.RU

ВСЕ МЕНЯЕТСЯ - Вводный курс. Перевод: К. Семёнов Редакция: М. Добровольский, М. Неволин Обложка: О. Куклина Пер...


^ УРОК ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ

ВСЕ МЕНЯЕТСЯ


В этой главе:

• Методики изменений

• Изменение личной истории

• Избавление от фобий

• Подробное анкетирование личной истории


НЛП означает изменения — перемены в том, что вы дела­ете и как мыслите, изменения отношений и убеждений. Как мы убедились на четвертом уроке, во многих случаях вы можете вызывать перемены и в окружающих, например, ус­танавливать раппорт, чтобы улучшить качество общения. Однако изменение других людей обычно начинается с изме­нений в самом себе. Что касается улучшения раппорта, то подобные внутренние перемены означают понимание того, что собеседник видит мир иначе, имеет другие убеждения, ценности и цели, руководствуясь не менее искренними по­буждениями. В некоторых случаях вам может потребоваться изменить те привычки, которые раздражают собеседника и способны разрушить раппорт.


^ МЕТОДИКИ ИЗМЕНЕНИЙ


На этом уроке мы поговорим о трех популярных методи­ках изменений, которые помогут обобщить все то, чему вы научились на протяжении всего нашего курса занятий. В частности, для применения этих техник вам придется вос­пользоваться сенсорной восприимчивостью и навыками ус­тановки раппорта, а также только что усвоенными приемами якорения. В то же время, упомянутые три технологии нагляд­но демонстрируют, насколько мощные средства изменения предлагает НЛП.

1. Метод изменения личной истории. Он помогает изба­виться от мелких неприятных ощущений, которые стали уко­ренившейся и нежелательной привычкой.

^ 2. Лечение фобий. Эта методика открыта основоположни­ком НЛП Ричардом Бендлером. Традиционные психотера­певтические методы лечения фобий обычно растягиваются на долгие месяцы, но НЛП не требует усложненных методов и длительной психиатрической подготовки. С его помощью вы сможете излечить фобию всего за десять минут. Ниже мы расскажем о нескольких разновидностях этого приема.

^ 3. Подробное анкетирование личной истории. Этот ме­тод заключается в ряде вопросов, которыми вы можете вос­пользоваться в работе с другим человеком, чтобы достичь глубинных уровней, найти корни «поверхностной» пробле­мы. Наш вариант анкеты составлен на основе опросного лис­та Тэда Джеймса*. Time Line Therapy (Meta Publications Inc.).


^ ИЗМЕНЕНИЕ ЛИЧНОЙ ИСТОРИИ


Вы можете применять этот метод для избавления от неп­риятных чувств, вредных привычек и тех убеждений, кото­рые ведут к понижению самооценки. Метод допускает прос­тую адаптацию к самым разнообразным личным проблемам.

1. Определите негативное состояние собеседника. Вам нужно выявить его, откалибровать (следите за невербальны­ми признаками и словами, а затем присоединяйтесь для достижения раппорта) и закрепить якорем (см. девятнадцатый и двадцатый уроки).

2. Приведите в действие негативный якорь и предложите собеседнику мысленно вернуться в прошлое и вспомнить тот случай, когда он испытывал сходные чувства. Продолжайте возвращаться вспять, пока не выявите самое раннее пережи­вание, которое собеседник в состоянии вспомнить. Отключи­те якорь, выводя собеседника из соответствующего состоя­ния и полностью возвращая его в настоящее.

3. Учитывая выясненные сведения, предложите собесед­нику подумать о том, какие ресурсы могли бы пригодиться ему в тех обстоятельствах, чтобы он смог сделать их послед­ствия по меньшей мере удовлетворительными. Подобный ресурс может выражаться словом или фразой, например: «бе­зопасность» или «чтобы меня любили». Ресурс должен опре­делить «хозяин» проблемы, а не кто-то другой (скажем, член группы, если это происходит на семинаре).

4. Точно и подробно определите переживания необходи­мого ресурсного состояния, закрепите их якорем и проверьте этот положительный якорь (см. девятнадцатый и двадцатый уроки).

5. Приводя в действие положительный якорь, вернитесь к самому раннему переживанию собеседника. Предложите ему следить за самим собой со стороны и представить, как он пользуется новым ресурсом и как меняются его переживания. Затем предложите ему повторить воспоминания с ассоцииро­ванной позиции (при этом продолжайте поддерживать поло­жительный якорь) и повторите работу с новым ресурсом. Попросите собеседника отметить, что происходит: как реаги­руют на измененное поведение окружающие, какие измене­ния возникают в ощущениях и выводах самого собеседника. Если на каком-то этапе вы сталкиваетесь с неудовлетвори­тельным развитием событий, вернитесь к пункту 4 и найдите дополнительные ресурсы, которые могут принести решение («решение» означает в данном случае тот результат, когда собеседник может переживать свои воспоминания и учиться на этом опыте без привычных болезненных ощущений).

6. Продолжая приводить в действие ресурсный якорь, пе­ренесите собеседника вперед и предложите заново пережить последующие сходные события прошлого, которые были вы­явлены в самом начале работы. Убедитесь, что они тоже не вызывают у собеседника привычных неприятных чувств. При необходимости добавляйте новые ресурсы. Снимите якорь и выводите собеседника из этого состояния.

7. В завершение проверьте устойчивость изменений, пред­ложив собеседнику вспомнить любое из переживаний, кото­рые прежде вызывали неприятные чувства. Пусть он сам убедится, изменились ли они. Калибруйте физиологию собе­седника (см. пятый урок), чтобы самому удостовериться в устойчивости изменений. Затем проведите присоединение к будущему, попросив собеседника вообразить какой-нибудь случай, который раньше вызвал бы у него сходные негатив­ные ощущения. Обратите внимание, какие ресурсы помогли изменить его переживания.

Учитывайте такие рекомендации:

• Устанавливайте положительный ресурсный якорь, прежде чем начнете работу, — на тот случай, если собеседник слишком глубоко погрузится в неприятные ощущения (см. раздел «Установка полезных якорей» в девятнадцатой гла­ве и «Использование якорей» в двадцатой главе).

• Если вам не удается найти ресурс, с помощью которого можно удовлетворительно изменить переживания, пред­ложите собеседнику встать на место другого человека, который, по его мнению, обладает таким ресурсом: «Пред­ставьте, что вы уверены в себе, как Билл» или: «Что поду­мала бы в таких обстоятельствах Салли?» Определите позитивное намерение, кроющееся за этим поведением, а затем предложите собеседнику те ресурсы, в которых он нуждается.


^ ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ ФОБИЙ


Фобии иллюстрируют могущество негативных якорей. Хотя фобии могут казаться крайними проявлениями психи­ки, на самом деле они укладываются в стандартную схему процесса «включение-реакция», которой практически пос­тоянно подчиняются все люди. Особенность фобий заключа­ется только в повышенной остроте неприятного воздействия. Вы заметите, что этот метод изменений избегает прямых ассоциаций с тем, что вызывает у человека мощную эмоциональную реакцию. Обратите внимание на применение позиций восприятия (см. двенадцатый урок) и приемов диссоциированности (см. седьмой урок).

1. Установите кинестетический якорь безопасности (поло­жительный ресурс) и проверьте его. Якорь безопасности дол­жен мгновенно вызывать положительное, воодушевляющее состояние, например спокойствие.

Описанные ниже шаги на практике принимают вид словес­ных указаний, которые следует давать страдающему фобией. Пользуясь навыками установки раппорта, вы можете приспо­собить их к конкретным обстоятельствам и личности собе­седника.

2. «Я попрошу вас кое-что сделать. Вы сможете делать это мысленно, причем очень быстро, а потом ваши страхи исчез­нут и никогда больше вас не обеспокоят. Я буду высказывать указания по одному, а вы мысленно выполняйте их. Кивните, когда закончите».

3. «Для начала я попрошу вас представить, что вы сидите в самом центре кинотеатра. На экране застывший черно-белый кадр. Вы видите самого себя в одной их тех ситуаций, когда испытывали приступы страха».

4. «Пожалуйста, мысленно покиньте свое тело, которое остается в зале, поднимитесь в воздух и перенеситесь в поме­щение, где стоит кинопроектор. Оттуда вы можете видеть того себя, который сидит в зале и смотрит на экран. Вы одновременно видите обоих: и себя в зале, и себя на экране».

5. «Превратите застывший кадр на экране в черно-белый фильм. Следите за этим неприятным случаем, просмотрите ленту от начала до конца. Когда она закончится, последний кадр застывает и остается на экране. Мысленно перенеситесь на экран и прокрутите фильм в обратном порядке. Все учас­тники событий ходят задом-наперед, события разворачива­ются в обратную сторону. Представьте, что вы перематывае­те пленку назад, но не забывайте, что сейчас вы — главный герой этого фильма».

6. «Задумайтесь о том, чего вы обычно боялись. Мысленно представьте все, что видели бы, если бы это происходило на самом деле».

7. «Что, по-вашему, могло послужить источником этих проблем?»* Описание метода основано на работе Richard Bandler, Using Your Brain/or a Change.





^ ПОДРОБНОЕ АНКЕТИРОВАНИЕ ЛИЧНОЙ ИСТОРИИ


Вы уже изучили несколько методов изменений, то есть располагаете средствами, которые позволят вам использо­вать их для себя и других. Однако в консультировании и терапии временами возникает проблема: вы не знаете, какой

именно метод избрать. Хотя для работы с самим методом вам часто потребуется не больше четверти часа, намного больше времени придется потратить до этого в попытках определить характер и глубину проблемы. Эта подготовительная работа подразумевает подробный опрос собеседника, если угодно, настоящее детективное расследование, цель которого заклю­чается в поиске подлинных источников проблемы. Лечение симптомов, а не причин, принесет лишь кратковременное облегчение. Таким образом, определяя корни проблемы, вы сберегаете немало времени. В этом процессе вам очень помо­жет подробное анкетирование личной истории.

Этот метод анкетирования предполагает, что выраженная собеседником проблема служит частным проявлением более обширной проблемы, то есть симптомом, а не коренной при­чиной. Чаще всего работа с основной проблемой затрагивает и другие сферы жизни человека, а не только область его жалоб. Таким образом, работа с корнями проблемы приносит дополнительные преимущества. Однако это может означать факторы «экологичности», о которой мы говорили на пятом уроке. Далеко не каждый человек хочет меняться, во всяком случае на уровне основополагающей причины своих проб­лем. Это значит, что вы обязательно должны учитывать такой фактор.

Помимо описанной ниже анкеты, вы можете воспользо­ваться декартовыми вопросами, которые мы обсуждали на третьем уроке. Если основополагающая проблема остается скрытой, представленная собеседником проблема (то есть один из образцов первопричины) почти без сомнений проя­вится вновь. Однако анкетирование само по себе способно вызвать серьезную трансформацию личности, изменить об­раз мышления собеседника. Проведите эксперименты с эти­ми вопросами, чтобы лучше узнать себя и других.

Составляя эти вопросы, мы на время отказались от стиля А-Прим, поскольку некоторые из них подразумевают милтоновский язык (см. восьмой урок) и, в целом, соответствуют повседневной речи. Несмотря на обобщенную форму, все эти вопросы должны оставаться связанными с «текущей пробле­мой» в изложении собеседника.

1. «Чего вы хотите? Чего еще? ... Чего еще?» Эти вопросы помогут установить подлинные цели собе­седника и степень его конгруэнтности. Насколько его невер­бальное поведение согласуется с высказываемыми «резуль­татами»? Помните о необходимости развивать сенсорную восприимчивость.

2. «Почему это становится для вас проблемой?» Этот вопрос поможет выявить сложную равнозначность (см. девятый и десятый уроки): почему то означает это.

3. «Почему вы решили, что это — проблема?» Этот вопрос обычно устанавливает «стратегию действи­тельности», то есть требует достоверных, сенсорных обосно­ваний.

4. а) «Когда эта проблема возникла?»

б) «Было ли время, когда этой проблемы не существова­ло? Когда именно?»

в) «Бывает ли сейчас так, что эта проблема не возникает? Когда именно?»

г) «Какие меры вы предпринимали вплоть до настоящего момента?»

Эти вопросы помогут определить границы проблемы.

5. а) «Можете ли вспомнить, как столкнулись с этой проблемой впервые? Что вы тогда чувствовали?»

б) «Как проявлялась эта проблема впоследствии? Что вы чувствовали в каждом из этих случаев?»

Эти вопросы очерчивают историю проблемы.

6. «Попробуйте оценить перечисленные события. Как они связаны с вашей текущей ситуацией?»

Этот вопрос, как и два следующих, может вскрыть опре­деленную схему проблемы.

7. «Расскажите об отношениях в своей семье — о родите­лях и так далее. Как они связаны с вашей текущей ситуаци­ей?»

8. «Случалось ли в детстве нечто такое, что, по вашему мнению, имеет сходство с этой проблемой или какое-то отно­шение к ней?»

9. «Если предположить, что эта проблема имеет какой-то смысл, несет в себе урок, то каким, по-вашему, он мог бы быть?»

Этот вопрос поможет определить положительное намере­ние, которое кроется за поведением собеседника.

10. а) «Когда вы приняли решение вести себя именно так, оказаться в такой ситуации?»

б) «С какой целью вы это сделали?»

Эти вопросы подразумевают, что собеседник сам является причиной, источником своей проблемы.

11. «Вам действительно нужно чему-то научиться, понять нечто такое, что позволило бы немедленно решить эту проб­лему?»

Вопрос указывает на возможность обучения.

12. «Вы согласны на сознательном и подсознательном уровне прояснить эту проблему прямо сейчас и найти одно из решений к тому моменту, когда мы закончим работу?»

Этот вопрос означает «договор» о готовности к переменам.

Ваша чувственная восприимчивость существенно повы­сит значение такой анкеты. Старайтесь подмечать неконгру­энтность. Согласие сотрудничать на подсознательном уровне выражается не словами, а общей физиологией и характерис­тиками голоса. Пользуйтесь своими навыками установки раппорта.

Конечно, вы можете видоизменить эту анкету для работы с самим собой. Хотя при этом вы лишитесь возможности следить за языком тела, но можете совместить этот метод с другими подходами, например, уточнением результата, рефреймингом, сменой позиций восприятия и делением на нейрологические уровни. Все они помогут вам лучше понять себя и точнее определить рассматриваемую проблему.


^ СЕГОДНЯШНИЙ УРОК:

РЕЗЮМИРУЮЩАЯ ПРЕСУППОЗИЦИЯ

yakovlev-e-g-estetika-uchebnoe-posobie.html
yakovleva-olga-nikolaevna.html
yakunin-vladimir-ivanovich-prezident-oao-rossijskie-zheleznie-dorogi-vstupitelnoe-slovo-vedushego-kruglogo-stola-elizareva-yu-v.html
yakutii-podali-otstavku-prezidenta-monitoring-smi-02-iyunya-2010-g.html
yakutskaya-nahodka-a-yu-nizovskij-100-velikih-arheologicheskih-otkritij.html
yale-university-press-stranica-17.html
  • turn.bystrickaya.ru/peterburgskoe-metro-chast-5.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obrazovatelnij-standart-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-federalnogo-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-op-11-stilistika-i-kultura-rechi.html
  • klass.bystrickaya.ru/41-klassifikaciya-setej-petri-literatura-vvedenie.html
  • tasks.bystrickaya.ru/24-trebovaniya-k-oborudovaniyu-pomeshenij-prikaz-ot-25-05-2011-g-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma.html
  • notebook.bystrickaya.ru/gosudarstvennoe-regulirovanie-v-sfere-kulturi-rf-aktualnie-problemi-razvitiya-i-istorii-tehnicheskih-estestvennih.html
  • textbook.bystrickaya.ru/iii-obshie-vivodi-i-predlozheniya-migracionnoe-pravo-v-mezhdunarodno-pravovoj-doktrine-i-praktike-stanovlenie-i.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-podgotovki-190100-nazemnie-transportno-tehnologicheskie-kompleksi.html
  • books.bystrickaya.ru/compact-freezer-helps-berry-processor-regain-its-share-of-market-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-mehanikov-kemerovo.html
  • bukva.bystrickaya.ru/rabota-komandira-po-organizacii-i-planirovaniyu-marsha-chastyu-reb.html
  • urok.bystrickaya.ru/prikaz-ot-12-avgusta-2010-g-n-853-ob-utverzhdenii-i-vvedenii-v-dejstvie-federalnogo-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-standarta.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/referat-po-discipline-francuzskij-yazik-i-stranovedenie-na-temu-russkie-glazami-francuzov-i-francuzi-glazami-russkih-stereotipi-vospriyatiya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-metodicheskoe-posobie-dlya-uchitelej-uchebnik-uchebnoe-posobie-dlya-uchenika-didakticheskij-material.html
  • predmet.bystrickaya.ru/s-lipin-bor-2010-2011-uchebnij-god-obshie-svedeniya-ob-obsheobrazovatelnom-uchrezhdenii-stranica-10.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-spravochnaya-literatura-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-podgotovki.html
  • studies.bystrickaya.ru/glava-14-tehnicheskie-trudnosti-koncepciya-kognitivnoj-triadi-12-struktura-depressivnogo-mishleniya-13-nepravilnaya.html
  • shkola.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-predmetu-matematika-2-klass-uchitelya-nachalnih-klassov-stranica-3.html
  • lecture.bystrickaya.ru/agressiya-chast-4.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/neftyanaya-promishlennost-v-meksike.html
  • teacher.bystrickaya.ru/goda-203-ob-elektronnom-monitoringe-biblioteki-shkoli-na-federalnom-portale-rshba-www-rusla-ru-na-osnovanii-pisma-rshba-ish-1004-03.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/moskva-chast-2.html
  • exam.bystrickaya.ru/zakon-rsfsr-o-milicii.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-38-perechen-oformlyaemoj-proizvodstvennoj-dokumentacii-pravila-proektirovaniya-stroitelstva-i-ekspluatacii.html
  • lecture.bystrickaya.ru/417rashodi-vedushij-yuriskonsult.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sbornik-statej-mezhdunarodnogo-simpoziuma-zhidkoe-sostoyanie-metallov-i-ih-splavov-m-1967-21-stranica-7.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-trinadcataya-smelij-zamisel-mihail-vasilevich-vodopyanov-valerij-chkalov.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vedomstvennie-znaki-otlichiya-v-trude-uchitivaemie-pri-prisvoenii-zvaniya-veteran-truda.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/mesto-provedeniya-praktiki-i-balans-rabochego-vremeni-metodicheskie-ukazaniya-po-prohozhdeniyu-preddiplomnoj-praktiki.html
  • doklad.bystrickaya.ru/voprosi-k-ekzamenu-po-kursu-sovremennij-russkij-yazik-leksika-morfologiya.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/spravedlivost-sili-stranica-35.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/cerkovnaya-reforma-i-lichnosti-ee-uchastnikov.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodicheskie-priemi-rasskaz-uchitelya-kommentirovannoe-chtenie-beseda-po-voprosam-hod-uroka.html
  • crib.bystrickaya.ru/italian-centre-of-solidarity-last-updated-june-10-2002.html
  • tests.bystrickaya.ru/laboratornaya-rabota-41pruzhinnij-mayatnik-metodicheskie-ukazaniya-k-virtualnomu-laboratornomu-praktikumu-vologda.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-3-istochniki-zemelnogo-prava-programma-disciplini-zemelnoe-pravo-dlya-specialnosti-030501-65-yurisprudenciya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.