.RU

Язык как предмет языкознания. Связь языкознания с другими науками. Место языкознания в ряду других наук


^ Язык как предмет языкознания. Связь языкознания с другими науками. Место языкознания в ряду других наук
Основные разделы языкознания. Общее и частное языкознание. Общая характеристика основных лингвистических дисциплин.

Прикладные задачи языкознания. Язык и перевод. Языкознание и методика преподавания иностранных языков.

Значение науки о языке. Теоретическое и практическое изучение языка. Синхроническое и диахроническое языкознание.

^ Тема 2. Сущность языка

Язык и мышление. Их диалектическое единство. Социальная функция языка и общественная природа познавательной деятельности людей. Общечеловеческий характер познавательной деятельности и национальная специфика языка.

Основные функции языка: коммуникативная, мыслительная, назывная. Язык как средство общения, язык как орудие мысли, язык как семиотическая система. Язык как непосредственная деятельность мысли. Функции фатическая, волюнтативная, номинативная, дейктическая, экспрессивная, эмотивная, эстетическая, семиотическая.

Язык и речь. Психолингвистические аспекты проблемы речи и мышления. Соотношение коммуникативных и когнитивных структур в речевой деятельности человека.

Речевая деятельность как способ манифестации системы языка. Порождение речевого высказывания. Механизмы речевосприятия. Механизмы процессов речепорождения. Речевые явления переводческого акта: семантическая интерференция, семантическая саттиация, переключение и др. Неосознанные речевые процессы и их роль в анализе речевого действия.

Материя языка: речь, письмо.

Тема 3. Язык как система.
^ Система и структура языка. Понятие системы и структуры. Язык как система единиц. Вариантно/инвариантные отношения.
Понятие уровня языка, основные языковые уровни и единицы системы языка. Изоморфизм ярусов языковой структуры. Особенности системных отношений на различных уровнях языка (фонологическом, морфологическом, лексическом, синтаксическом). Типы системных отношений в языке: синтагматические, парадигматические, иерархические. Язык как система взаимосвязанных уровней. Межуровневые связи.

Язык как системно-структурное образование. Структурные отношения в языке.

^ Тема 4. Язык и общество. Язык как особое общественное явление. Двусторонняя связь языка и общества. Коммуникативная функция языка и ее составляющие. Социальная дифференциация языков.

Языки живые и мертвые, искусственные языки. Перспективы языкового развития человечества. Языковые контакты. Билингвизм.

Язык и культура. Отражение в языке культуры общества. Язык и «картина мира».

Понятие языковой ситуации. Понятие билингвизма и диглоссии. Языковая политика. Многонациональное государство и проблема второго языка. Проблема выбора государственного языка и языка межнационального общения.

Язык как семиотическая система и его функции, вытекающие из этого понятия.

^ Тема 5. Происхождение языка. Закономерности исторического развития языков.

Язык как историческая категория. Связь развития языков с историей общества. Особенности развития фонетического строя, словарного состава и грамматического строя. Возникновение языка и происхождение конкретных языков. Религиозные представления о возникновении языка и многоязычии. Биологические теории возникновения языка: междометная и звукоподражательная теории. Социальные теории происхождения языка: теория общественного договора и теория трудовых выкриков.

Современное представление о происхождении языка. Общество как основная причина возникновения сознания и языка. Биологические предпосылки речевой деятельности. Современные гипотезы.

Законы развития языка. Внешние законы. Скрещивание, смешивание, языковой союз. Понятие субстрата, суперстрата, адстрата. Интеграция и дифференциация как основные процессы исторического развития и формы взаимодействия языков. Устойчивость языка и непрерывность его развития.

Внутренние языковые законы: закон эволюционных изменений, закон неравномерности развития разных ярусов языковой системы, закон изменений по аналогии, частные языковые законы.

^ Тема 6. Фонетика и фонология.

Фонетика как лингвистическая дисциплина, изучающая звуковой строй языка. Предмет и задачи фонетики. Основные разделы фонетики: фонетика описательная, историческая, сравнительно-историческая, сопоставительная, экспериментальная, офоэпия, социофонетика.

Звуки речи как природная материя языка. Общая артикуляционная и акустическая характеристика звуков речи. Принципы классификации звуков речи. Вокализм и консонантизм. Акустическая, артикуляционная и функциональная характеристика звуков речи. Артикуляционная база языка.
^ Законы функционирования звуков речи
Фонология. Понятие фонемы. Понятие инварианта и варианта в фонологии. Дифференциальные и интегральные признаки фонемы. Правила выделения фонем. Фонологическая система. Противопоставления (оппозиции) фонем в системе. Методы установления системы фонем: замещение (субституция) и дистрибуция (окружение, встречаемость); модели дистрибуции. Понятие о фонеме как единице языка. Аллофоническое варьирование фонемы. Релевантные и нерелевантные признаки фонем. Система фонем как система оппозиций.

Сегментные и супрасегментные фонемы.

Звуковая синтагматика как проявление законов функционирования звуков в речи. Взаимодействие звуков в речевом потоке. Позиционные и комбинаторные изменения звуков. Основные фонетические процессы: ассимиляция, диссимиляция, редукция. Виды ассимиляции. Ассимиляция, диссимиляция, аккомодация и другие комбинаторные и позиционные явления звуковой синтагматики. Знаки звуковой совместимости. Фонетические и исторические чередования.

Звуковые изменения. Обусловленные и спонтанные изменения. Комбинаторные и позиционные звуковые изменения. Звуковые изменения как проявление законов эволюции языка.

Фонетическое членение речи. Сегментный и супрасегментный ряд. Фраза, такт, слог, звук. Понятие слога. Типы слогов. Ударение и интонация. Типы словесного ударения. Понятие интонации. Интонационные средства языка. Грамматическая и экспрессивная интонация. Понятие интонемы. Слог как артикуляционно-акустическая единица. Основные теории слога. Виды слогов, слоговые и неслоговые звуки. Ударение и его виды. Интонация и ее элементы.

^ Тема 7. Основные вопросы лексикологии

Лексикология как наука о словарном запасе языка. Основные разделы лексикологии. Стратификация словарного состава языка.

Понятие слова. Основные характеристики слова: номинативная функция, цельнооформленность, позиционная самостоятельность. Типы слов в языке. Слово как основная единица языка и слово как предмет лексикологии. Основные функции слова. Слово как единство звучания и значения.

Словообразование. Словообразовательный анализ слова. Понятие производности. Словообразовательная модель. Активность и продуктивность словообразовательной модели.

Морфемная структура слова. Типы морфем. Основные способы словообразования. Аффиксация, основосложение и конверсия как основные способы морфологического словообразования. Транспозиция и лексикализация грамматических форм и словосочетаний как синтаксические способы словообразования. Чередование звуков и ударение как фонетические способы.

Семасиология. Значение слова и употребление. Понятие лексического значения. Мотивация, типы мотивации. Лексическое и грамматическое значение слова. Значение и понятие. Основные виды значений слова. Компоненты лексического значения слова. Денотативный и сигнификативный аспекты. Понятие коннотации.

Полисемия. Виды полисемии Перенос значения. Метафора и метонимия.

Омонимия. Классификация омонимов. Многозначность слов и омонимия. Виды омонимов. Источники омонимии в языках.

Синонимия. Виды синонимов. Антонимы. Конверсивы.

Гипогиперонимический характер отношений в словаре. Лексические парадигмы.

^ Словарный состав языка как система. Семантическое поле, лексико-семантическая группа, тематическая группа, синонимический ряд.

Стилистическое расслоение словаря. Основной словарный фонд языка как межстилевая лексика. Изменения в словарном составе языка. Историческое изменение словарного состава языка.

Способы обогащения словарного состава языка: продуктивное словообразование, заимствование, смысловое развитие, калькирование. Причины и пути заимствования. Ассимиляция заимствований.

Фразеология. Свободное словосочетание как моделированная лексическая единица. Классификация свободных словосочетаний.

Понятие устойчивых соединений слов и их отличие от свободных словосочетаний. Фразеологические единицы и их особенности. Принципы классификации. Источники идиом. Проблема перевода идиом. Характерные особенности фразеологии в разных языках. Место пословиц и поговорок во фразеологии.

Лексикография. Понятие словарной статьи. Словник. Типы словарей. Принципы составления словарей: алфавитный, обратный, частотный и др.

^ Тема 8. Основные вопросы грамматики.

Грамматика как учение о грамматическом строе языка. Грамматика научная и практическая. Описательная грамматика. Контрастивная грамматика. Историческая грамматика.

Грамматический строй языка как его структура.

Грамматическое значение. Способы и средства выражения грамматических значений. Грамматическая форма. Виды грамматических форм. Синтетические и аналитические формы. Нулевые формы.

Грамматические способы: аффиксация, внутренняя флексия, повтор, сложения, служебные слова, порядок слов, ударение, интонация, супплетивизм.

Грамматическая категория как основная единица грамматического строя языка. Грамматические и понятийные категории. Виды грамматических категорий.

Морфология. Морфологическое строение слова. Понятие морфемы. Виды морфем. Способы выделения морфем: методы подстановки (субституции); дистрибутивный метод и метод НС. Варианты (алломорфы) морфем.

Синтаксис. Типы отношений между членами синтагм: предикация, согласование, управление, примыкание.

Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Различные принципы выделения частей речи. Части речи в русском языке. Несовпадение номенклатуры частей речи в различных языках.

Предложение как основная синтаксическая единица. Предложение и словосочетание. Коммуникативный и логический аспекты предложения. Структура предложения. Подлежащее и сказуемое как НС предложения. Типы предложений по наличию главных членов. Актуальное членение предложения. Способы актуального членения.

^ Тема 9. Классификация языков.

Генеалогическая классификация языков. Сравнительно-исторический метод установления родства языков. Материальное сходство и родство языков. Основные семьи языков. Индо-европейская семья языков.

Типологическая классификация языков. Основные типы языков.

^ Тема 10. Письмо.

Основные этапы развития письма. Предметное письмо, пиктография, идеографическое письмо. Типы идеограмм.

Возникновение фонографии. Слоговое и буквенно-звуковое письмо. Алфавиты и графика.

Графика, орфография и транскрипция.


^ ПЛАНЫ ЛЕКЦИЙ


Тема 1. Языкознание как наука

Язык как предмет языкознания.

Место и роль языкознания в системе наук.

Связь языкознания с другими науками.

Специфика языкознания как гуманитарной, общественно-исторической науки.

Основные разделы языкознания.

Общее и частное языкознание.

Фундаментальное и прикладное языкознание.

Теоретическое и практическое изучение языка.

Синхроническое и диахроническое языкознание.
^ Прикладные задачи языкознания. Язык и перевод. Общелингвистические знания, необходимые переводчику. Языкознание и методика преподавания иностранных языков.
Научное изучение отдельных языков и общее языкознание.

Предмет и объект языкознания.

Структурные компоненты системы языка (фонетический строй, словарный состав, грамматический строй) и разделы языкознания.

Значение науки о языке.

Место языкознания в ряду других наук.

Общая характеристика основных лингвистических дисциплин.

Комплексные научные дисциплины как отражение процесса дифференциации научных областей и синтеза научного знания (социолингвистика, этнолингвистика, психолингвистика, нейролингвистика, математическая лингвистика и др.)


^ Тема 2. Сущность языка

Язык и мышление.

Их диалектическое единство.

Социальная функция языка и общественная природа познавательной деятельности людей.

Общечеловеческий характер познавательной деятельности и национальная специфика языка.

Функции языка.

Язык как важнейшее средство человеческого общения и как непосредственная деятельность мысли.

Язык как семиотическая система

Основные функции языка: коммуникативная, мыслительная, назывная.

Функции фатическая, волюнтативная, номинативная, дейктическая, экспрессивная, эмотивная, эстетическая, семиотическая.

Фердинанд де Соссюр и его идеи.

Синхроническое и диахроническое языкознание.

Язык и речь.

Язык как система знаков.

zhasil-standarttar-azastana-arnalan-zhasil-arzhi-zhjes.html
zhasmin-jasmin-cvetki-aromaterapiya-eto-uluchshenie-psihicheskogo-i-fizicheskogo-zdorovya-s-pomoshyu-efirnih-masel.html
zhassprmdk-shatai-emociyani-damu-erekshelkter-a-h-urazbekova.html
zhastara-adamgershlk-patriotti-trbie-berud-maizi-mujdenova-aliya-kalzhanovna.html
zhatahanaa-onistanu-tamizdi-28-men-31-araliinda-zhzege.html
zhattar-tzm.html
  • lesson.bystrickaya.ru/napryamki-evolyuc-ntelektualnih-merezh-ta-shlyahi-ntegrac-ntelektualno-merezh-ta-merezh-internet.html
  • znanie.bystrickaya.ru/at-tohmetov-e-v-breus-rossijskij-universitet-druzhbi-narodov.html
  • grade.bystrickaya.ru/negosudarstvennie-pensionnie-fondi-ia-norilskie-novosti-17.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-19-kniga-rasschitana-na-inzhenerno-tehnicheskij-personal-zanyatij-proektirovaniem-montazhom-i-ekspluataciej.html
  • urok.bystrickaya.ru/predostavlenii-uslugi-po-priemu-i-vidache-neobhodimih-dokumentov-s-celyu-prekrasheniya-prava-pozhiznennogo-nasleduemogo-vladeniya-zemelnim-uchastkom-predostavlennom-iz-municipalnoj-sobstvennosti.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/inie-miri-kniga-nachinaetsya-s-rasskaza-o-polnoj-dramatizma-istorii-poiska-putej-neogranichennogo-prodleniya-chelovecheskoj.html
  • lesson.bystrickaya.ru/obshaya-harakteristika-politicheskoj-sistemi-rossijskoj-federacii-chast-2.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskoe-posobie-predmet-muzika.html
  • spur.bystrickaya.ru/l-n-tolstoj-ser-artur-konan-dojl-stranica-4.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovnie-vstroennie-funkcii-access-informatika-i-informacionnie-tehnologii.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zashita-prav-potrebitelej-v-belgorodskoj-oblasti-v-2006-godu.html
  • thesis.bystrickaya.ru/pravila-oformleniya.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/22-socialnie-faktori-doshkolnaya-pedagogika.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskoe-posobie-po-kursu-konsultacionnoj-podderzhki-microsoft-excel-elektronnie-tablici-stranica-4.html
  • college.bystrickaya.ru/3-1-3-prostaya-lekciya-ob-ekzistencialnom-vibore-1-psihotehnika-ekzistencialnogo-vibora.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/344-programmi-loyalnosti-varianti-i-ih-posledstviya-mihail-naumovich-dimshic.html
  • textbook.bystrickaya.ru/informacionnie-tehnologii-v-upravlenii-2.html
  • testyi.bystrickaya.ru/5-prioritetnie-napravleniya-deyatelnosti-obshestva-otchet-oao-yakutgazprom.html
  • predmet.bystrickaya.ru/setim-slovom-u-kazhdogo-iz-nas-svyazani-raznie-vospominaniya-o-turistskih-poezdkah-novih-mestah-emocionalnih-perezhivaniyah-trudno-predstavit-sebe-cheloveka-ko-stranica-2.html
  • thesis.bystrickaya.ru/primernaya-programma-disciplini-materialovedenie-rekomenduetsya-minobrazovaniem-rossii-dlya-napravlenij-podgotovki-specialnostej-v-oblasti-tehniki-i-tehnologii.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-metodologicheskie-osnovi-sravnitelnogo-analiza-hozyajstvennih-sistem-predstavlenie-o-tipah-hozyajstvennih-sistem-v-ortodoksalnoj-ekonomicheskoj-teorii-planovaya-rinochnaya-tradicionnaya.html
  • tasks.bystrickaya.ru/-3-vneshnyaya-politika-sssr-v-19601980-gg-doktrini-i-praktiki-uchebno-metodicheskoe-posobie-dlya-studentov-neistoricheskih.html
  • tasks.bystrickaya.ru/13-svedeniya-ob-auditore-auditorah-emitenta-404130-rossiya-volgogradskaya-oblast-gorod-volzhskij-avtodoroga.html
  • diploma.bystrickaya.ru/v-f-tendryakova-magistersk-diplomov-prce-stranica-5.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-shestaya-yuliya-latinina-ohota-na-izyubrya-chast-pervaya-propavshij-direktor.html
  • student.bystrickaya.ru/12kommuna-na-ulice-krasnih-zor-aleksandr-andreev.html
  • occupation.bystrickaya.ru/oboznachte-prioriteti-v-upravlenii-vvedenie-programma.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-izuchenie-folklornih-instrumentov-cikla-ds.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/vneklassnaya-rabota-i-stepen-ee-vliyaniya-na-razvitie-socialnih-kachestv-lichnosti-chast-7.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zadacha-21-zadachi-dlya-domashnih-zadanij-primeri-reshenij-dlya-studentov-napravlenij-podgotovki-stroitelstvo.html
  • esse.bystrickaya.ru/raschet-obemov-valyutnoj-viruchki-ot-eksporta-lesobumazhnoj-produkcii-rossijskaya-federaciya-kostromskaya-oblastnaya.html
  • school.bystrickaya.ru/223-organizaciya-informacii-sozdanie-predstavlenie-i-peredacha-soobshenij-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-m.html
  • holiday.bystrickaya.ru/ob-obespechenii-v-2007-godu-gosudarstvennoj-podderzhki-nekommercheskih-nepravitelstvennih-organizacij-uchastvuyushih-v-razvitii-institutov-grazhdanskogo-obshestva-stranica-17.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otkritij-doklad-mou-medvezhegorskaya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-2.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/o-poryadke-rassmotreniya-obrashenij-grazhdan-rossijskoj-federacii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.