.RU

Ю. В. Яковец Глобализация и взаимодействие цивилизаций >(Ю. В. Яковец Глобализация и взаимодействие цивилизаций. М.: Зао "Изд-во "Экономика"", 2003. 441 с.) - страница 4



[350]

опору в вере на зыбкой почве стремительно и мучительно трансформирующегося общества, кризисного перехода к новому социокультурному строю. С завершением этого перехода, укреплением основ гуманистического постиндустриального общества и интегрального социокультурного строя почва из-под ног религиозных фанатиков и сектантов будет уходить – до следующего глобального кризиса.

Интересно проанализировать данные о динамике численности приверженцев мировых религий и неверующих по отдельным материкам и в целом по миру за XX в. (табл. 8.3).

^ Таблица 8.3.

Динамика числа верующих и неверующих в мире в XX веке [6. C. 47]

[351]

Таблица 8.3.

Динамика числа верующих и неверующих в мире в XX веке [6. C. 47]

Обращает на себя внимание стремительный рост в XX в. числа неверующих – в 242 раза, или с 0,3 до 20% населения Земли.

Решающий вклад в эту тенденцию внесла Азия (прежде всего Китай) и Европа, где доля неверующих достигла соответственно 28 и 19%. Наименьшая доля неверующих в Латинской Америке (0,7%).

Христиане, которые в начале века составляли треть населения мира, в основном сохранили свои позиции, а католики даже сумели укрепить их (с 16,6 до 17,3%) за счет активной миссионерской деятельности в Африке и Азии. Протестанты уменьшили свою долю с 8,6 до 5,1%, сохранив лидирующие позиции в Северной Америке (31,7%) и Океании (29,7%) и значительную долю в Европе (10%), преимущественно в Западной. Значитель-

[352]

но упала доля православных (с 6,7 до 2,5% населения мира), причем сконцентрированы они в основном в Европе и СНГ – 96% общего числа православных.

Противоречивые тенденции наблюдаются в динамике восточных религий. Численность мусульман выросла в 5,5 раза, а их доля в населении мира - с 13,2 до 19,5%. Сконцентрированы они преимущественно в Азии (22% населения) и Африке (40,4% населения), но значительна их доля в Европе и СНГ (60 млн. человек - 7,5% населения), Северной Америке (1,4%). Несколько повысилась доля индуистов – с 13,7 до 14,7% населения, достигнув 888 млн. человек, почти полностью сконцентрированных в Азии (882 млн. человек). Значительно уступают им буддисты, доля которых в населении Земли снизилась с 7,8 до 5,9%. В 5,2 раза упала доля и абсолютно сократилось число приверженцев китайских религий, сочетающих элементы конфуцианства, даосизма и буддизма.

Культура является основным носителем и выразителем национальных и цивилизационных особенностей. В эпоху глобализации в ней четко вырисовываются две если не противоположные, то противоречивые тенденции. С одной стороны, национально-цивилизационное возрождение ведет к обособлению и дифференциации культур, усилению их особых черт, преодолению шаблонизирующего, унифицирующего давления индустриальной машинной цивилизации, обезличенной волны массовой антикультуры. Современный кризис культуры, сущность, проявления и последствия которого глубоко исследованы Питиримом Сорокиным, является отражением заката и распада чувственного социокультурного строя. "В поисках пользующегося большим успехом чувственного и социального материала как необходимого условия стимуляции и возбуждения чувственного наслаждения искусство уклоняется от позитивных явлений в сторону негативных, от обычных типов и событий к патологическим, от свежего воздуха нормальной социально-культурной действительности к социальным отстойникам, и, наконец, оно становится музеем патологий и негативных феноменов чувственной реальности... Его чарующее разнообразие побуждает к поиску еще большего многообразия, что приводит к разрушению гармонии, единства, равновесия и превращает искусство в океан хаоса и непоследовательности" [27. С. 450]. Понятно, что разлагающаяся культура не может служить соединительной тканью для народов и цивилизаций.

[353]



 

Богатейшее, разнообразное по национальному колориту, культурное наследие евразийской цивилизации служит другим связующим постсоветские страны узлом. Приоритеты российской культуры общепризнаны, они положили начало многим мировым художественным школам и стилям. Господство тоталитарного строя нанесло немалый ущерб культуре, но не смогло выкорчевать ее глубокие корни. Деятели культуры оправляются от шокового воздействия рыночной стихии, резкого сокращения бюджетной поддержки, начинают противостоять грязной волне массовой антикультуры, хлынувшей на экраны телевизоров, театральные подмостки, книжные прилавки, через Интернет. Появляются первые признаки ренессанса высокой культуры, формирования гармоничного интегрального социокультурного строя. Он не будет обезличенным и универсальным, как позд-неиндустриальная массовая культура, а сохранит и усилит разнообразие и взаимообогащение культур разных наций, этносов, цивилизаций, возродит гуманизм восприятия гармонии и красоты, некогда характерные для культуры античности и эпохи Возрождения. На просторах постсоветского культурного пространства, несмотря на кризисные потери, все еще сохраняются предпосылки для выполнения Россией культурной функции интегратора евразийской цивилизации.

Советская система образования была признана одной из лучших в мире по широте и глубине знаний и навыков, гуманистической направленности, передаваемых подрастающим поколениям. Эта система довольно сильно пострадала за годы кризиса – прежде всего по содержанию из-за потери доверия к прежним парадигмам и идеалам, вследствие сокращения финансирования, кое-где чрезмерного увлечения переходом на национальные языки обучения, ослабления позиции русского языка как главного средства внутрицивилизационного межнационального общения.

Тем не менее, признаки оживления наблюдаются и в этой сфере. Ослаблены бюрократическое регламентирование и идеологическая ангажированность образовательного процесса, активно ведется творческий поиск эффективных форм и методов обучения, закладываются основы креативной педагогики, диф-

[400]

ференцируется и индивидуализируется сеть образовательных учреждений, все шире используются современные информационные технологии. Тем самым закладываются основы для формирования поколений XXI в., освоивших главные принципы постиндустриального общества и являющихся его активными созидателями.

Евразийская цивилизация характеризовалась системой этики, которой присущи человеколюбие, толерантность, нравственная чистота. В последние годы моральные устои общества пошатнулись. Рыночная стихия и жесточайший кризис, разгул преступности, проституции, распространение (через СМИ) культа насилия нанесли немалый урон моральным устоям общества, особенно молодому поколению. Весь вопрос в том, насколько эти тенденции проникли в социокультурный генотип общества. Постепенно его здоровые силы начинают осознавать их опасность и гибельность, противоборствовать им. Проявляется, пока еще слабо и тенденция (которую Питирим Сорокин назвал позитивной моральной поляризацией) ориентирования на отказ от культа войны и насилия, на моральные факторы взаимопомощи, сотрудничества, толерантности, бескорыстной творческой любви, исключающей эгоистическое соперничество, ненависть и грубую силу [3. С. 221-226]. Россия и другие страны евразийской цивилизации могут сыграть видную роль в становлении новой (адекватной постиндустриальному обществу) морали, основанной на культуре мира, ненасилия, терпимости, взаимной поддержки и творческого альтруизма. Позитивная моральная поляризация будет способствовать интеграционным тенденциям на началах взаимовыгодного сотрудничества и партнерства в евразийской цивилизации.

Противоречивые тенденции наблюдаются в области идеологии и религии. С одной стороны, крушение коммунистической идеологии, служившей объединяющим стержнем народов СССР и социалистического лагеря, стало одним из решающих факторов дезинтеграции, негативной идеологической и религиозной поляризации, потери идеалов и веры в будущее, массовой тяги ко всевозможным религиям и сектам (в поиске хоть какой-то духовной опоры), усиления религиозного фанатизма и экстремизма. С другой стороны, налицо элементы позитивной идеологической и религиозной поляризации, формирования и утверждения идеалов постиндустриального общества, интегрального социокультурного строя.

vramkah-programmi-dopolnitelnogo-obrazovaniya-organizaciya-raboti-fitnes-i-sportklubov-predlagayut-vashemu-vnimaniyu-obuchenie-po-sleduyushim-napravleniyam-upravlyayushij-fitnes-centrami-sportivno-ozdorovitelnimi-klubami.html
vramkah-programmi-prometej-pavlodar-2007-udk-bbk-63-35kaz-i-69-stranica-12.html
vramkah-programmi-prometej-pavlodar-2007-udk-bbk-63-35kaz-i-69-stranica-26.html
vramkah-programmi-prometej-pavlodar-udk-94574-25075-8-bbk-63-35kazya73-stranica-14.html
vramkah-provedeniya-goda-rossijskoj-istorii-kafedra-kulturi-i-kommunikativnih-tehnologij-sovmestno-s-kafedroj-filosofii-fakulteta-gumanitarnogo-obrazovaniya.html
vramkah-respublikanskoj-celevoj-programmi-molodezh-buryatii-2004-2007-gg-opredeleni-osnovnie-napravleniya-no-povisheniyu-aktivnosti-molodezhi-v-izbiratelnom-processe-informacionno-izdatelskaya.html
  • holiday.bystrickaya.ru/naibolee-rezkie-izmeneniya-proizoshli-v-oblasti-socialnoj-sferi-reformi-udarili-po-materialnim-interesam-desyatkov-millionov-lyudej.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vneklassnoe-meropriyatie-po-nemeckomu-yaziku-v-gostyah-u-skazok-bratev-grimm-2-klass.html
  • studies.bystrickaya.ru/333-soznanie-cheloveka-tihoplav-v-yu-tihoplav-t-s-zhizn-naprokat.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/predislovie-robert-grin-48-zakonov-vlasti.html
  • nauka.bystrickaya.ru/venec-tvorenya-divnaya-diana-kniga-kak-upravlyat-lyudmi-poesy.html
  • holiday.bystrickaya.ru/ni1o-peki-s-ranshe-eto-nazivalos-pionerskij-lager.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kalendarno-tematicheskoe-planirovanie-po-himii-11-klass.html
  • credit.bystrickaya.ru/otvetstvennie-prorektor-po-informatizacii-prorektor-po-administrativno-hozyajstvennoj-rabote.html
  • spur.bystrickaya.ru/letnij-imperatorskij-dvorec-lvinaya-doroga-ira66-cherno-beloe-renne.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nashi-pervie-predki-yurij-dmitrievich-petuhov.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/udmurtskoj-respubliki-professionalnoe-uchilishe-31.html
  • credit.bystrickaya.ru/otchet-o-provedenii-ezhegodnogo-kraevogo.html
  • occupation.bystrickaya.ru/ng-urvanceva-karelgpu-v-m-pivoev-otv-red-m-p-barhota-a-v-mazur-svoe.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-iv-diagnostika-preambula.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lv-kurilenko-l-v-vandisheva-samarskij-gosudarstvennij-universitet.html
  • abstract.bystrickaya.ru/3-karti-resursov-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-bijsk-bpgu-imeni-v-m-shukshina.html
  • writing.bystrickaya.ru/konstitucionnoe-pravo-rossii.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mikroklimat-i-ego-vliyanie-na-organizm-cheloveka-konspekt-lekcij-bezopasnost-zhiznedeyatelnosti.html
  • teacher.bystrickaya.ru/formirovanie-grammaticheski-pravilnoj-rechi-metodicheskie-rekomendacii-dlya-specialistov-pedagogov-obrazovatelnih-uchrezhdenij.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/analiz-obrazovatelnoj-i-finansovo-hozyajstvennoj-deyatelnosti-mou-sosh-28-za-2006-2007-uchebnij-god-stranica-4.html
  • tasks.bystrickaya.ru/-5-visshee-obrazovanie-universiteti-kniga-posvyashena-naibolee-yarkomu-i-plodotvornomu-periodu-kulturnoj-zhizni.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/anketa-avtora-studencheskih-rabot.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mezhregionalnaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-posvyashennaya-80-letiyu-gbu-rs-ya-respublikanskaya-bolnica-3-mediko-socialnaya-pomosh-pozhilomu-naseleniyu-yakutii.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prikaz-1451-ot-24-oktyabrya-2005-g-programma-razvitiya-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednej-obshebrazovatelnoj-shkoli-17.html
  • essay.bystrickaya.ru/ceni-na-sire-v-kombikormovoj-promishlennosti-stoimost-proizvodstva-kormov-i-dohodnost-kombikormovih-kompanij.html
  • reading.bystrickaya.ru/konspekt-integrirovannogo-uroka-geografii-i-biologii-8-j-klass-2-ch.html
  • klass.bystrickaya.ru/belarus-prismatrivaetsya-k-kazahstanskoj-nefti-1-zasedanie-ekonomicheskogo-soveta-sng.html
  • notebook.bystrickaya.ru/karsakova-v-g-tomska-municipalnaya-biblioteka-akademicheskaya-akademgorodok-letopis-sobitij.html
  • crib.bystrickaya.ru/kalendarnij-plan-sportivno-massovih-meropriyatij-provodimih-upravleniem-po-fizicheskoj-kulture-sportu-i-molodezhnoj-politike-komiteta-po-socialnoj-politike-i-kulture-administracii-goroda-irkutska-s-14-po-22-iyulya-2012g.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-dlya-raboti-s-komplektom-kontrolnih-zadanij-unit.html
  • desk.bystrickaya.ru/pochemu-nekotorie-disciplini-nastolko-otdaleni-ot-dejstvitelnosti-vzhizni-okazalos-sovsem-po-drugomu-prishlos-zanovo-vsemu-uchitsya-v-2007-godu-mi-mesyacami.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/mesto-fmp-v-organizacionnoj-strukture-reu-i-organizaciya-ego-raboti-polozhenie-o-fakultete-magisterskih-programm.html
  • znanie.bystrickaya.ru/aa-gorohov-ieromonah-varlaam-dialog-kultur-i-civilizacij.html
  • essay.bystrickaya.ru/deyatelnost-strahovoj-kompanii.html
  • tests.bystrickaya.ru/korol-matiush-korol-matiush-pervij.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.