.RU

Язык и секреты живописи - часть 2

И этот ряд нелепых казусов можно было бы продолжить.

Хотя лекции посвящена живописи, я часто для большей убедительности высказываемых мыслей буду прибегать к другим видам искусства: художественной литературе, скульптуре, иногда даже к музыке.

Ведь законы художественного мышления, законы художественного освоения окружающего нас мира и его изображения одни и те же для писателя, поэта, художника, скульптора, композитора. Различен материал, в который они облекают свои видения, мысли, чувства, переживания: это слова, краски и холсты, мрамор и бронза, звуки. Различны и инструменты, которыми они работают. Но основные художественные средства, с помощью которых творец воплощает свой замысел, не зависят от эпохи, стилистических направлений и жанров, например, такие элементы композиции, как деталь, символ, аллегория, гипербола, антитеза, ритм, а также сущность композиции произведения в целом: её назначение выражать мысли художника.

Цель же искусства — постижение внутреннего мира человека, стремление выяснить, что помогает человеку сохранить или вновь обрести свою божественную душу и что мешает ему быть духовным человеком, а также участие в обсуждении проблем, волнующих современное художнику общество.

Так понимали значение своего творчества великие деятели искусства.

Список литературы

1. Гегель. "Эстетика" в четырёх томах. Издательство "Искусство". М., 1968, том 1-й, стр. 13. Перевод Б. Г. Столпнера.

2. О том, что понимание мысли произведения усиливает впечатление от произведения искусства, говорится в "Беседе об искусстве Н. Н. Ге в Киевской рисовальной школе" (март 1886 г.):

"Мертвое, вещь не требует понимания, ничего не говорит, всякое разъяснение не нужно — отсюда ложное понятие, что всякая картина хороша, которая не требует объяснения... Вспомните самую известную картину, и вам потребуется объяснение, и объяснение только усилит впечатление произведения искусства. Мадонна Рафаэля, Сикстинская — непременно надо знать... идею. "Страшный суд" Микель Анджело: когда узнаете, что этот великий художник передал в своей картине то вероучение Страшного суда, которое занимало всю западную католическую церковь, все народы до 1000 года... когда вы узнаете, что традиционно в этой картине: М[икель] А[нджело] сохранил Страшный суд всех предшественников своих; когда вы узнаете, что эта картина — страница Божественной комедии Данте; когда узнаете, что в этой картине Микель Анджело, страдая страданиями окружающих людей, искал выразить свою веру и надежду на справедливость, которая, по его мнению, одна могла остановить страдания всех несчастных... Тогда только вы поймете живую мысль этого великого человека и великого художника".

"Мастера искусств об искусстве". Издательство "Искусство", М., 1970, том 7, стр. 20.

3. Ганс Зедльмайр. "Искусство и истина: Теория и метод истории искусства". Издатель Андрей Наследников. Перевод с немецкого Ю. Н. Попова. Послесловие В.В. Бибихина. — СПб.: Ахiома, 2000 (Классика искусствознания). Стр. 137.

4. Гегель. "Эстетика" в четырёх томах. Издательство "Искусство". М., 1968, том 1-й, стр. 13–14. Перевод Б. Г. Столпнера.

5. Гегель считает, что задачи искусства определяют его содержание, круг идей, а содержание, в свою очередь, определяет форму произведения:

"Мы уже указали на то, что истинной задачей искусства является осознание высших интересов духа. Из этого сразу же следует, что, поскольку речь идет о содержании, художественное творчество не может отдаваться безудержной фантазии; эти духовные интересы устанавливают определенные точки опоры для его содержания, сколь многообразными и неисчерпаемыми ни были бы его формы и образы. То же касается и самих форм — они также не предоставлены полному произволу. Не всякое формообразование способно выразить и воплотить эти интересы, воспринять их в себя и передать их, но определенное содержание определяет также и соответствующую ему форму".

Гегель. "Эстетика" в четырёх томах. Издательство "Искусство". М., 1968, том 1-й, стр. 19–20. Перевод Б. Г. Столпнера.

О порочности, даже бесчеловечности искусства, ориентированного только на зрительное впечатление, пишет знаменитый знаток живописи Макс Фридлендер:

"Французские импрессионисты настойчиво декларировали необходимость отказа от человеческого участия. Так, Моне однажды рассказывал Клемансо: "Я стоял у постели умершей женщины, которую я, признаюсь, когда-то очень любил... да и в тот момент продолжал еще любить. Я рассматривал ее виски и говорил сам себе — какой интересный фиолетовый цвет... В основе явно синий, только какой? И наверное, еще красный? И, может быть, желтый..." Искусство, ориентированное на абсолютность зрительных впечатлений, превращалось в искусство бесчеловечное.

Программным требованием импрессионистов был отказ от любого духовного упорядочивания, от любой интерпретации — во имя непосредственно воспринимаемого образа; во главу угла они поставили лозунг — "все было усладой счастливых очей". В области субъективного, в сфере души и ее отношения к видимому миру, им это удалось в полной мере, в области же объективного они не достигли желаемого результата. Их глаз — не что иное, как орган духа и души, составляющих некое единое целое, склонности и интересы которого диктуют выбор точки зрения, направления взгляда и объекта. Именно поэтому их творения в той же мере определяются личностью художника, что и творения тех, кто сознательно идеализирует видимое.

Так называемое абстрактное искусство дошло в этом смысле до крайности. Сочтя, что в живописи по-прежнему слишком много от духовной мыслительной сферы, источником которой является природа, художники в своем стремлении к чисто визуальному искусству и вовсе отвернулись от природы.

Нелепость этого последнего художественного увлечения (хотя оно, быть может, и не последнее) заключается в том, что самые дерзкие и радикальные художники обратились, в конечном счете, к самому примитивному живописному жанру — к орнаменту, который уже ничему не служит, а просто парит свободно в пустом пространстве."

Макс Фридлендер. "Об искусстве и знаточестве". Перевод с нем. М. Ю. Кореневой под ред. А. Г. Наследникова. СПб: Андрей Наследников, 2001 (Классика искусствознания). Стр. 22–23.

Тем читателям, которых интересуют проблемы эволюции и деградации искусства, интересно будет прочесть книгу писателя и историка культуры В.Вейдле (1895–1979) "Умирание искусства" (Москва, издательство "Республика", 2001), а также книгу "Ночные мысли" (Москва, издательская группа "Прогресс", 2000), написанную одним из ярчайших литераторов "серебряного века", автором "Образов Италии" Павлом Муратовым (1881–1950).


zhanrovo-stilisticheskie-harakteristiki-angloyazichnogo-nauchno-populyarnogo-diskursa-na-materiale-periodicheskih-izdanij-po-aviacii.html
zhanrovoe-reshenie-prostranstvenno-zvukovogo-obraza-spektaklya-2008-vihodit-ezhemesyachno-izdaetsya-s-1997-goda-uchreditel.html
zhanrovoe-svoeobrazie-literaturnogo-portreta-konca-xix-pervoj-polovini-xx-veka.html
zhanuarlar-patologiyasi-pnn.html
zhapbarova-g-a-abdukadirova-z-e.html
zhara-v-lenoblasti-mozhet-privesti-k-pozharam-i-avariyam-mchs-informacionnoe-agentstvo-baltijskoe-informacionnoe-agentstvo-29062011.html
  • thesis.bystrickaya.ru/proektirovanie-programmi-razvitiya-ou-sozdanie-analiticheskih-materialov-po-razlichnim-aspektam-deyatelnosti-shkoli-pedagogicheskaya-analitika-v-upravlenii-uvp-tosno.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/soedinennie-shtati-ameriki-v-18701918-gg-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-novaya-istoriya-stran-zapada.html
  • student.bystrickaya.ru/20-571-kniga-v-takom-obeme-posvyashennaya-veposipedu-i-otdelnomu-vidu-turizma-v-nashej-strane-vipuskaetsya-vpervie.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/neordinarnaya-lichnost-uroki-i-nasledie.html
  • books.bystrickaya.ru/epilepsiya-s-nejroendokrinnimi-i-psihicheskimi-rasstrojstvami-u-zhenshin-klinika-terapiya-stranica-3.html
  • control.bystrickaya.ru/dopolnitelnaya-literatura-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-rascheti-i-proektirovanie-elementov-zheleznodorozhnogo.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-chetvertaya-iosif-flavij-iudejskie-drevnosti-sochinenie-v-20-ti-knigah.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/byulleten-novih-postuplenij-za-yanvar-2012-god-stranica-4.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-a-trefilova-perm-pgtu-2007-135-s-stranica-9.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vopros-volnovoe-uravnenie-uravnenie-lyuboj-volni-yavl-resheniem-dif-ur-yanaz-ego-volnovim.html
  • writing.bystrickaya.ru/hleb-zhizni-i-vino-ekstaza-demetra-i-dionis-e-a-topchinov.html
  • exam.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-issledovanie-obshestvennogo-nastroeniya.html
  • znanie.bystrickaya.ru/4013-mashini-vichislitelnie-elektronnie-cifrovie-ob-utverzhdenii-edinogo-perechnya-produkcii-podlezhashej.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/nalog-na-pribil-organizacij-chast-2.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-uchebnoj-disciplini-tehnicheskie-sredstva-avtomobilnogo-transporta-professionalnij-cikl.html
  • composition.bystrickaya.ru/pohoronite-menya-za-plintusom-stranica-9.html
  • lesson.bystrickaya.ru/razmeshenie-cennih-bumag-na-depozite.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konkursnaya-dokumentaciya-po-provedeniyu-otkritogo-konkursa-na-pravo-zaklyucheniya-gosudarstvennogo-kontrakta-stranica-26.html
  • thescience.bystrickaya.ru/itogi-voblastnogo-konkursa-vistavki-po-teme-talantliv-pedagog-talantlivi-deti-2012g-nominaciya-zhivopis.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-internet-tehnologiyani-masati-men-mndetter-internet-orlari.html
  • lesson.bystrickaya.ru/sushnost-i-zadachi-zakupochnoj-logistiki-2.html
  • notebook.bystrickaya.ru/istoriya-rusi-rossii-rossijskaya-imperiya-otechestva-istoriya-sssr-sovetskaya-istoriya-specializirovannie-sajti-i-interesnie-fakti-po-istorii-rossii.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-ubezhdeniya-cheloveka-ego-resheniya-i-postupki-sputnik-klassnogo-rukovoditelya-4-2011-g.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zadachi-pered-drugimi-subektami-byudzhetnogo-planirovaniya-36-razdel-rashodnie-obyazatelstva-i-formirovanie-dohodov-39-razdel-byudzhetnie-celevie-programmi-41.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-napisaniyu-kontrolnoj-raboti-po-discipline-osnovi-ekonomicheskoj-teorii.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tamozhennie-rezhimi-chast-13.html
  • studies.bystrickaya.ru/6-ozhidaemie-rezultati-realizacii-programmi-territorialnaya-programma-gosudarstvennih-garantij-okazaniya-naseleniyu.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/reestr-organizacij-otdiha-i-ozdorovleniya-detej-chelyabinskoj-oblasti-na-2012-god-razdel-i-dejstvuyushie-organizacii-otdiha-i-ozdorovleniya-detej-raspolozhennie-na-territorii-chelyabinskoj-oblasti-stranica-9.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-zhrek-antamirlari-zhjesn-aurulari-zhne-olardi-aldin-alu.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/neodnoznachnost-lichnosti-mitropolita-manuila-lemeshevskogo.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovnaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-s-voznesenka.html
  • college.bystrickaya.ru/216-prichini-avarii-istoriografiya-sobitij-socialno-ekonomicheskie-i-ekologicheskie-posledstviya-glava-1.html
  • credit.bystrickaya.ru/otlozhennie-nalogovie-aktivi-otchet-otkritogo-akcionernogo-obshestva-korshunovskij-gorno-obogatitelnij-kombinat.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/medvedkov-yak-uchenik-g-menzelinsk-29il1873g-delo-129-dissertaciya-na-soiskanie-uchenoj-stepeni.html
  • institute.bystrickaya.ru/fio-lica-imeyushego-pravo-podpisi-podpis-o-provedenii-otkritogo-aukciona-na-pravo-zaklyucheniya-gosudarstvennih-kontraktov.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.