.RU

Язык и секреты живописи - часть 2

И этот ряд нелепых казусов можно было бы продолжить.

Хотя лекции посвящена живописи, я часто для большей убедительности высказываемых мыслей буду прибегать к другим видам искусства: художественной литературе, скульптуре, иногда даже к музыке.

Ведь законы художественного мышления, законы художественного освоения окружающего нас мира и его изображения одни и те же для писателя, поэта, художника, скульптора, композитора. Различен материал, в который они облекают свои видения, мысли, чувства, переживания: это слова, краски и холсты, мрамор и бронза, звуки. Различны и инструменты, которыми они работают. Но основные художественные средства, с помощью которых творец воплощает свой замысел, не зависят от эпохи, стилистических направлений и жанров, например, такие элементы композиции, как деталь, символ, аллегория, гипербола, антитеза, ритм, а также сущность композиции произведения в целом: её назначение выражать мысли художника.

Цель же искусства — постижение внутреннего мира человека, стремление выяснить, что помогает человеку сохранить или вновь обрести свою божественную душу и что мешает ему быть духовным человеком, а также участие в обсуждении проблем, волнующих современное художнику общество.

Так понимали значение своего творчества великие деятели искусства.

Список литературы

1. Гегель. "Эстетика" в четырёх томах. Издательство "Искусство". М., 1968, том 1-й, стр. 13. Перевод Б. Г. Столпнера.

2. О том, что понимание мысли произведения усиливает впечатление от произведения искусства, говорится в "Беседе об искусстве Н. Н. Ге в Киевской рисовальной школе" (март 1886 г.):

"Мертвое, вещь не требует понимания, ничего не говорит, всякое разъяснение не нужно — отсюда ложное понятие, что всякая картина хороша, которая не требует объяснения... Вспомните самую известную картину, и вам потребуется объяснение, и объяснение только усилит впечатление произведения искусства. Мадонна Рафаэля, Сикстинская — непременно надо знать... идею. "Страшный суд" Микель Анджело: когда узнаете, что этот великий художник передал в своей картине то вероучение Страшного суда, которое занимало всю западную католическую церковь, все народы до 1000 года... когда вы узнаете, что традиционно в этой картине: М[икель] А[нджело] сохранил Страшный суд всех предшественников своих; когда вы узнаете, что эта картина — страница Божественной комедии Данте; когда узнаете, что в этой картине Микель Анджело, страдая страданиями окружающих людей, искал выразить свою веру и надежду на справедливость, которая, по его мнению, одна могла остановить страдания всех несчастных... Тогда только вы поймете живую мысль этого великого человека и великого художника".

"Мастера искусств об искусстве". Издательство "Искусство", М., 1970, том 7, стр. 20.

3. Ганс Зедльмайр. "Искусство и истина: Теория и метод истории искусства". Издатель Андрей Наследников. Перевод с немецкого Ю. Н. Попова. Послесловие В.В. Бибихина. — СПб.: Ахiома, 2000 (Классика искусствознания). Стр. 137.

4. Гегель. "Эстетика" в четырёх томах. Издательство "Искусство". М., 1968, том 1-й, стр. 13–14. Перевод Б. Г. Столпнера.

5. Гегель считает, что задачи искусства определяют его содержание, круг идей, а содержание, в свою очередь, определяет форму произведения:

"Мы уже указали на то, что истинной задачей искусства является осознание высших интересов духа. Из этого сразу же следует, что, поскольку речь идет о содержании, художественное творчество не может отдаваться безудержной фантазии; эти духовные интересы устанавливают определенные точки опоры для его содержания, сколь многообразными и неисчерпаемыми ни были бы его формы и образы. То же касается и самих форм — они также не предоставлены полному произволу. Не всякое формообразование способно выразить и воплотить эти интересы, воспринять их в себя и передать их, но определенное содержание определяет также и соответствующую ему форму".

Гегель. "Эстетика" в четырёх томах. Издательство "Искусство". М., 1968, том 1-й, стр. 19–20. Перевод Б. Г. Столпнера.

О порочности, даже бесчеловечности искусства, ориентированного только на зрительное впечатление, пишет знаменитый знаток живописи Макс Фридлендер:

"Французские импрессионисты настойчиво декларировали необходимость отказа от человеческого участия. Так, Моне однажды рассказывал Клемансо: "Я стоял у постели умершей женщины, которую я, признаюсь, когда-то очень любил... да и в тот момент продолжал еще любить. Я рассматривал ее виски и говорил сам себе — какой интересный фиолетовый цвет... В основе явно синий, только какой? И наверное, еще красный? И, может быть, желтый..." Искусство, ориентированное на абсолютность зрительных впечатлений, превращалось в искусство бесчеловечное.

Программным требованием импрессионистов был отказ от любого духовного упорядочивания, от любой интерпретации — во имя непосредственно воспринимаемого образа; во главу угла они поставили лозунг — "все было усладой счастливых очей". В области субъективного, в сфере души и ее отношения к видимому миру, им это удалось в полной мере, в области же объективного они не достигли желаемого результата. Их глаз — не что иное, как орган духа и души, составляющих некое единое целое, склонности и интересы которого диктуют выбор точки зрения, направления взгляда и объекта. Именно поэтому их творения в той же мере определяются личностью художника, что и творения тех, кто сознательно идеализирует видимое.

Так называемое абстрактное искусство дошло в этом смысле до крайности. Сочтя, что в живописи по-прежнему слишком много от духовной мыслительной сферы, источником которой является природа, художники в своем стремлении к чисто визуальному искусству и вовсе отвернулись от природы.

Нелепость этого последнего художественного увлечения (хотя оно, быть может, и не последнее) заключается в том, что самые дерзкие и радикальные художники обратились, в конечном счете, к самому примитивному живописному жанру — к орнаменту, который уже ничему не служит, а просто парит свободно в пустом пространстве."

Макс Фридлендер. "Об искусстве и знаточестве". Перевод с нем. М. Ю. Кореневой под ред. А. Г. Наследникова. СПб: Андрей Наследников, 2001 (Классика искусствознания). Стр. 22–23.

Тем читателям, которых интересуют проблемы эволюции и деградации искусства, интересно будет прочесть книгу писателя и историка культуры В.Вейдле (1895–1979) "Умирание искусства" (Москва, издательство "Республика", 2001), а также книгу "Ночные мысли" (Москва, издательская группа "Прогресс", 2000), написанную одним из ярчайших литераторов "серебряного века", автором "Образов Италии" Павлом Муратовым (1881–1950).


zhanrovo-stilisticheskie-harakteristiki-angloyazichnogo-nauchno-populyarnogo-diskursa-na-materiale-periodicheskih-izdanij-po-aviacii.html
zhanrovoe-reshenie-prostranstvenno-zvukovogo-obraza-spektaklya-2008-vihodit-ezhemesyachno-izdaetsya-s-1997-goda-uchreditel.html
zhanrovoe-svoeobrazie-literaturnogo-portreta-konca-xix-pervoj-polovini-xx-veka.html
zhanuarlar-patologiyasi-pnn.html
zhapbarova-g-a-abdukadirova-z-e.html
zhara-v-lenoblasti-mozhet-privesti-k-pozharam-i-avariyam-mchs-informacionnoe-agentstvo-baltijskoe-informacionnoe-agentstvo-29062011.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-uroka-impressionizm-simfoniya-cveta-11-klass.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/o-provedenii-finala-v-go-kubka-mira.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-h-muzhchina-i-zhenshina-v-mire-strastej-i-erotiki.html
  • predmet.bystrickaya.ru/s-yu-klyuchnikov-simvolika-i-nasledie-kairskogo-otshelnika-4-chast-tradicionnaya-simvolika-i-nekotorie-iz-ee-vsobshih-primenenij-10-stranica-21.html
  • report.bystrickaya.ru/interaktivnoe-roditelskoe-sobranie-podgotovila-i-provela.html
  • occupation.bystrickaya.ru/naimenovanie-programmi-razvitie-sistemi-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detej-na-2010-2011-godi-osnovanie-dlya-razrabotki-programmi.html
  • essay.bystrickaya.ru/ekonomicheskie-metodi-upravleniya-zhiznennim-ciklom.html
  • grade.bystrickaya.ru/ministerstvo-obrazovaniya-i-nauki-rossijskoj-federacii-stranica-42.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prilozhenie-2-metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-diplomnoj-raboti-dlya-studentov-dnevnoj-i-zaochnoj-formi-obucheniya.html
  • school.bystrickaya.ru/21-maya-feliks-dzerzhinskij-dnevnik-zaklyuchennogo-pisma.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru
  • reading.bystrickaya.ru/komplekt-programm-importirovaniya-i-vizualizacii-telefonnogo-spravochnika-dlya-sajta-dvgu-telefoni-dvgu.html
  • turn.bystrickaya.ru/oranshili-zhne-amorshili-zhnnde-anitama-beru-memlekettk-krsetletn-izmet-reglament.html
  • writing.bystrickaya.ru/analiz-reklamnih-tekstov-chast-3.html
  • reading.bystrickaya.ru/komitet-daet-dobro-no-s-ogovorkami-socstrah-trebuet-proizvesti-indeksaciyu-detskih-posobij.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-13-skazka-kak-lekarstvo.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-geografii-dlya-7-klassa-na-2013-2014-uchebnij-god.html
  • credit.bystrickaya.ru/po-lotu-1-postavka-srednej-chasti-statora-generatora-tvv-350-2u3-izveshenie-o-provedenii-konkursa.html
  • testyi.bystrickaya.ru/avtorskaya-televizionnaya-kulturno-prosvetitelnaya-programma-zdravstvujte-professora-tb-solomatinoj-posvyashennaya-problemam-vospitaniya-i-obrazovaniya-molodezhnoj-politike-v-regione.html
  • studies.bystrickaya.ru/help-essay-research-paper-client-for-netware.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovnie-polozheniya-fenomenalizma-v-venskom-kruzhke-chast-3.html
  • notebook.bystrickaya.ru/individualnij-predprinimatel-mesto-raboti.html
  • essay.bystrickaya.ru/ekonomicheskij-analiz-stranica-3.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prilozhenie-3-ao-nacionalnij-centr-informatizacii.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/ugolovnoe-presledovanie-istochniki-dokazatelstv.html
  • books.bystrickaya.ru/car-kotorij-sokrushil-napoleona-stranica-2.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/aleksej-uit-misticheskij-opit-moskva-stranica-7.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/udk821161109082bbk-sh524112-34ya43-sh524112-379ya43-byulleten-novih-postuplenij-za-mart-2011g.html
  • pisat.bystrickaya.ru/teatralnost-v-hudozhestvennoj-sisteme-francuzskogo-syurrealizma.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/statya-posvyashena-vliyaniyu-bolonskogo-processa-na-ocenochnie-shemi-primenyaemie-v-stranah-evrosoyuza-vsvete-nekotorih-problem-svyazannih-s-ispolzovaniem-evropejskoj-sistemi-perenosa-zachetnih-edinic-stranica-2.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-1-v-poiskah-brachnoj-pari-igri-i-razvlecheniya-osenne-zimnego-cikla-ot-pokrova-do-rozhdestva-hristova.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-fizike-7-9-klassi-stranica-10.html
  • textbook.bystrickaya.ru/huliganstvo.html
  • school.bystrickaya.ru/3-usloviya-realizacii-programmi-disciplini-primernie-programmi-uchebnih-disciplin-primernie-programmi-professionalnih.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zhivie-bogi-prijma-aleksej-mir-naiznanku-glava-1-mozgovaya-ataka.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.