.RU

Задачи: научить воспринимать на слух поэтическое произведение, эмоционально откликаться на него и передавать своё настроение при совместном восприятии; развивать эстетическое восприятие произведения


Сценарий вечера по творчеству В.Д. Берестова для учащихся начальной школы

Юденкова С.С. - педагог- организатор, МОУ, СОШ №15 н.п. Нивский.

Задачи:

Родился Валентин Берестов в небольшом городке Калужской губернии, который называется Мещевск. Дата рождения 1 апреля 1928года. 1апреля-несерьезный день, день веселых шуток и розыгрышей. В своих воспоминаниях Валентин Дмитриевич писал об этом так: “Первой жертвой потерявшего серьезность дня моего рождения стал отец Дмитрий Матвеевич. Когда я родился, папа был в командировке. На станцию Кудринская, в 12 километрах от Мещевска, снарядили единственного в городе извозчика Зикеева. “Кого встречаем?- осведомился отец. “ Вас”, - смеется Зикеев.- “Поздравляю с сыном!” - “Первое апреля! - развеселился отец. - Или родился, или не сын! И вообще такими вещами не шутят!”

“ Птичье щебетанье.
Тиканье капели.
Всходит утро раннее
Первого апреля.
В этот день улыбчивый

Жить без шуток плохо.
Если ты обидчивый,
Вспыльчивый, забывчивый,
Хмурый, неуживчивый,
Берегись подвоха!”

^ Первое апреля

Отец В.Д. Берестова преподавал историю в школе, а в юности писал стихи и сыну сумел привить любовь к чтению. Когда маленькому Вале было 4года, в его жизни произошло важное событие: он научился читать. Поэтические способности обнаружились очень рано. Первые стихи он написал в 1классе. Это были дразнилки. Например, своему обидчику Борьке Кожухову он написал:

Иди прямо, прямо, прямо
Там помойная яма.
В ней сидит Борис Кожух,
Председатель дохлых мух.

Борька не обиделся, а сразу же подружился с юным поэтом, охранял его.

“Поэт! Поэт!” - кричали вслед.
Поэту было мало лет.
Он не мечтал о славе.
Мечтал он о расправе
Со всеми, кто поэту вслед
Кричал: “Поэт! Поэт! Поэт!”

^ Ранняя слава

О славе он не мечтал, но повзрослев, стал записывать новые стихи в тетрадь.

Валентину Берестову было 14лет, когда он встретился с Корнеем Ивановичем Чуковским. Он показал свои стихи известному писателю, и Корней Иванович одобрил их. Валентину Берестову везло на счастливые встречи. Он познакомился С. Я. Маршаком, А. Н.Толстым, С.В.Михалковым.

Поступив на исторический факультатив МГУ, Берестов становится ученым- археологом. Но труд литератора всё же не забыл, он пишет об археологах.

Археология - наука о древности. Она изучает историю общества по следам жизнедеятельности.

“ Жил-был игуанодон весом восемьдесят тонн.
И дружил он с птицею птеродактилицею.
Ничего эта птица не пела,
Лишь зубами ужасно скрипела,
И хрипела она, и стонала,
А других она песен не знала.
Но в восторге хриплый стон слушал игуанодон,
Радуясь певице птеродактилице,
Ибо звуки ужасные эти
Были первою песней на свете,
Самой первою песней на свете
На безлюдной и дикой планете”.

^ Самая первая песня

“Археология – воскрешение, но не людей, а вещей”.

“Вещь – это есть. С веками вещи приобретают голос вещий” - так писал о своей любви к археологии Валентин Дмитриевич. И всё-таки самая главная любовь Берестова – это люди. Близкие, едва знакомые. Дети всех возрастов и взрослые, сохранившие в себе ребёнка.

Я малышей люблю от всей души.
За что? За то, что это – малыши.
Люблю я великана всей душой.
За что? За то, что он такой большой.

Со стихами В.Д. Берестова мы встретились в первом классе. В создании “Русской азбуки” он принял живое участие. Одно из самых радостных стихотворений знают все. “Как хорошо уметь читать….”

Читалочка

Его стихи не только учат, помогают играть, отдыхать. Их можно обыграть с друзьями

“Лучшие качели – гибкие лианы!
Это с колыбели знают обезьяны.
Кто весь век качается, -
Да-да-да! –
Тот не огорчается никогда!”

^ Мартышкины качели

“ - Что везёшь, лошадка, на возу?
- Хлебушек на мельницу везу.
- Зерном мешки набиты,
Чтоб люди были сыты.
- Что везёшь, лошадка, на возу?
- Хлеб в пекарню с мельницы везу.
- Мукой мешки набиты,
Чтоб люди были сыты.
- Что везёшь, лошадка, на возу?
- Из пекарни хлебушек везу.
Караваи, булки, пышки!
Ешьте, радуйтесь, детишки!”

^ В старину

В стихотворениях можно услышать вопрос и призадуматься.

“ Не идётся и не едется,
Потому что гололедица.
Но зато
Отлично падается!
Почему ж никто не радуется?!”

Гололедица

Познавательные и смешные, они вызывают добрую улыбку.

^ Колыбельная баобабу

Стихи Валентина Дмитриевича помогают на разных уроках, делают их весёлыми и познавательными.

Ознакомление с окружающим миром

“Заячий след”

В лесу недолго до беды,
Но заяц – не простак.
Умей запутывать следы
Вот так, вот так, вот так!
Туда-сюда петляет след,
Вперёд, назад и вбок.
Где заяц был, там зайца нет.
Прыг-скок! Прыг-скок! Прыг-скок!

“^ Пёсья песня”

Ночью во мраке лают собаки,
Лают собаки, глядят в вышину.
Злые грабители снова похитили,
Снова похитили с неба луну.
Но похитителям, злобным грабителям,
Мы не дадим ни покоя, ни сна,
Перепугаем, перекусаем,
И возвратится на небо луна.

^ Трудовое обучение

Оригами (Японские игрушки из бумаги)

Цветок.

Я сделал из бумаги цветок волшебный свой.
Мне было жаль в овраге срывать цветок живой.

Рыбка.

Рыбка из бумаги не выносит влаги.
Рада плыть везде, только не в воде!

Журавлик.

Клич журавлей мы слышим дважды в год.
Он и весну, и осень к нам несёт.
Журавль приносит счастье. Счастлив ты,
“Курлы - курлы” услышав с высоты.

^ Изобразительное искусство

“Художник”

Нарисовал художник речку,
Но полотно дало утечку.
Нарисовал он воробья, -
Тот улетел, мои друзья.
Он рисовал гиппопотама,
Пока не затрещала рама.
Писал он звёзды в высоте,
Прожёг семь дырок на холсте.
Тогда решил он на картине
Дверь написать посередине,
И через дверь явился в дом,
Туда, где с вами мы живём

Математика

“Приятная весть”

- Без четверти шесть!
Без пятнадцати шесть!
Хотите услышать приятную весть?
- Так что же случилось
Без четверти шесть?
Какая такая приятная весть?
- А то, что я сам,
Понимаете, САМ,
Умею часы узнавать по часам.
- Ты прав. Так и есть,
Без пятнадцати шесть!
Спасибо тебе за приятную весть!

Творчество В.Д. Берестова очень разнообразно. Он прозаик и поэт, переводчик и автор мемуаров о многих выдающихся людях, литературовед и исследователь фольклора, учёный археолог.

В соавторстве с художницей и писателем Татьяной Ивановной Александровой (женой поэта) Берестовым написана сказка “Катя в игрушечном городе”.

Об одном из героев – домовёнке Кузьке появится сказка, написанная Татьяной Александровой.

“^ Домовёнок Кузька”

Стихи Валентина Берестова зовут искать, играть, соревноваться. Даже ленивого и равнодушного растормошит их беспокойный, подвижный, задорно-дразнящий ритм: “Облака – сплошная вата, а летят, летят куда-то. А ты – нет!”. Так хочется погнаться за ними! Знай: стоит поверить в свои силы – и ты полетишь. Для умеющего мечтать самое важное условие исполнения желаний – смелость: “Птица неба не боится!”.

Приглашаем всех в кукольный театр (на сцене появляется Петрушка) Приложение 1.

Инсценировка “Как найти дорожку” (Идут мальчик и девочка). Приложение 2.

Петрушка:

Мы подрастём, другими станем,
И, может быть, среди забот
Мы сказке верить перестанем,
Но сказка снова к нам придёт.
И мы её улыбкой встретим.
Пускай опять живёт у нас,
И эту сказку нашим детям
Мы вновь расскажем в добрый час!

Приложение 1.


Приглашаем всех в кукольный театр.

(на сцене появляется Петрушка)

Петрушка:

Эй, белобрысый из первого ряда!

Что? Не узнал меня с первого взгляда?

Думаешь, что за игрушка?

А я – Петрушка!

Колпак на затылке маячит,

Поглядим, кто кого околпачит!

Остёр колпачок,

Ещё острей язычок!

Нос длинноват? Но ещё под вопросом,

Кто у кого останется с носом!

Ох, и посмеюсь я сейчас над вами,

Да так, что и вы захотите сами!

Уважаемые зрители!

Дети и родители!

Мы вас приглашаем в кукольный театр!

У кого нет денег, заходите так!
Мы всем на удивление

Покажем представление!

А ведь приглашаю я вас не в простой театр, а в кукольный театр поэта Валентина Берестова. В нём живут герои его произведений. Но перед представлением, господа зрители, позвольте познакомить вас с нашими артистами.

Вот, например, Заяц. Вы думаете, у нас в театре простой Заяц? У нас Заяц – барабанщик.

Вот вы, барабанить умеете? (Дети отвечают).

А ну, покажите! (Дети имитируют барабанную дробь).
Ну, это что! Вот наш Заяц - всем барабанщикам барабанщик! Только капризный очень. Вот давайте заглянем за кулисы. (Заглядывают).

За уши Зайца несут к барабану. Заяц ворчит.

Заяц (появляясь):

Барабанить не стану!

Нет настроения,

Нет обстановки,

Нет подготовки,
Не вижу морковки!

Петрушка: Видели? Морковки ему не дали! Попробуй такому не дай! Он из леса однажды чуть лису не выгнал! Ох, она и злющая ходила! Представляете, приходит к ней однажды Медведь-почтальон, стучит в дверь и говорит:

Медведь:

Отворяй, Лиса, калитку,

Получай, Лиса, открытку!


Лиса (заинтересованно рассматривает):

На открытке есть картинка:

Хвост морковки и дубинка.

А написано в открытке:

(Читает)

«Собирай свои пожитки

И убирайся вон из нашего леса.

С приветом! Заяц».

Ну, погоди, ушастый! Уж я тебе покажу, где раки зимуют! (Собирается бежать)

Петрушка:

Погоди, погоди, Лиса! Видишь – зрители в театр пришли, познакомиться хотят. Ответь-ка нам:
Лисичка, Лисичка!

Кому ты сестричка?

Лиса:

Ответ удивительно прост.

Мой братец – мой собственный хвост,
Пушистый, и рыжий, и ловкий,

Готов на любые уловки.

Сейчас я хвостом крутану –

Врага не туда поверну,

Пусть ищет он в поле пустом,

Куда я махнула хвостом!

Петрушка:

Лисичка, Лисичка!

Кому ты сестричка?

Лиса:

Тому, кто меня не забыл,

Кто с детства меня полюбил,
Чьё доброе сердце простило,

Что я колобок проглотила,

Что зайца из дома гнала,
Что сыр у вороны брала.

Лиса Патрикеевна –

Лесная царевна!

Ну, а теперь, друзья мои, извините! Надо мне быстренько Зайца догнать, поговорить с ним кое о чём. (Убегает).

Петрушка (зовёт): Заяц! Заяц! Да перестань ты прыгать! (Лиса убежала)

А вот скажи нам, Заяц, почему вас, длинноухих, все трусишками называют?

Заяц:

Да мы такие и есть!

Ах, как жутко на лесной лужайке

Бедному игрушечному зайке.

Кружится над зайкой стрекоза

И глядит, глядит во все глаза.

И пчела над зайкой прожужжала –

У неё уж-ж-жаснейшее жало.

И жуки рогатые ползут.

Ахнуть не успеешь – загрызут.

Бегают по зайчику мурашки…

Ах, как страшно зайчику-бедняжке!

Петрушка:

Ну, уж это не про тебя!

Всем известно, ты у нас, Заяц, не из робких!

Заяц:

А кто в нашем театре трусливый? Чтобы не сцене выступать, надо храбрым быть, а то во время спектакля все слова забудешь.

В лесу не долго до беды,
Но Заяц – не простак.

Умеет запутывать следы.

Вот так, вот так, вот так!

Туда-сюда петляет след.

Вперёд, назад и вбок.

Где Заяц был, там Зайца нет.

Прыг-скок, прыг-скок, прыг-скок!

Простор и воля впереди,
А сзади – лютый враг.

И сердце заячье в груди:

Тик-так! Тик-так! Тик-так!

Но в театре, где кругом народ,

Он забывает страх

И в барабан отважно бьёт

Бабах! Бабах! Бабах!

У нас даже Мышка Кошку не боится. Вот смотрите!


^ Кошка:

Мяу, Мышка, спляшем польку,
подадим гостям пример!

Мышка:

Я сплясала бы, да только

Мышке Кот не кавалер!

Мышка Кошку угостила.

^ Кошка:

Кока Мышь не проглотила.

Мышка:

Почему не проглотила?

Кошка:

Угощенья хватило!

Мышка:

Вы полюбуйтесь, милый Кот,

Как это платье мне идёт?

А бантик на конце хвоста?!

Кошка:

Ах, Мышка, не смущай Кота!

(уходят)

(Появляются Лягушата)

Лягушата:

Ква-а!

Петрушка:

А, зелёненькие появились! А кто из вас, уважаемые зрители, умеет прыгать? А вот мы сейчас и проверим. Повторяйте движения за нашими Лягушатами. А лучших ждёт награда! На «ква-ква» - прыжки и хлопки, на «ать-два» - шаги!

Лягушата:

Раньше были мы икрою, ква-ква!

А теперь мы все – герои, ать-два!

Головастиками были, ква-ква!

Дружно хвостиками били, ать-два!

А теперь мы – Лягушата, ква-ква!

Прыгать с берега, ребята! Ать-два!

И с хвостом и без хвоста

Жить на свете – красота!

Петрушка:

Молодцы! Все как один принимаетесь в почётные Лягушата нашего театра Валентина Берестова!

А теперь, глубокоуважаемая публика, антракт! Приглашаем вас в наш театральный буфет. И не пугайтесь, если встретите там нашего дракона.

Он добрый, хоть и огнедышащий!

(появляется Дракон)

В дверь диетической столовой

Вошёл Дракон семиголовый.

Он хором «Здравствуйте!» сказал

И, улыбаясь, заказал:

Дракон:

Для этой головы

Пожалуйста, халвы.

Для этой пасти –

Прочие сласти.

Для этой головки –

Перловки.

Для этой глотки –

Селёдки.

Для этой башки –

Пирожки.

Для этой рожи –

Тоже.

Для этого личика –

Два сдобных куличика.

Что ещё? Лимонада бутылку,

Семь салфеток, ножик и вилку.

(раздаётся звонок).

Петрушка:


Солнце, дождик, приходите,

Гостям сказку приводите!

А из тучи – гром, гром.

Загоняет в дом, в дом.

Покажись из тучи, солнце,

Загляни скорей в оконце,
Ты светлицу освети,

Детям сказку покажи!





Приложение 2.


^ Инсценировка «Как найти дорожку»

(Идут мальчик и девочка).

Мальчик:

Пойдём к моему дедушке в гости? Он у меня лесник, про лес нам расскажет, мёдом угостит. Пойдём?

Девочка:

Пойдём!(Идут, оглядываются)

Девочка:

Смотри, а тропинка-то исчезла!

Мальчик:

Кажется, мы заблудились. А давай дорогу у белки спросим. Вон она прыгает с дерева на дерево, с дерева на дерево.

Девочка:

Белка, Белка, расскажи, Белка, Белка, покажи, как найти дорожку к дедушке в сторожку.

Белка:

Очень просто. Прыгайте с этой ёлки вон на ту, с той – на кривую берёзку. С кривой берёзки виден большой-большой дуб. С верхушки дуба видна крыша. Это и есть сторожка. Ну, что же вы? Прыгайте!

Мальчик:

Спасибо, Белка! Только не умеем мы по деревьям прыгать. Лучше ещё кого-нибудь спросим.

Девочка:

Вон Зайчик бежит. Зайка, Зайка, расскажи, Зайка, Зайка, покажи, как найти дорожку

К дедушке в сторожку.

Зайчик:

В сторожку? Нет ничего проще. Сначала будет пахнуть грибами. Так? Потом – заячьей капустой. Так? Потом запахнет лисьей норой. Так? Обскочите этот запах справа или слева. Так? Когда он останется позади, понюхайте вот так и услышите запах дыма. Скачите прямо на него, никуда не сворачивая. Это дедушка-лесник самовар ставит.

Мальчик:

Спасибо, Зайка, жалко, что носы у нас не такие чуткие, как у тебя. Придётся ещё у кого-нибудь спросить.

Девочка:

А вот Улитка ползёт.

- Эй, Улитка, расскажи, эй, Улитка, покажи, как найти дорожку к дедушке в сторожку.

^ Улитка:

Рассказывать доооо-о-олго. Лу-у-учше я вас туда провожу-у-у. Ползите за мной.

Девочка:

Спасибо, Улитка, некогда ползать. Лучше мы ещё у кого-нибудь спросим.

Мальчик:

Вот на цветке пчёлка сидит. Пчёлка, Пчёлка, расскажи, Пчёлка, Пчёлка, покажи, как найти дорожку к дедушке в сторожку.

Пчёлка:

Ж-ж-ж. Покаж-жу. Смотрите, куда я лечу. Идите следом. Увидите моих сестёр, куда они, туда и вы. Мы дедушке на пасеку мёд носим. Ну, до свидании! Я уж-жасно тороплюсь. Ж-ж-ж!

Мальчик:

Улетела! Даже спасибо мы ей не успели сказать. Ну, побежали за ней. (бегут)

Девочка:

А вот и сторожка! Дедушка!

Дедушка:

Здравствуйте, мои дорогие! Сейчас будем чай с мёдом пить.


Литература

  1. Берестов В.Д. Любимые стихи. – М.: “АСТ – ПРЕСС”,1997.

  2. Берестов В.Д.Первый листопад. (Звонарёва Лола “Художник, что живёт в любом из нас”.)

  3. Подшивка журналов “Книжки, нотки, игрушки для...”

zavod-svetlana-gorit-v-peterburge-informacionnoe-agentstvo-ria-novosti-08082011.html
zavoevanie-polnomochij-partizanskaya-vojna-s-rabotodatelem.html
zavolzhskij-fok.html
zavtra-konec-sveta-rej-duglas-bredberi.html
zavtra-v-novosibirske-predstavyat-trollejbus-gibrid-i-gazovij-avtobuskomsomolskaya-pravda-novosibirsk.html
zavtrak-v-otele-v-11-00-transfer-na-vinnij-zavod-obzornaya-ekskursiya-po-zavodu-i-vinogradnikam-degustaciya-vina-posle-obeda-transfer-v-mondovicino-outlet-village.html
  • composition.bystrickaya.ru/planiruemie-rezultati-osvoeniya-obuchayushimisya-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-mou-sosh-51-stranica-4.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/614990-rossiya-g-perm-shosse-kosmonavtov-111-informaciya-soderzhashayasya-v-nastoyashem-ezhekvartalnom-otchete-podlezhit-raskritiyu-v-sootvetstvii-s-zakonodatelstvom-rossijskoj-federacii-o-cennih-bumagah-stranica-6.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/virazdel-programmi-dlya-doshkolnikov-s-tyazhelimi-narusheniyami-zreniya.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prikaz-ot-1-iyunya-2007g-90-o-g-tomsk-ob-itogah-oblastnogo-konkursa-metodicheskih-razrabotok-napravlennih-na-razvitie-sovershenstvovanie-obrazovatelnih-praktik.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-literature-10-klass.html
  • education.bystrickaya.ru/4-dohodi-proekta-federalnogo-byudzheta-stranica-2.html
  • studies.bystrickaya.ru/glava-tretya-velichie-saturna-celitelnij-mif-pod-redakciej-roberta-svobodi.html
  • essay.bystrickaya.ru/doklad-madou-detskij-sad-70-kompensiruyushego-vida.html
  • studies.bystrickaya.ru/6-vihod-s-misa-barrou-peshkom-cherez-ledovitij-okean.html
  • testyi.bystrickaya.ru/64-zoni-razmesheniya-poligonov-dlya-tverdih-bitovih-othodov-sobranie-deputatov-napolnovskogo-selskogo-poseleniya.html
  • composition.bystrickaya.ru/pedagogchn-de-mar-montessor-v-suchasnih-doshklnih-zakladah.html
  • doklad.bystrickaya.ru/urok-v-5-klasse-tema-emocionalno-virazitelnaya-rol-imyon-sushestvitelnih-v-rechi.html
  • institut.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-po-discipline-zarubezhnaya-literatura-i-literatura-strani-izuchaemogo-yazika.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zhurnal-istoricheskie-hroniki.html
  • institut.bystrickaya.ru/taktika-menyaetsya-povest-o-chekiste.html
  • studies.bystrickaya.ru/kommercheskij-kredit-chast-11.html
  • write.bystrickaya.ru/f-engels-dialektika-prirodi-stranica-15.html
  • college.bystrickaya.ru/13soobsheniya-programmi-soobsheniya-programmi-148-glossarij-149-ukazatel-risunkov-150-ukazatel-tablic-152.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/protokoli-kompyuternoj-seti-plan-lekcii-ponyatie-kompyuternoj-seti-evolyuciya-kompyuternih-setej-klassifikaciya.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchet-o-nauchno-issledovatelskoj-rabote-provedennoj-po-zakazu-ministerstva-ekonomicheskogo-razvitiya-i-torgovli-rossijskoj-federacii-tema.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programmi-informatika-v-obrazovanii-informatika-s-metodikoj-prepodavaniya-informatiki.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchet-gurevskoj-rajonnoj-detskoj-biblioteki-o-rabote-za-2008-god-nazvanie-cbs-stranica-2.html
  • writing.bystrickaya.ru/kulturologya-yak-nauka.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konkurs-yurij-hizhnyakov-partizanskij-fonarik-nataliya-knushevickaya-na-zavode-viktoriya-zadvornova-stranica-7.html
  • books.bystrickaya.ru/eksponata.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otkritoe-obrashenie-sumevshie-ponyat-svoe-prednaznachenie-i-sut-beskonechnosti-stanut-zhit-schastlivo-perevoploshayas.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-proizvodstvennoj-praktiki-17-vii-fond-ocenochnih-sredstv-po-programme-18-i-obshaya-harakteristika-programmi-cel-missiya-programmi-missiej-oop-po-napravleniyu-38-04-02-menedzhment.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-obshaya-harakteristika-ponyatij-socialnaya-gruppa-malaya-gruppa-bolshaya-gruppa.html
  • literature.bystrickaya.ru/ceremoniya-oficialnogo-otkritiya-vistavki-i-hh-konferencii-relejnaya-zashita-i-avtomatika-energosistem-2010.html
  • lecture.bystrickaya.ru/4-tipologiya-obshestvennoj-organizacii-koncepciya-postindustrialnogo-obshestva.html
  • nauka.bystrickaya.ru/urok-masterskaya-tema-vsya-moya-zhizn-roman-s-sobstvennoj-dushoj.html
  • student.bystrickaya.ru/1e-sklonenie-sushestvitelnih.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/polozhenie-ob-obrabotke-personalnih-dannih-chitatelej-municipalnih-bibliotek-g-irkutska.html
  • testyi.bystrickaya.ru/6-vselennaya-glazami-chervyaka-haruki-murakami-ohota-na-ovec.html
  • occupation.bystrickaya.ru/ob-uninii-i-otchayanii-viskazivaniya-i-soveti-podvizhnikov-20-veka.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.