.RU

Задания к семинарскому занятию №4 «слово и его значение»


Задания к семинарскому занятию №4 «СЛОВО И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ»


Задание по теории:

Прочитайте § 8 «Типы слов в языке» (глава II) в учебнике А.А. Реформатского «Введение в языковедение», проанализируйте таблицу. С какими пунктами в таблице вы согласны, а с какими – нет? Обоснуйте свой ответ.


Задачи:

1. Прочитайте определение слова по «Лингвистическому энциклопедическому словарю»:

Слово – основная структурно-семантическая единица языка, служащая для именования предметов и их свойств, явлений, отношений действительности, обладающая совокупностью семантических, фонетических и грамматических признаков, специфичных для каждого языка.

Проиллюстрируйте фактическим материалом основные упомянутые свойства этой единицы: «основная», «структурно-семантическая», «служащая для именования», «обладающая совокупностью признаков…», «специфичных для каждого языка».


2.Определите, сколько слов в следующем русском высказывании: ^ Достань-ка мне самый большой кубик из-под шкафа. Укажите признаки, необходимые и достаточные для выделения слова как языковой и речевой единицы. Какие типы слов можно продемонстрировать на примере данного высказывания?


3. Приведите примеры ситуаций, когда от правильного использования слова (т.е. знания его значения, формы и условий употребления) зависит жизнь или смерть человека.


4. Известно. что имя собственное может со временем переходить в нарицательное. Это касается, в частности, таких примеров как: а) наган, макинтош, ватман, галифе, ампер, вольт, кюри; б) иуда, донжуан, альфонс, митрофанушка, хлестаков, плюшкин и т.п. Определите, как меняется при таком переходе отношение слова к обозначаемому предмету (денотативный аспект значения) и к понятию о предмете (сигнификативный аспект значения). Одинаковы ли в этом смысле слова групп а) и б)?


5. Может ли имя нарицательное перейти в имя собственное? Приведите такие примеры. Что происходит при этом в семантике слова? Меняется ли при этом его грамматическая характеристика?


6. Прочитайте следующий отрывок из повести А.А. Милна «Винни-Пух и все-все-все» (в пересказе Б. Заходера). Какую особенность семантики местоимений можно продемонстрировать на данном примере?

– ^ Будьте так добры, скажите мне, пожалуйста, куда девался Кролик?

– Он пошел в гости к своему другу Винни-Пуху. Они знаешь какие с ним друзья!

Тут Винни-Пух прямо охнул от удивления.

– Так ведь это же я! – сказал он.

– Что значит «я»? «Я» бывают разные!

– Это «я» значит: это я, Винни-Пух.


7. Выпишите из двух словарей – толкового и энциклопедического – толкования слов сахар и звезда. В чем заключаются различия в толкованиях этих слов? С чем связаны эти различия? Как назывались словари, которыми вы пользовались? Кто авторы и редакторы этих словарей?


8. Сравните следующие выражения, содержащие в себе негативную оценку: уличная девчонка, бульварная газета, площадные выражения. Значит ли это, что в значениях слов улица, бульвар, площадь изначально заложено что-то «нехорошее»? Как объяснить развитие таких переносных значений у соответствующих прилагательных?


9. В значение слова слон входят следующие семантические компоненты: а) животное, б) млекопитающее, в) большое, г) неуклюжее, д) с хоботом и бивнями, е) живущее в жарких странах, ж) используемое у себя на родине для перевозки грузов и т.п., з) выступающее в цирках и т.д. Какие из этих компонентов следует, по вашему мнению, включить в словарное определение, а какие не являются обязательными (существенными)? Какой однословный термин соответствует словосочетанию «семантический компонент»?


10. Ниже приводятся переносные значения некоторых слов русского языка. Определите в каждом случае тип переноса значения.

^ Хворост – ‘печенье в виде полосок, жареное в масле’;

котелок – ‘шляпа закругленной формы’;

шапка – ‘газетный заголовок’;

засыпаться – ‘не выдержать экзамен’;

сирена – ‘сигнал тревоги’;

чугун – ‘котел особой формы, используемый в крестьянском быту’;

город – ‘центр города’ (например, в вопросе: «Ты в городе будешь сегодня?»);

мозги – ‘процессор’.


11. Ниже приводятся многозначные слова современного английского языка. Объясните процесс развития у них переносных значений. Распределите эти случаи по типам переноса значения.

^ Pen -- 1) перо, 2) писатель, 3) литературный труд;

goose -- 1) гусь, 2) простофиля;

brain -- 1) мозг, 2) мозги (кушанье), 3) ум, 4) компьютер;

town -- 1) город, 2) население города.


11а. Немецкое слово der Fuchs имеет следующие значения: 1) лиса, 2) лисий мех, 3) рыжий человек, 4) лошадь рыжей масти, 5) хитрец, пройдоха, 6) студент-первокурсник. Объясните развитие переносных (2—6) значений у этого слова, определите в каждом случае тип переноса значения.


12. Прочитайте следующие стихотворения Я. Козловского. Найдите в них примеры омонимов и определите их разновидности.



^ Март сказал:

– Когда я стаю,

Станет речка голубей,

Потечет, качая стаю

Отраженных голубей.

За то, что привычку имели

Губить в непогоду суда,

Бесславные рифы и мели,

Ужель на вас нету суда?


Тетя сказала:

– Ты же ребенок,

Бегать так много

Нельзя же ребятам!

Мальчик в ответ:

– Если я жеребенок,

Бегать мне следует,

Как жеребятам!


13. Как следует охарактеризовать приведенные ниже языковые факты: как разные значения одного слова или как разные слова? Какие признаки помогают отличить омонимию от полисемии?

^ Лисичка ‘животное’ – лисичка ‘гриб’;

огонь ‘пламя’ – огонь ‘свет лампы’ – огонь ‘стрельба’;

вид ‘зрительный образ’ – вид ‘глагольная категория’;

бой ‘сражение’ – бой ‘звучание (колоколов и т.п.)’;

топка ‘внутренность печи’ – топка ‘процесс сжигания топлива’;

лопух ‘растение’ – лопух ‘простак’;

отпуск ‘отдых’ – отпуск ‘выдача’.


14. (Для изучающих английский язык) Ученик перевел английское выражение champion of peace как «чемпион мира» вместо правильного «борец за мир». Какие лингвистические явления лежат в основе такой ошибки? Приведите примеры других слов и словосочетаний, которые можно ошибочно перевести на английский.

14а. (Для изучающих итальянский язык) В чем отличие в значениях итальянского balletto и русского балет, laureato и лауреат, intelligente и интеллигент? Как называются такие пары слов? Приведите аналогичные примеры.


14б. (Для изучающих немецкий язык) В чем отличие в значениях немецкого Kostüm и русского костюм, Anekdote и анекдот, intelligent и интеллигент? Как называются такие пары слов? Приведите аналогичные примеры.






yu-n-nekrasova-korrekciya-neadekvatnoj-samoocenki-doshkolnikov-e-a-lobanova-zav-kafedroj-doshkolnoj-pedagogiki-i-psihologii.html
yu-n-serebrennikov-2012g.html
yu-n-solonin-predsedatel-l-v-cipina-d-v-shmonin-stranica-10.html
yu-n-tolstova-matematiko-statisticheskie-modeli-v-sociologii.html
yu-nikitina-stranica-11.html
yu-nikitina-stranica-17.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-informatizacii-gou-sosh-1297-centralnogo-administrativnogo-okruga-goroda-moskvi-na-2009-2011-godi.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-ii-universalnost-poshloj-realnosti-izrailevne-kapustina-s-a.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/risya-shkura-stranica-14.html
  • knigi.bystrickaya.ru/savorobev-nizhnij-novgorod-tomsk-11-14-oktyabrya-2006-g-tomsk-sibirskij-gosudarstvennij-medicinskij-universitet.html
  • klass.bystrickaya.ru/adrienne-rich-comparing-and-contrasting-poems-essay.html
  • student.bystrickaya.ru/2-numeraciya-stranic-razdelov-podrazdelov-punktov-i-podpunktov.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchyot-revizionnoj-komissii-oao-ask-utverzhdenie-godovogo-otcheta-obshestva-za-2011-g.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sostav-uchastnikov-bezekipirovochnih-sorevnovanij-po-sostoyaniyu-na-28-aprelya-2012-g-po-regionam.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-generalnij-sovet-reshil-informacionnij-byulleten-mestnogo-samoupravleniya-izdaetsya-asdg-po-soglasheniyu-s-okmo-s-fevralya-2008-g.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/batareya-solnechnaya-poyasnitelnaya-zapiska-nastoyashie-trebovaniya-sostavleni-dlya-uchebnih-zavedenij-vedushih-podgotovku.html
  • universitet.bystrickaya.ru/trebovaniya-k-oformleniyu-statej-dokladov.html
  • essay.bystrickaya.ru/edinaya-rossiya-dobetsya-vklyucheniya-v-byudzhet-na-2008-2010-godi-federalnoj-celevoj-programmi-nanotehnologiya-grizlov.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-9-oj-mezhdunarodnoj-konferencii-minsk-belarus-20-22-sentyabrya-2011.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zadachi-obucheniya-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-inostrannij-yazik-specialnost.html
  • education.bystrickaya.ru/080111-marketing-rabochaya-programma-po-discipline-koncepcii-sovremennogo-estestvoznaniya.html
  • teacher.bystrickaya.ru/ev-kovalyova-a-v-turyanskij-predsedatel.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-disciplini-istoriya-praktiki-menedzhmenta-.html
  • control.bystrickaya.ru/doklad-na-temu-rasshirenie-i-ukreplenie-mezhpredmetnih-svyazej-v-uchebno-vospitatelnom-processe-nachalnoj-shkoli.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/saba-zhospari-taraudi-tairibi-kusar-bla.html
  • student.bystrickaya.ru/24-uchetnaya-politika-a-v-kasyanov-vsyo-o-malom-predprinimatelstve.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vvkirillov-s-m-mironov.html
  • education.bystrickaya.ru/112-gvardejskaya-novorossijskaya-ordena-lenina-dvazhdi-krasnoznamennaya-ordenov-suvorova-kutuzova-bogdana-hmelnickogo-i-aleksandra-nevskogo-raketnaya-brigada.html
  • tests.bystrickaya.ru/mektepter-direktorlarina.html
  • literatura.bystrickaya.ru/reshenie-prinyato-edinoglasno.html
  • bukva.bystrickaya.ru/reforma-zhilishno-komunnalnogo-hozyajstva.html
  • crib.bystrickaya.ru/kakie-na-vash-vzglyad-stoyat-problemi-pered-duhovnim-obrazovaniem-vahromeev-k-v-mitropolit-minskij-i-sluckij.html
  • lecture.bystrickaya.ru/as-chechetkin-etot-nomer-zhurnala-posvyashen-170-letiyu-uchrezhdeniya-obrazovaniya-belorusskaya-gosudarstvennaya-ordenov.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nacionalnie-vidi-sporta.html
  • testyi.bystrickaya.ru/arhitekturnie-sooruzheniya-indii-buddijskie-relikvii-skalnie-hrami-i-monastiri.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-2-nalogovoe-administrirovanie-sushnost-i-formi-kurs-lekcij-po-predmetu-nalogovoe-administrirovanie-v-rossijskoj-federacii.html
  • school.bystrickaya.ru/kultura.html
  • essay.bystrickaya.ru/dogovor-predostavleniya-i-ispolzovaniya-bankovskoj-karti-visa-oao-dalnevostochnij-bank-s-kreditnim-limitom.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rossiya-poznakomitsya-so-svoimi-angelami.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/urok-po-teme-biologicheskie-ritmi-i-ih-vliyanie-na-rabotosposobnost-cheloveka.html
  • klass.bystrickaya.ru/411-trebovaniya-k-apparatno-programmnomu-kompleksu-apk-cou-konkursnaya-dokumentaciya-po-provedeniyu-otkritogo.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.