.RU

ВОЗЗВАНЫЙ - ПРЕСЛЕДУЕМЫЙ - Анджей Сапковский. Пируг или нет золота в серых горах


^ ВОЗЗВАНЫЙ - ПРЕСЛЕДУЕМЫЙ


Именно эту лирическую меланхолию, печаль уходящего

времени и заканчивающейся эры, смягченной оптимизмом и

надеждой, прекрасно использовал Толкин в "Повелителе Колец". У

автора данных строк слезы стояли в глазах, когда Серый Корабль

забирал Фродо с Серой Пристани, и он даже утирал нос платочком,

эх, утирал, когда Сэм Гэмджи докладывал Розочке Коттон о своем

возвращении. Да, да. С Серой Пристани. На Запад. В Авалон. Все

так. Великий Толкин проехался по артурианскому архетипу как

казак по донской степи, но что ж - он был Первым и Великим.

Каждый, кто впоследствии пускался по тому же самому,

архетипному следу, тут же получал этикеточку последователя. А

как же еще не получить? Ведь архетип был тем же самым. и

остается тем же самым.

В пользу Учителя Толкина следует сказать, что он

использовал вышеупомянутый архетип так великолепно, вложил

столько упорного труда в претворение архетипа в роман,

воспринимаемый нашим современником, что... создал собственный

архетип, архетип Толкина.

Давайте повторим эксперимент, снова возьмем любую книжку

фэнтези с нашей полки и поглядим, о чем же она.

Итак, в более-менее селянской местности живет себе наш

герой, и живет, заметим, неплохо. Внезапно появляется

таинственный некто, чаще всего волшебник, и сообщает нашему

протагонисту, что тот должен незамедлительно отправиться в

длительный поход, ибо от него, от героя-протагониста, зависит

судьба всего мира. Дело в том, что Зло собирается совершить

агрессию на Добро, и единственное, что можно противопоставить

этому Злу - это Волшебное Что-то-там. Волшебное Что-то-там

спрятано Где-то-там, черт знает где, скорее всего, в Серых

Горах, где золота, как всем известно, нет.

Вызываемый делает большие глаза, поскольку даже в самых

смелых своих мечтах не представлял, что от него будут зависеть

судьбы мира. Он даже немножко сомневается в словах волшебника,

но тут неожиданно на него нападают, совсем уж непременно,

Черные Посланники Зла, и ему приходится от них удирать. Удирает

он в Доброе Место, там чуточку может отдохнуть, там же он

узнает о Легенде и Предназначении. Ха, что ж поделаешь, выхода

нет. Наш герой обязан свершить великий Поход - Quest, согласно

карте, которую автор предусмотрительно поместил в самом начале

книжки. На этой карте богато представлены Горы, Леса, Болота и

Пустыни со Страшными Названиями. Это ничего, что Главное

Месторасположение Врага, куда следует добраться, находится в

северном или там восточном углу карты. Можно быть уверенным,

что наш герой будет путешествовать зигзагом, поскольку должен

посетить все Страшные Места. Ходить прямым путем в фэнтези

запрещено.

Герой не может путешествовать сам, посему ему быстренько

собирают Дружину - группу живописных и харизматичных типов.

Начинается Квест, продолжается, понятно, зигзагом, а

приключения в Страшных Местах, от которых стынет кровь в жилах,

сменяются селянковым отдыхом в Местах Дружелюбных. И наконец

наступает final show-down в Месторасположении Зла. Здесь одного

из Дружинников обязательно шмякнут, но остальные победят. Злу

покажут кузькину мать, во всяком случае, до того времени, когда

автору не захочется написать продолжение - ибо тогда Зло

"возродится", и нужно будет начинать da capo al fine. ("с

начала и до конца" - муз. термин - прим.перев.)

Вышепомещенный, сознательно упрощенный и пересмешливый

суррогат должен был подвести нас к следующей теме - к тому

факту, что вся могучая волна посттолкиновской фэнтези является

жанром малооткрывательским, штампованным, дешевым, презренным и

не стоящим даже того, чтобы о нем говорили серьезно. Именно

таково мнение критиков, а с чем же еще считаться, если не с

мнением критиков. Данное мнение, помимо вышеосмеянной

вторичности фабул по сравнению с толкиновской и артурианского

архетипа вообще, сложилось еще из двух элементов - болезненной

склонности авторов фэнтези писать многотомные саги и... книжных

обложек.


^ ЛИЦОМ К ЯРОМУ


Начнем с обложек. Обложка книги - это ее визитная

карточка. Не надо себя обманывать: критики не в состоянии

читать всего, что выходит - они и не читают. Прочтение вовсе не

является обязательным условием написания рецензии. Достаточно

глянуть на обложку. Если на ней, к примеру, название вырисовано

истекающими кровищей буквами, а чуть пониже мы видим оскаленную

харю с вытаращенными буркалами - то сразу же можно сказать, что

это дешевый splatter-horror, другими словами - пардон, друзья -

ужасное дерьмо.

Если же на обложке присутствует полуголая дамочка в

объятиях героического типа с мышцами, блестящими от Oil of Ulay

или же какой-то еще "Джожобы", к тому же, если у этого типа в

руке ятаган, а сверху на все это поглядывает дракон с

выражением морды оголодавшего аксолотля, то мы имеем дело с

дешевейшей фэнтези, со жвачкой и гадостью - такую же следует

писать и рецензию. И она попадет в цель, в самое яблочко, так

что позавидует сам Кэвин Кестнер из Шервудского Леса. Почему

так? А потому, что невозможно не попасть! Ведь яблочко это

величиной с Круглый Стол короля Артура, за которым одновременно

усаживалось сто пятьдесят рыцарей, не считая королевы Джиневры

со своими фрейлинами.

Почему так происходит? Ну почему, спросит кто-нибудь,

издатель фэнтези сам, своей рукой, нацепляет на свою продукцию

пресловутый "ярлычок", этикетку дешевки? Ответ прост. Издатель

целит в так называемого ЯРОГО. А так называемый ЯРЫЙ желает на

обложку Бориса Вальехо, это он хочет полуголые задницы и бюсты,

что готовы выкатиться из бронированного лифчика. ЯРЫЙ не ищет в

фэнтези смысла, ведь смысл прямо таки обязан возопить, что в

ажурных доспехах в бой никто не ходит, ибо в таких доспехах не

только сражаться опасно, в таких доспехах невозможно даже

продираться сквозь заросли крапивы, которой поросли яры Мрачных

Лесов и Серых Гор, где золота, как всем известно, нет. А с

голой - excusez le mot - задницей можно делать только одно: то,

что совершенно не "heroic" и не "fantasy". В большинстве

случаев.

Складывается впечатление, что фэнтези как жанр так сильно

перепугался критиков, что в своем развитии решил прибегнуть к

своеобразной мимикрии: он совершенно отказался от каких-либо

претензий и совершенно отказался от борьбы за место наверху, то

есть, в списках книг, выдвинутых на соискание "Хьюго",

"Небьюлы" или хотя бы "International Fantasy Award". Фэнтези

совершенно не претендует на признание - для нее достаточно

табунов ЯРЫХ, будто кота в мешке покупающих все, что

появляется. У фэнтези имеется своя стабильная и обязательная

группа потребителей, поэтому сей жанр заботится о вкусах

упомянутой группы. Наилучшим примером подобной заботы стали

знаменитые циклы, сериалы фэнтези, чудовищные монстры с

пугающим количеством томов.

Рекорд в этом отношении принадлежит скорее всего некоему

Алану Барту Экерсу, цикл которого "Скорпион" уже перевалил за

сорок томов. Неплох и старый зануда Пирс Энтони со своим

"Ксантом" - он нашлепал уже тринадцать книг сериала, а при

случае - еще семь штук "Адепта", четыре "Таро" и целую кучу

других книг и циклов. У Джона Нормана, о котором мы еще

поговорим, на совести вроде бы одиннадцать томов цикла "Гор".

Скромных авторов, ограничивающихся пяти-, четырех- и

трехтомными сагами, сосчитать невозможно, но имя им легион. К

огромному сожалению.

Почему "к сожалению", спросит кто-то. Да все потому, что

кроме немногих исключений все вышеупомянутые монстры начинают

быть тяжкими, повторяющимися и скучными уже на этапе второй,

третьей, максимум - четвертой книги. Это мнение разделяется

даже ЯРЫМИ, которые в массовом порядке выкупают все эти

тянущиеся как сопля циклы, ибо вдолбили себе в голову, что им

нужно знать, чем все это закончится. Критика и члены жюри

всяких престижных наград, как уже говорилось, презирают все эти

саги, потому что не в состоянии следить за ними. Я сам, хотя и

считаю себя внимательным контролером новинок фантастики, иногда

отказываюсь от покупки только что вышедшего шестого тома саги,

так как мое внимание как-то не отметило предыдущих пяти. Но

гораздо, гораздо чаще я отказываюсь от приобретения тома

первого, если с обложки ухмыляется предупреждение: "First Book

Of the Magic Shit Cycle". Нечего греха таить, случается, причем

нередко, мне купить "Книгу третью" и радоваться, что не купил

предыдущие две, и знать наверняка, что никогда не куплю три

последующие. К сожалению, совершенства нет, суча ногами сейчас

я ожидаю десятый "Амбер" Желязны. И знаю, что разочаруюсь. Это

несколько похоже на связи с молоденькими девушками - опыт учит,

что все они одинаковы, так и что с того, не сдержишься, парень,

ой, не сдержишься.



vserossijskaya-mezhvedomstvennaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-municipalnie-obrazovaniya-centralnih-regionov-rossii-problemi-issledovaniya-razvitiya-i-upravleniya-uvazhaemie-kollegi.html
vserossijskaya-molodezhnaya-nauchnaya-konferenciya-instituta-fiziologii-komi-nc-uro-ran-provoditsya-ezhegodno-s-kazhdim-godom-kolichestvo-ee-uchastnikov-rastet.html
vserossijskaya-nauchnaya-konferenciya-aktualnie-problemi-sovremennoj-nauki-i-obrazovaniya.html
vserossijskaya-nauchnaya-konferenciya-s-mezhdunarodnim-uchastiem-brennoe-i-vechnoe-vlast-i-obshestvo-v-mifologiyah-modernizacii.html
vserossijskaya-nauchnaya-molodezhnaya-konferenciya-shkola-problemi-ekologii-morskogo-shelfa.html
vserossijskaya-nauchno-prakticheskaya-internet-konferenciya-s-mezhdunarodnim-uchastiem.html
  • abstract.bystrickaya.ru/22-mesto-elbrusskogo-rajona-v-sisteme-rasseleniyakabardino-balkarskoj-respubliki.html
  • school.bystrickaya.ru/das-obdach-nach-anna-seghers.html
  • lesson.bystrickaya.ru/pravovaya-priroda-statusa-arbitrazhnih-upravlyayushih-v-zakonodatelstve-o-nesostoyatelnosti.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prilozhenie-1-programma-disciplini-rinok-informacionnih-tehnologij-dlya-napravleniya-080700-biznes-informatika.html
  • books.bystrickaya.ru/diskussionnie-voprosi-volkogon-a-v-nekotorie-voprosi-predostavleniya-garantij-investicij-yuridicheskih-lic-gosudarstvom.html
  • institut.bystrickaya.ru/tablica-15-uchebno-metodicheskij-kompleks-specialnost-080301-kommerciya-torgovoe-delo-moskva-2009.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-12-s-v-zubkova-originalnoe-izdanie-opublikovano-pod-nazvaniem.html
  • znanie.bystrickaya.ru/aerodinamicheskaya-kompensaciya-rulej-eleronov.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-konstitucionnaya-ekonomika.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/remid-stranica-4.html
  • turn.bystrickaya.ru/osobennosti-antichnoj-etiki.html
  • shkola.bystrickaya.ru/motivaciya-deyatelnosti-cennostnie-orientacii-i-obraz-zhizni-zhenshin-predprinimatelej-na-materialah-respubliki-buryatiya.html
  • bukva.bystrickaya.ru/opredelenie-sejsmicheskih-nagruzok-dejstvuyushih-na-zhelezobetonnij-karkas-odnoetazhnogo-zdaniya.html
  • institut.bystrickaya.ru/svoim-privichnim-pravilom-a-ne-isklyucheniem-no-izredka-narushat-eto-pravilo-ne.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kadri-proizvoditelnost-truda-i-oplata-truda-na-predpriyatii-chast-4.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-virtualnoe-predpriyatie-dlya-studentov-5-kursa-zaochnogo-otdeleniya-specialnost-351300-kommerciya-torgovoe-delo.html
  • znanie.bystrickaya.ru/8-poluchenie-informacii-o-konferenciyah-konkursah-i-grantah-otpravka-zayavok-na-uchastie-v-nih-soobsheniya-o-svoih-razrabotkah-i-ih-publikacii-v-seti-vistupleniya-na-konferenciyah-seminarah-i-forumah.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-rossii-vremya-novostej-avtor-ne-ukazan-06082008-141-str-1-eho-moskvi-eho-05-08-2008-varfolomeev-vladimir-18-00-7.html
  • reading.bystrickaya.ru/l-v-dvornikova-voronezhskaya-gosudarstvennaya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tvorchestvo-pri-rannem-slaboumii-kratkie-svedeniya-o-bolezni-tvorchestvo-dushevnobolnih-i-ego-vliyanie-na-razvitie.html
  • tasks.bystrickaya.ru/24-ispolnitelnij-organ-obshestva-godovoj-otchet-za-2009-god-generalnij-direktor.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-5-kniga-pervaya-zhurnal-samizdat.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/venskie-melodii-ezhednevnij-tur-avia-v-venu-visokij-sezon.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vid-nauchnoj-deyatelnosti.html
  • predmet.bystrickaya.ru/spisok-literaturi-dlya-samostoyatelnoj-raboti-studentov-3-kursa-6-semestra-na-2010-2011-uchebnij-god.html
  • writing.bystrickaya.ru/l-m-lemkul-prazdnichnij-stol-chast-10.html
  • essay.bystrickaya.ru/chto-delat-kak-zavoevat-klienta.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/seminari-soveshaniya-konkursi-konferencii-dlya-pedagogicheskih-i-rukovodyashih-kadrov.html
  • credit.bystrickaya.ru/otchet-o-deyatelnosti-shmo-uchitelej-nachalnih-klassov-mou-licej-28-g-joshkar-oli.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/referat-po-kursu-russkoj-literaturi-xix-veka-pervaya-tret-po-teme-zhanr-balladi-v-literature-i-hudozhestvennoe-novatorstvo-zhukovskogo-balladnika.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/russko-tureckaya-vojna.html
  • uchit.bystrickaya.ru/temi-prakticheskih-zanyatij-po-novoj-istorii-stran-azii-i-afriki-3-4-kursa-ozo.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uprazhneniya-dlya-rastyazhki-sustavov-charodej.html
  • writing.bystrickaya.ru/duhovnij-renessans-nachala-xx-v-ego-sushnost-i-socialnij-smisl.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/avtomatizaciya-ucheta-prodazh.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.