.RU

Язык как знаковая система 2

Язык как знаковая система.

Язык – это средство выражения мыслей и желаний людей. С помощью языка люди также выражают свои чувства. Обмен подобной информацией между людьми называется общением. Язык – это «стихийно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система дискретных (членораздельных) звуковых знаков, предназначенных для целей коммуникации и способная выразить всю совокупность знаний и представлений человека и мире»[1] . Это особая система знаков, которая служит средством общения людей друг с другом.

Центральным в этом определении является сочетание «особая система знаков», которое нуждается в подробном пояснении. Что такое знак? С понятием знака мы встречаемся не только в языке, но и в повседневной жизни. Например, видя, как из трубы дома идет дым, мы заключаем, что в доме топят печь. Услышав звук выстрела в лесу, мы делаем вывод, что кто-то охотится. Дым – зрительный знак, признак огня; звук выстрела – слуховой знак, признак выстрела. Даже два этих простейших примера показывают, что знак имеет видимую или воспринимаемую на слух форму и некое содержание, которое за этой формой стоит («топят печь», «стреляют»).

Языковой знак также двусторонен: он имеет форму (или означающее) и содержание (или означаемое). Например, слово стол имеет письменную или звуковую форму, состоящую из четырех букв (звуков), и означаемое – «вид мебели: плита из дерева или другого материала, укрепленная на ножках».

В отличие от знаков, имеющих природный характер (дым – знак огня, звук выстрела – знак выстрела), между формой слова (означающим) и его смыслом (содержанием, означаемым) нет причинной связи. Языковой знак условен: в данном обществе людей тот или иной предмет имеет такое-то название (например, стол ), а в других национальных коллективах он может называться иначе (der Tisch – в немецком языке, la table – во французском, a table – в английском).

Слова языка действительно замещают в процессе общения другие объекты. Подобные «заместители» других объектов принято называть знаками, однако то, что обозначается с помощью словесных знаков, – это далеко не всегда предметы действительности. Слова языка могут выступать как знаки не только объектов реальной действительности, но и действий, признаков, а также разного рода мысленных образов, возникающих в сознании человека.

Кроме слов важным компонентом языка являются способы образования слов и построения из этих слов предложений. Все единицы языка не существуют изолированно и неупорядоченно. Они связаны между собой и образуют единое целое – систему языка.

Система – (от греч. systema – «целое, составленное из частей; соединение») объединение элементов, находящихся в отношениях и связях, образующих целостность, единство. Следовательно, каждая система обладает некими признаками:

- состоит из множества элементов;

- ее элементы находятся в связи друг с другом;

- эти элементы образуют единство, одно целое.

Характеризуя язык как систему, необходимо определить, из каких элементов он состоит, как они связаны друг с другом, какие отношения устанавливаются между ними, в чем проявляется их единство.

Язык состоит из единиц: звуков; морфем (приставок, корней, суффиксов, окончаний); слов; фразеологических единиц; свободных словосочетаний; предложений (простых, сложных); текстов.

Каждая из единиц обусловливается другими знаками, и сам, в свою очередь, обусловливает их. Различают три вида отношений языковых единиц: синтагматические, парадигматические и конститутивные.

Синтагматические (или линейные) отношения определяют соединение знаков в речевом потоке: на основании этих отношений единицы одного порядка сочетаются друг с другом именно в тех формах, которые определены законами языка. Так, при образовании слова подушеч ка к основе существительного подушк а прибавляется уменьшительно-ласкательный суффикс -к -, который влияет на трансформацию базовой основы: конечный согласный основы изменяется (к заменяется на ч ), а перед ним появляется гласный. Образуя глагольное словосочетание, мы ставим зависимое местоимение или существительное в ту падежную форму, которой требует глагольное управление (увидеть (что? – вин. п.) здание; подойти (к чему? – дат. п.) к зданию ).

На основании парадигматических отношений единицы одного порядка объединяются в классы, а также группируются внутри классов. Так, однородные языковые единицы объединяются и образуют уровни языка (табл. 1).

Таблица 1


zhatti-bibliografiyali-sipattau-dstemelk-sinistar-terminder-men-anitamalar.html
zhau-dimi-latin-amerikasi-debietn-dmpu.html
zhazhda-deneg-andzhej-sapkovskij-pirug-ili-net-zolota-v-serih-gorah.html
zhazi-demalis-kezende-lagerlerde-balardi-sauitiru-zhne-uaittarin-timd-pajdalanu-trler-balalardi-sauitiru-lagern-negzg-masattari.html
zhd-bileti-terminal-oao-rzhd-ofisnie-terminali.html
zhdamarov-denis-kak-prekrasen-etot-mir-posmotri-.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/spisok-affilirovannih-lic-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-stranica-17.html
  • composition.bystrickaya.ru/ponyattya-brendu-tovarno-marki-brendngu-brend-menedzhmentu.html
  • studies.bystrickaya.ru/differenciaciya-obucheniya-kak-uslovie-razvitiya-odarennih-detej-chast-7.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prognozirovanie-kachestva-drobleniya-massiva-gornih-porod-skvazhinnimi-zaryadami-po-klassam-krupnosti.html
  • notebook.bystrickaya.ru/informacionnij-vestnik-soveta-i-administracii-municipalnogo-rajona-stranica-3.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/referat-filosofskoe-uchenie-o-kulture-vzaimodejstvie-prirodi-i-kulturi.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zanyatie-2-uchebno-metodicheskoe-posobie-predstavlyaet-soboj-sistemu-raboti-po-preodoleniyu-zaikaniya-u-vzroslih-kniga.html
  • writing.bystrickaya.ru/analogii-i-modeli-odin-iz-metodov-obucheniya-fiziki-srednej-shkoli.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/moskomarhitektura-posobie-k-mgsn-01-99-energosberezhenie-v-zdaniyah-stranica-7.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/publichnij-doklad-o-sostoyanii-obrazovatelnoj-sistemi.html
  • notebook.bystrickaya.ru/hozyajstvenno-biologicheskie-osobennosti-novih-sorto-podvojnih-kombinacij-vishni-v-pitomnike.html
  • control.bystrickaya.ru/dopolnitelnaya-literatura-dlya-realizacii-trebovanij-standarta-metodicheskie-rekomendacii-k-uchebniku-a-a-levandovskogo.html
  • crib.bystrickaya.ru/izveshenie-o-provedenii-otkritogo-aukciona-v-elektronnoj-forme-34-67ae12.html
  • learn.bystrickaya.ru/garri-potter-i-kubok-ognya-stranica-17.html
  • tasks.bystrickaya.ru/16-prochie-polozheniya-poryadok-provedeniya-zaprosa-predlozhenij-instrukciya.html
  • notebook.bystrickaya.ru/harakteristika-parovodyanih-ezhektornih-holodilnih-mashin-povaya-instrukciya-po-ekspluatacii-sistem-kondicionirovaniya.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/ria-novosti-novosti-stran-sng-i-baltii-moskva-04022009-olga-kovalenko-nacbank-kazahstana-devalviroval-nacionalnuyu-valyutu-na-25.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-ti-izobrazhaesh-ukrashaesh-i-stroish-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-moskva-2011.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/verhovnij-tajnij-sovet.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/skazka-lozh-da-v-nej-namek-dobrim-molodcam-urok.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-etoj-knizhke-predstavlen-material-po-tvoreniyu-zhizni-vo-vselennoj-i-na-zemle-a-takzhe-po-obyasneniyu-etogo-processa-s-ispolzovaniem-chisel-i-geometrii-obosno.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/2-rabota-so-sredstvami-massovoj-informacii-bbk-65-0492.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-podgotovki-080200-menedzhment-stranica-21.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/posobie-dlya-uchitelej-i-logopedov-spb-karo-2004-stranica-8.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-analiz-investicij-v-nedvizhimost-napravlenie-podgotovki-080300-68-finansi-i-kredit-magisterskie-programmi-finansovie-rinki.html
  • report.bystrickaya.ru/instrukciya-po-tehnicheskomu-obsluzhivaniyu-kompleksa-tehnicheskih-sredstv.html
  • lecture.bystrickaya.ru/analiticheskij-otchet-deyatelnosti-mo-istoriko-filologicheskogo-cikla-za-2009-2010-uchebnij-god.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dlya-podachi-zayavleniya-neobhodimo-predostavit-sleduyushie-dokumenti.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-sushnost-kategorii-pedagogicheskaya-cel-podhodi-k-ee-opredeleniyu-taksonomiya-celej-istochniki-celepolaganiya-harakteristika-podhodov-k-opredeleniyu-soderzhaniya-vospitaniya.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/konkurentnaya-borba.html
  • literature.bystrickaya.ru/eho-moskvi-eho-16082007-vorobev-aleksej-1900-gosduma-rf-monitoring-smi-17-avgust-2007-g.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-9-razrabotka-proektnoj-dokumentacii-i-i-mazur-v-d-shapiro-n-g-olderogge.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rossijskaya-federaciya-administraciya-birilyusskogo-rajona-krasnoyarskogo-kraya-postanovlenie.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sklonenie-imyon-prilagatelnih-coderzhanie.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-doshkolnogo-obrazovaniya-dlya-grupp-kratkovremennogo-prebivaniya-detej-4-7-let-krasnoyarsk-2005-god.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.