.RU

Язык как знаковая система 2

Язык как знаковая система.

Язык – это средство выражения мыслей и желаний людей. С помощью языка люди также выражают свои чувства. Обмен подобной информацией между людьми называется общением. Язык – это «стихийно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система дискретных (членораздельных) звуковых знаков, предназначенных для целей коммуникации и способная выразить всю совокупность знаний и представлений человека и мире»[1] . Это особая система знаков, которая служит средством общения людей друг с другом.

Центральным в этом определении является сочетание «особая система знаков», которое нуждается в подробном пояснении. Что такое знак? С понятием знака мы встречаемся не только в языке, но и в повседневной жизни. Например, видя, как из трубы дома идет дым, мы заключаем, что в доме топят печь. Услышав звук выстрела в лесу, мы делаем вывод, что кто-то охотится. Дым – зрительный знак, признак огня; звук выстрела – слуховой знак, признак выстрела. Даже два этих простейших примера показывают, что знак имеет видимую или воспринимаемую на слух форму и некое содержание, которое за этой формой стоит («топят печь», «стреляют»).

Языковой знак также двусторонен: он имеет форму (или означающее) и содержание (или означаемое). Например, слово стол имеет письменную или звуковую форму, состоящую из четырех букв (звуков), и означаемое – «вид мебели: плита из дерева или другого материала, укрепленная на ножках».

В отличие от знаков, имеющих природный характер (дым – знак огня, звук выстрела – знак выстрела), между формой слова (означающим) и его смыслом (содержанием, означаемым) нет причинной связи. Языковой знак условен: в данном обществе людей тот или иной предмет имеет такое-то название (например, стол ), а в других национальных коллективах он может называться иначе (der Tisch – в немецком языке, la table – во французском, a table – в английском).

Слова языка действительно замещают в процессе общения другие объекты. Подобные «заместители» других объектов принято называть знаками, однако то, что обозначается с помощью словесных знаков, – это далеко не всегда предметы действительности. Слова языка могут выступать как знаки не только объектов реальной действительности, но и действий, признаков, а также разного рода мысленных образов, возникающих в сознании человека.

Кроме слов важным компонентом языка являются способы образования слов и построения из этих слов предложений. Все единицы языка не существуют изолированно и неупорядоченно. Они связаны между собой и образуют единое целое – систему языка.

Система – (от греч. systema – «целое, составленное из частей; соединение») объединение элементов, находящихся в отношениях и связях, образующих целостность, единство. Следовательно, каждая система обладает некими признаками:

- состоит из множества элементов;

- ее элементы находятся в связи друг с другом;

- эти элементы образуют единство, одно целое.

Характеризуя язык как систему, необходимо определить, из каких элементов он состоит, как они связаны друг с другом, какие отношения устанавливаются между ними, в чем проявляется их единство.

Язык состоит из единиц: звуков; морфем (приставок, корней, суффиксов, окончаний); слов; фразеологических единиц; свободных словосочетаний; предложений (простых, сложных); текстов.

Каждая из единиц обусловливается другими знаками, и сам, в свою очередь, обусловливает их. Различают три вида отношений языковых единиц: синтагматические, парадигматические и конститутивные.

Синтагматические (или линейные) отношения определяют соединение знаков в речевом потоке: на основании этих отношений единицы одного порядка сочетаются друг с другом именно в тех формах, которые определены законами языка. Так, при образовании слова подушеч ка к основе существительного подушк а прибавляется уменьшительно-ласкательный суффикс -к -, который влияет на трансформацию базовой основы: конечный согласный основы изменяется (к заменяется на ч ), а перед ним появляется гласный. Образуя глагольное словосочетание, мы ставим зависимое местоимение или существительное в ту падежную форму, которой требует глагольное управление (увидеть (что? – вин. п.) здание; подойти (к чему? – дат. п.) к зданию ).

На основании парадигматических отношений единицы одного порядка объединяются в классы, а также группируются внутри классов. Так, однородные языковые единицы объединяются и образуют уровни языка (табл. 1).

Таблица 1


zhatti-bibliografiyali-sipattau-dstemelk-sinistar-terminder-men-anitamalar.html
zhau-dimi-latin-amerikasi-debietn-dmpu.html
zhazhda-deneg-andzhej-sapkovskij-pirug-ili-net-zolota-v-serih-gorah.html
zhazi-demalis-kezende-lagerlerde-balardi-sauitiru-zhne-uaittarin-timd-pajdalanu-trler-balalardi-sauitiru-lagern-negzg-masattari.html
zhd-bileti-terminal-oao-rzhd-ofisnie-terminali.html
zhdamarov-denis-kak-prekrasen-etot-mir-posmotri-.html
  • turn.bystrickaya.ru/otkritoe-akcionernoe-obshestvo-centr-programmnih-sredstv-massovogo-primeneniya-v-stroitelstve-stranica-12.html
  • tasks.bystrickaya.ru/371-princip-dejstviya-sertifikaciya.html
  • letter.bystrickaya.ru/nachalnie-bukvi-familij-studentov.html
  • universitet.bystrickaya.ru/the-bridge-of-the-english-language-and-culture.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rekomendacii-po-samostoyatelnoj-rabote-nad-tekstom-teksti-s-uprazhneniyami-na-povtorenie-po-temam-disciplini-delovoj-inostrannij-yazik-anglijskij-uvazhaemie-studenti.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vzaimodejstvie-gosdumi-s-federalnimi-organami-9-tv-9.html
  • urok.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-znaniya-deti-udivleniya-i-lyubopitstva.html
  • bystrickaya.ru/vozniknovenie-grecheskoj-apologetiki-chast-10.html
  • lesson.bystrickaya.ru/rossijskaya-gosduma-pristupila-k-rabote-boris-grizlov-monitoring-smi-7-sentyabrya-2006-g.html
  • thesis.bystrickaya.ru/pravila-marketinga-po-telefonu-programma-seminara-i-bez-chego-luchshe-i-ne-snimat-telefonnuyu-trubku-osobennosti.html
  • institute.bystrickaya.ru/eta-kniga-ne-ocherk-istorii-kino-eto-popitka-taksonomii-opit-klassifikacii-obrazov-i-znakov-ktomu-zhe-v-pervom-tome-mi-ogranichimsya-tolko-opredeleniem-elemen-stranica-4.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dopolnitelnaya-programma-disciplini-municipalnoe-pravo-dlya-specialnosti-080504-65-gosudarstvennoe-i-municipalnoe-upravlenie.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-nachalo-svetlana-levashova.html
  • school.bystrickaya.ru/literatura-literaturovedenie-narodnoe-poeticheskoe-tvorchestvo-hudozhestvennaya-literatura-12.html
  • bukva.bystrickaya.ru/nasha-solnechnaya-sistema.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prikaz-ot-17-iyulya-1985-g-n-290-ob-utverzhdenii-instrukcii-po-uchetu-i-hraneniyu-muzejnih-cennostej-nahodyashihsya-v-gosudarstvennih-stranica-13.html
  • institut.bystrickaya.ru/strahuvannya-vdpovdalnost-pozichalnikv-za-nepovernenya-kreditu.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/referat-po-koncepcii-f-11-estestvoznanie.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-disciplini-opd-f-02-obshaya-elektrotehnika-i-elektronika-dlya-studentov-specialnosti-140307-radiacionnaya-bezopasnost-cheloveka-i-okruzhayushej-sredi.html
  • shkola.bystrickaya.ru/nalog-na-dobavlennuyu-stoimost-12.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/analiticheskij-otchet-o-prognoznih-potrebnostyah-v-trudovih-resursah-neobhodimih-dlya-realizacii-strategii-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-permskogo-kraya-vklyucha-stranica-8.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-nahodka-2003-ministerstvo-obrazovaniya-rossijskoj-federacii-institut-tehnologii-i-biznesa.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obrazovatelnie-programmi-po-estestvoznaniyu-i-biologii-dlya-5-9-klassov-avtorskogo-kollektiva-pod-rukovodstvom-a-i-nikishova-stranica-2.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zakon-respubliki-adigeya-ot-13-fevralya-2008-g-n-148-ob-upolnomochennom-po-pravam-cheloveka-v-respublike-adigeya.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-razvitiya-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-zavolzhskaya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rajskoe-yabloko-matematiki-uchebnik-po-psihoterapii-osnovannij.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zaochnaya-forma-obucheniya-uchebno-metodicheskij-kompleks-marketing-udk-bbk-m-rekomendovano-k-izdaniyu-uchebno-metodicheskim-sovetom.html
  • assessments.bystrickaya.ru/doklad-predstavlyaet-soboj-obzor-praktiki-primeneniya-novogo-rossijskogo-zakonodatelstva-ob-nko-vstupivshego-v-silu-18-aprelya-2006-goda-stranica-3.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/realizovat-principi-neprerivnogo-visokokachestvennogo-resursnogo-i-prirodoohrannogo-obrazovaniya.html
  • studies.bystrickaya.ru/eta-kniga-rezultat-mnogoletnego-issledovaniya-problem-isterii-osnovannogo-kak-na-klinicheskom-opite-nakoplennom-mnoyu-za-vremya-lechebnoj-i-nauchnoj-raboti-v-psi-stranica-8.html
  • lecture.bystrickaya.ru/454091-g-chelyabinsk-ul-rossijskaya-d-279-ofis-712-tel-351-237-17-55-237-93-83-e-mail-kvcuralmail-ru.html
  • uchit.bystrickaya.ru/stroenie-veshestva-zamestitel-ministra-obrazovaniya-rossijskoj-federacii.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-linii-v-odezhde-metodicheskie-razrabotki-urokov-dlya-studentov-hgo-po-dopolnitelnoj-specializacii-tehnologiya.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rekomendacii-po-effektivnomu-ispolzovaniyu-energii-1.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodologiya-i-metodi-kolichestvennogo-issledovaniya-processov-cepnogo-okisleniya-destrukcii-i-ingibirovaniya-individualnih-uglevodorodov-karbocepnih-polimerov-i-nefteproduktov-02-00-04-fizicheskaya-himiya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.