.RU

Язык как знаковая система 2

Язык как знаковая система.

Язык – это средство выражения мыслей и желаний людей. С помощью языка люди также выражают свои чувства. Обмен подобной информацией между людьми называется общением. Язык – это «стихийно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система дискретных (членораздельных) звуковых знаков, предназначенных для целей коммуникации и способная выразить всю совокупность знаний и представлений человека и мире»[1] . Это особая система знаков, которая служит средством общения людей друг с другом.

Центральным в этом определении является сочетание «особая система знаков», которое нуждается в подробном пояснении. Что такое знак? С понятием знака мы встречаемся не только в языке, но и в повседневной жизни. Например, видя, как из трубы дома идет дым, мы заключаем, что в доме топят печь. Услышав звук выстрела в лесу, мы делаем вывод, что кто-то охотится. Дым – зрительный знак, признак огня; звук выстрела – слуховой знак, признак выстрела. Даже два этих простейших примера показывают, что знак имеет видимую или воспринимаемую на слух форму и некое содержание, которое за этой формой стоит («топят печь», «стреляют»).

Языковой знак также двусторонен: он имеет форму (или означающее) и содержание (или означаемое). Например, слово стол имеет письменную или звуковую форму, состоящую из четырех букв (звуков), и означаемое – «вид мебели: плита из дерева или другого материала, укрепленная на ножках».

В отличие от знаков, имеющих природный характер (дым – знак огня, звук выстрела – знак выстрела), между формой слова (означающим) и его смыслом (содержанием, означаемым) нет причинной связи. Языковой знак условен: в данном обществе людей тот или иной предмет имеет такое-то название (например, стол ), а в других национальных коллективах он может называться иначе (der Tisch – в немецком языке, la table – во французском, a table – в английском).

Слова языка действительно замещают в процессе общения другие объекты. Подобные «заместители» других объектов принято называть знаками, однако то, что обозначается с помощью словесных знаков, – это далеко не всегда предметы действительности. Слова языка могут выступать как знаки не только объектов реальной действительности, но и действий, признаков, а также разного рода мысленных образов, возникающих в сознании человека.

Кроме слов важным компонентом языка являются способы образования слов и построения из этих слов предложений. Все единицы языка не существуют изолированно и неупорядоченно. Они связаны между собой и образуют единое целое – систему языка.

Система – (от греч. systema – «целое, составленное из частей; соединение») объединение элементов, находящихся в отношениях и связях, образующих целостность, единство. Следовательно, каждая система обладает некими признаками:

- состоит из множества элементов;

- ее элементы находятся в связи друг с другом;

- эти элементы образуют единство, одно целое.

Характеризуя язык как систему, необходимо определить, из каких элементов он состоит, как они связаны друг с другом, какие отношения устанавливаются между ними, в чем проявляется их единство.

Язык состоит из единиц: звуков; морфем (приставок, корней, суффиксов, окончаний); слов; фразеологических единиц; свободных словосочетаний; предложений (простых, сложных); текстов.

Каждая из единиц обусловливается другими знаками, и сам, в свою очередь, обусловливает их. Различают три вида отношений языковых единиц: синтагматические, парадигматические и конститутивные.

Синтагматические (или линейные) отношения определяют соединение знаков в речевом потоке: на основании этих отношений единицы одного порядка сочетаются друг с другом именно в тех формах, которые определены законами языка. Так, при образовании слова подушеч ка к основе существительного подушк а прибавляется уменьшительно-ласкательный суффикс -к -, который влияет на трансформацию базовой основы: конечный согласный основы изменяется (к заменяется на ч ), а перед ним появляется гласный. Образуя глагольное словосочетание, мы ставим зависимое местоимение или существительное в ту падежную форму, которой требует глагольное управление (увидеть (что? – вин. п.) здание; подойти (к чему? – дат. п.) к зданию ).

На основании парадигматических отношений единицы одного порядка объединяются в классы, а также группируются внутри классов. Так, однородные языковые единицы объединяются и образуют уровни языка (табл. 1).

Таблица 1


zhatti-bibliografiyali-sipattau-dstemelk-sinistar-terminder-men-anitamalar.html
zhau-dimi-latin-amerikasi-debietn-dmpu.html
zhazhda-deneg-andzhej-sapkovskij-pirug-ili-net-zolota-v-serih-gorah.html
zhazi-demalis-kezende-lagerlerde-balardi-sauitiru-zhne-uaittarin-timd-pajdalanu-trler-balalardi-sauitiru-lagern-negzg-masattari.html
zhd-bileti-terminal-oao-rzhd-ofisnie-terminali.html
zhdamarov-denis-kak-prekrasen-etot-mir-posmotri-.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchreditel-upravlenie-obrazovaniem-administracii-turinskogo-gorodskogo-okruga-organizacionno-pravovaya-forma-municipalnoe-uchrezhdenie.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/primernaya-instrukciya-dlya-studentov-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-sd-f-01-mirovaya-ekonomika-kod-i.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/annotacii-dokladov.html
  • education.bystrickaya.ru/3-faktori-himicheskoj-evolyucii-kniga-rasschitana-na-prepodavatelej-i-studentov-na-shirokij-krug-chitatelej.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-dlya-prepodavatelya-disciplina-uchyot-analiz-i-audit-vneshneekonomicheskoj-deyatelnosti-specialnost-080109-buhgalterskij-uchyot-analiz-i-audit.html
  • urok.bystrickaya.ru/predmetnij-ukazatel-aaron-bek-artur-frimen.html
  • bystrickaya.ru/visotnaya-poyasnost-visotnaya-zonalnost.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/volyuntarizm-fridriha-nicshe.html
  • shkola.bystrickaya.ru/programma-raboti-po-ohranyaemim-rajonam-punkti-a-e-stati-8-145-stranica-14.html
  • studies.bystrickaya.ru/golografiya-i-ee-primenenie.html
  • grade.bystrickaya.ru/modelnaya-rabochaya-programma-po-geografii-6-9-klassi.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-22-edvin-lefevr-vospominaniya-birzhevogo-spekulyanta.html
  • learn.bystrickaya.ru/g-i-shevelyova-kontrol-kachestva-produkcii.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/poryadok-raboti-rukovodstvo-po-organizacii-shkol-po-pravam-cheloveka.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-14-mehanizm-privatizacii-i-nacionalizacii-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-srednego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kak-rabotaet-sen-moskva-nezavisimaya-firma-klass-izdatelstvo-transpersonalnogo-instituta-2000.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-6-haim-dzh-dzhajnot.html
  • studies.bystrickaya.ru/investicii-v-rossii.html
  • lesson.bystrickaya.ru/o-g-novikova-integraciya-informacionnih-sistem-po-pamyatnikam-kulturnogo-naslediya.html
  • learn.bystrickaya.ru/formi-psihologo-pedagogicheskogo-prosvesheniya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-mou.html
  • literature.bystrickaya.ru/embrionalnoe-i-postnatalnoe-razvitie-centralnoj-nervnoj-sistemi.html
  • grade.bystrickaya.ru/o-provedenii-ii.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/spravochno-informacionnie-materiali-stranica-5.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-7-svyashennaya-bezzabotnost-pamyatka-po-rabote-so-strahami-pyat-stupenej-pokoya.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tolkovanie-eto-uyasnenie-smisla-i-soderzhaniya-ugolovnogo-zakona-v-celyah-ego-pravilnogo-primeneniya.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/lyubov-k-prirode-spornie-voprosi.html
  • occupation.bystrickaya.ru/novosti-mi-snova-v-centre-sobitij.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prilozhenie-2-k-razdelu-19-svedeniya-ob-aspirantah-uchastvuyushih-v-nauchnih-issledovaniyah-i-razrabotkah.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vkonce-noyabrya-v-ottepel-chasov-v-devyat-utra-poezd-peterburgsko-varshavskoj-zheleznoj-dorogi-na-vseh-parah-podhodil-k-peterburgu-bilo-tak-siro-i-tumanno-chto-stranica-3.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otchet-po-teme-stranica-6.html
  • writing.bystrickaya.ru/gorodskoe-upravlenie-obrazovaniya-administracii-goroda-abakana.html
  • grade.bystrickaya.ru/obshaya-metodika-vipolneniya-vipusknih-kvalifikacionnih-rabot-po-specialnosti.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-3-struktura-istochnikov-finansirovaniya-investicionnoj-deyatelnosti-i-ee-optimizaciya.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sovremennogo-obrazovaniya.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/yurist-18-2011-periodicheskie-izdaniya-postupivshie-v-centr-pravovoj-informacii-v-2011-godu.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.