozyajstvo-2-obshie-voprosi-selskogo-hozyajstva-2.html
  • writing.bystrickaya.ru/analiticheskaya-filosofiya.html
  • writing.bystrickaya.ru/eto-stressovaya-rabota-nuzhno-nabrat-professionalov-novosti-8.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnogo-ekzamena-v-aspiranturu-reu-im-g-v-plehanova-po-specialnosti-08-00-05.html
  • doklad.bystrickaya.ru/ustrojstvo-karbyuratora-skutera-nastrojka.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-informacionnie-tehnologii-upravleniya-znaniyami-dlya-napravleniya-080500-68-biznes-informatika-podgotovki-magistra-pravitelstvo-rossijskoj-federacii.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/podrazdel-d-bespristrastnost-pri-vipolnenii-dolzhnostnih-obyazannostej.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/profsoyuz-i-zakon.html
  • letter.bystrickaya.ru/mirovoj-finansovij-krizis-i-cikli-kondrateva.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/semejnaya-psihoterapiya-i-semejnoe-konsultirovanie-principi-celi-i-zadachi.html
  • control.bystrickaya.ru/delo-zhejmyalisa-v-konce-oktyabrya-podrobnosti-gibeli-v-litovskom-mestechke-zhejmyalis-v-fevrale-1930-goda-veterinara.html
  • predmet.bystrickaya.ru/socialnaya-sfera-tendencii-razvitiya-situacii-analiticheskij-kommentarij.html
  • assessments.bystrickaya.ru/cherez-zemnie-ternii-voditelnic-a-pod-zvezdoyu-materi-mira-vmesto-predisloviya.html
  • college.bystrickaya.ru/1-vvedenie-tochnost-nauki-strogost-filosofii-i-mudrost-religii.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/predpochtitelni-prostie-shemi-s-priemom-nebolshogo-chisla-tabletok-dlya-chego-zhelatelno-ispolzovat-kombinirovannie-arv-preparati-odnako-pri-lechenii-pacientov.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/k-voprosu-o-narodnoj-kulture-srednevekovya-chast-2.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-uchebnogo-processa-v-institute-povisheniya-kvalifikacii-i-perepodgotovki-pgups-na-2012-god-g-sankt-peterburg-2012-god.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/veshno-pravovie-sposobi-zashiti-prava-sobstvennosti-chast-8.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-kontrolnih-rabot-disciplina-antikrizisnoe-upravlenie.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-12-teoreticheskie-osnovaniya-filosofii-problemi-ponyatiya-principi.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/voprosi-dlya-obsuzhdeniya-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-surdopsihologiya-dlya-studentov-psihologicheskogo-fakulteta.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razve-ne-nuzhno-cheloveku-do-izucheniya-kabbali-predvaritelno-izuchit-toru-s-kommentariyami.html
  • literature.bystrickaya.ru/celevaya-kompleksnaya-programma-dopolnitelnoj-professionalnoj-podgotovki-bibliotechnih-kadrov-tomskoj-oblasti-sroki-realizacii-programmi.html
  • institut.bystrickaya.ru/temi-kursovih-rabot-temi-vipusknih-kvalifikacionnih-rabot-federalnoe-agentstvo-po-obrazovaniyu-udmurtskij-gosudarstvennij-universitet-stranica-5.html
  • urok.bystrickaya.ru/pr-deftelnost-v-rossijskom-neftyanom-biznese.html
  • institut.bystrickaya.ru/territorialnij-mezhrajonnij-otdel-8-tmo-8-plan-provedeniya-proverok-soblyudeniya-zemelnogo-zakonodatelstva.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-fizicheskaya-kultura-dlya-vseh-specialnostej-i-napravlenij-realizuemih-v-vgta-dnevnaya-forma-obucheniya.html
  • exam.bystrickaya.ru/uspeshnaya-molitva.html
  • write.bystrickaya.ru/funkcii-partij-v-politicheskoj-elite-1-evolyuciya-partijnoj-sistemi-ramki-politicheskogo-plyuralizma-4.html
  • composition.bystrickaya.ru/podrobnee-ob-etanole-prognozno-analiticheskij-centr-oruzhie-genocida-samoubijstvo-lyudej-i-ego-mehanizmi-vtoraya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/urok-12-razdel-3-sozdanie-testov-ispolzuya-elektronnie-tablici-mesto-kursa-v-obrazovatelnom-processe.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otdelenie-nauk-o-zemle-i-prirodnih-resursov-perechen-osnovnih-publikacij-za-2008-god.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tallinnskij-linnamyaevskij-russkij-licej.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.