ВОЗЗВАНЫЙ - ПРЕСЛЕДУЕМЫЙ - Анджей Сапковский. Пируг или нет золота в серых горах
.RU

ВОЗЗВАНЫЙ - ПРЕСЛЕДУЕМЫЙ - Анджей Сапковский. Пируг или нет золота в серых горах


^ ВОЗЗВАНЫЙ - ПРЕСЛЕДУЕМЫЙ


Именно эту лирическую меланхолию, печаль уходящего

времени и заканчивающейся эры, смягченной оптимизмом и

надеждой, прекрасно использовал Толкин в "Повелителе Колец". У

автора данных строк слезы стояли в глазах, когда Серый Корабль

забирал Фродо с Серой Пристани, и он даже утирал нос платочком,

эх, утирал, когда Сэм Гэмджи докладывал Розочке Коттон о своем

возвращении. Да, да. С Серой Пристани. На Запад. В Авалон. Все

так. Великий Толкин проехался по артурианскому архетипу как

казак по донской степи, но что ж - он был Первым и Великим.

Каждый, кто впоследствии пускался по тому же самому,

архетипному следу, тут же получал этикеточку последователя. А

как же еще не получить? Ведь архетип был тем же самым. и

остается тем же самым.

В пользу Учителя Толкина следует сказать, что он

использовал вышеупомянутый архетип так великолепно, вложил

столько упорного труда в претворение архетипа в роман,

воспринимаемый нашим современником, что... создал собственный

архетип, архетип Толкина.

Давайте повторим эксперимент, снова возьмем любую книжку

фэнтези с нашей полки и поглядим, о чем же она.

Итак, в более-менее селянской местности живет себе наш

герой, и живет, заметим, неплохо. Внезапно появляется

таинственный некто, чаще всего волшебник, и сообщает нашему

протагонисту, что тот должен незамедлительно отправиться в

длительный поход, ибо от него, от героя-протагониста, зависит

судьба всего мира. Дело в том, что Зло собирается совершить

агрессию на Добро, и единственное, что можно противопоставить

этому Злу - это Волшебное Что-то-там. Волшебное Что-то-там

спрятано Где-то-там, черт знает где, скорее всего, в Серых

Горах, где золота, как всем известно, нет.

Вызываемый делает большие глаза, поскольку даже в самых

смелых своих мечтах не представлял, что от него будут зависеть

судьбы мира. Он даже немножко сомневается в словах волшебника,

но тут неожиданно на него нападают, совсем уж непременно,

Черные Посланники Зла, и ему приходится от них удирать. Удирает

он в Доброе Место, там чуточку может отдохнуть, там же он

узнает о Легенде и Предназначении. Ха, что ж поделаешь, выхода

нет. Наш герой обязан свершить великий Поход - Quest, согласно

карте, которую автор предусмотрительно поместил в самом начале

книжки. На этой карте богато представлены Горы, Леса, Болота и

Пустыни со Страшными Названиями. Это ничего, что Главное

Месторасположение Врага, куда следует добраться, находится в

северном или там восточном углу карты. Можно быть уверенным,

что наш герой будет путешествовать зигзагом, поскольку должен

посетить все Страшные Места. Ходить прямым путем в фэнтези

запрещено.

Герой не может путешествовать сам, посему ему быстренько

собирают Дружину - группу живописных и харизматичных типов.

Начинается Квест, продолжается, понятно, зигзагом, а

приключения в Страшных Местах, от которых стынет кровь в жилах,

сменяются селянковым отдыхом в Местах Дружелюбных. И наконец

наступает final show-down в Месторасположении Зла. Здесь одного

из Дружинников обязательно шмякнут, но остальные победят. Злу

покажут кузькину мать, во всяком случае, до того времени, когда

автору не захочется написать продолжение - ибо тогда Зло

"возродится", и нужно будет начинать da capo al fine. ("с

начала и до конца" - муз. термин - прим.перев.)

Вышепомещенный, сознательно упрощенный и пересмешливый

суррогат должен был подвести нас к следующей теме - к тому

факту, что вся могучая волна посттолкиновской фэнтези является

жанром малооткрывательским, штампованным, дешевым, презренным и

не стоящим даже того, чтобы о нем говорили серьезно. Именно

таково мнение критиков, а с чем же еще считаться, если не с

мнением критиков. Данное мнение, помимо вышеосмеянной

вторичности фабул по сравнению с толкиновской и артурианского

архетипа вообще, сложилось еще из двух элементов - болезненной

склонности авторов фэнтези писать многотомные саги и... книжных

обложек.


^ ЛИЦОМ К ЯРОМУ


Начнем с обложек. Обложка книги - это ее визитная

карточка. Не надо себя обманывать: критики не в состоянии

читать всего, что выходит - они и не читают. Прочтение вовсе не

является обязательным условием написания рецензии. Достаточно

глянуть на обложку. Если на ней, к примеру, название вырисовано

истекающими кровищей буквами, а чуть пониже мы видим оскаленную

харю с вытаращенными буркалами - то сразу же можно сказать, что

это дешевый splatter-horror, другими словами - пардон, друзья -

ужасное дерьмо.

Если же на обложке присутствует полуголая дамочка в

объятиях героического типа с мышцами, блестящими от Oil of Ulay

или же какой-то еще "Джожобы", к тому же, если у этого типа в

руке ятаган, а сверху на все это поглядывает дракон с

выражением морды оголодавшего аксолотля, то мы имеем дело с

дешевейшей фэнтези, со жвачкой и гадостью - такую же следует

писать и рецензию. И она попадет в цель, в самое яблочко, так

что позавидует сам Кэвин Кестнер из Шервудского Леса. Почему

так? А потому, что невозможно не попасть! Ведь яблочко это

величиной с Круглый Стол короля Артура, за которым одновременно

усаживалось сто пятьдесят рыцарей, не считая королевы Джиневры

со своими фрейлинами.

Почему так происходит? Ну почему, спросит кто-нибудь,

издатель фэнтези сам, своей рукой, нацепляет на свою продукцию

пресловутый "ярлычок", этикетку дешевки? Ответ прост. Издатель

целит в так называемого ЯРОГО. А так называемый ЯРЫЙ желает на

обложку Бориса Вальехо, это он хочет полуголые задницы и бюсты,

что готовы выкатиться из бронированного лифчика. ЯРЫЙ не ищет в

фэнтези смысла, ведь смысл прямо таки обязан возопить, что в

ажурных доспехах в бой никто не ходит, ибо в таких доспехах не

только сражаться опасно, в таких доспехах невозможно даже

продираться сквозь заросли крапивы, которой поросли яры Мрачных

Лесов и Серых Гор, где золота, как всем известно, нет. А с

голой - excusez le mot - задницей можно делать только одно: то,

что совершенно не "heroic" и не "fantasy". В большинстве

случаев.

Складывается впечатление, что фэнтези как жанр так сильно

перепугался критиков, что в своем развитии решил прибегнуть к

своеобразной мимикрии: он совершенно отказался от каких-либо

претензий и совершенно отказался от борьбы за место наверху, то

есть, в списках книг, выдвинутых на соискание "Хьюго",

"Небьюлы" или хотя бы "International Fantasy Award". Фэнтези

совершенно не претендует на признание - для нее достаточно

табунов ЯРЫХ, будто кота в мешке покупающих все, что

появляется. У фэнтези имеется своя стабильная и обязательная

группа потребителей, поэтому сей жанр заботится о вкусах

упомянутой группы. Наилучшим примером подобной заботы стали

знаменитые циклы, сериалы фэнтези, чудовищные монстры с

пугающим количеством томов.

Рекорд в этом отношении принадлежит скорее всего некоему

Алану Барту Экерсу, цикл которого "Скорпион" уже перевалил за

сорок томов. Неплох и старый зануда Пирс Энтони со своим

"Ксантом" - он нашлепал уже тринадцать книг сериала, а при

случае - еще семь штук "Адепта", четыре "Таро" и целую кучу

других книг и циклов. У Джона Нормана, о котором мы еще

поговорим, на совести вроде бы одиннадцать томов цикла "Гор".

Скромных авторов, ограничивающихся пяти-, четырех- и

трехтомными сагами, сосчитать невозможно, но имя им легион. К

огромному сожалению.

Почему "к сожалению", спросит кто-то. Да все потому, что

кроме немногих исключений все вышеупомянутые монстры начинают

быть тяжкими, повторяющимися и скучными уже на этапе второй,

третьей, максимум - четвертой книги. Это мнение разделяется

даже ЯРЫМИ, которые в массовом порядке выкупают все эти

тянущиеся как сопля циклы, ибо вдолбили себе в голову, что им

нужно знать, чем все это закончится. Критика и члены жюри

всяких престижных наград, как уже говорилось, презирают все эти

саги, потому что не в состоянии следить за ними. Я сам, хотя и

считаю себя внимательным контролером новинок фантастики, иногда

отказываюсь от покупки только что вышедшего шестого тома саги,

так как мое внимание как-то не отметило предыдущих пяти. Но

гораздо, гораздо чаще я отказываюсь от приобретения тома

первого, если с обложки ухмыляется предупреждение: "First Book

Of the Magic Shit Cycle". Нечего греха таить, случается, причем

нередко, мне купить "Книгу третью" и радоваться, что не купил

предыдущие две, и знать наверняка, что никогда не куплю три

последующие. К сожалению, совершенства нет, суча ногами сейчас

я ожидаю десятый "Амбер" Желязны. И знаю, что разочаруюсь. Это

несколько похоже на связи с молоденькими девушками - опыт учит,

что все они одинаковы, так и что с того, не сдержишься, парень,

ой, не сдержишься.



vserossijskaya-mezhvedomstvennaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-municipalnie-obrazovaniya-centralnih-regionov-rossii-problemi-issledovaniya-razvitiya-i-upravleniya-uvazhaemie-kollegi.html
vserossijskaya-molodezhnaya-nauchnaya-konferenciya-instituta-fiziologii-komi-nc-uro-ran-provoditsya-ezhegodno-s-kazhdim-godom-kolichestvo-ee-uchastnikov-rastet.html
vserossijskaya-nauchnaya-konferenciya-aktualnie-problemi-sovremennoj-nauki-i-obrazovaniya.html
vserossijskaya-nauchnaya-konferenciya-s-mezhdunarodnim-uchastiem-brennoe-i-vechnoe-vlast-i-obshestvo-v-mifologiyah-modernizacii.html
vserossijskaya-nauchnaya-molodezhnaya-konferenciya-shkola-problemi-ekologii-morskogo-shelfa.html
vserossijskaya-nauchno-prakticheskaya-internet-konferenciya-s-mezhdunarodnim-uchastiem.html
  • occupation.bystrickaya.ru/modul-2-sinhronnoe-i-diahronnoe-sostoyanie-yazika-kak-obekt-issledovaniya.html
  • education.bystrickaya.ru/1048-lvinij-smotritel-bunt-molodezhi-angela-yakovleva-tel-44-20-7471-7672.html
  • bystrickaya.ru/yumor-v-reklame.html
  • control.bystrickaya.ru/dlya-professionalnih-buhgalterov.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/resheniem-gorodskogo-metodicheskogo-soveta-municipalnogo-uchrezhdeniya-kulturi-kulturno-dosugovij-centr.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/pri-tvoih-zamashkah-vihod-u-tebya-ostaetsya-lish-odin-nastavitelno-povedala-nastya-stranica-12.html
  • pisat.bystrickaya.ru/termini-i-opredeleniya-5-1organizaciya-raboti-po-obespecheniyu-pozharnoj-bezopasnosti-na-proizvodstvennih-obektah.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdelenie-reshenij-elvin-toffler.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prilozhenie-2-slovarik-terminov-ritoriki-speckurs-dlya-negumanitarnih-specialnostej-vuzov-uchebno-metodicheskij-kompleks.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rozhdenie-otryada-v-i-lyapin-avtor-publikumih-zdes-vospominanij.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-151000-68-tehnologicheskie-mashini-i-oborudovanie-stranica-3.html
  • report.bystrickaya.ru/kalendarno-tematicheskoe-planirovanie-urokov-pravoslavnoj-kulturi-v-7-klasse.html
  • occupation.bystrickaya.ru/modnie-slovechki-modewrter-makkenzen-l-m15-nemeckij-yazik-universalnij-spravochnikper-s-nemeckogo-e-zaharova.html
  • knigi.bystrickaya.ru/referat-po-zarubezhnoj-literature-tema-volter.html
  • nauka.bystrickaya.ru/urtika-dicica-l-urtika-urens-l-lekarstvennie-rasteniya-i-sposobi-ih-primeneniya-v-narode.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/universitatea-liber-interna-ional-din-moldova.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vvedenie-celi-i-zadachi-disciplini.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kolya-18-let-drug-tani-student-kulinarnogo-uchilisha-stranica-23.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-pedagogicheskaya-psihologiya-po-podgotovke.html
  • college.bystrickaya.ru/13-zanyatost-naseleniya-uroven-i-struktura-bezrabotici-po-vozrastam-po-urovnyu-obrazovaniya-po-sfere-zanyatosti-dinamika-i-drugie-socialno-ekonomicheskie-pokazateli-okazivayushie-vliyanie-na-sistemu-obrazovaniya.html
  • holiday.bystrickaya.ru/novaya-versiya-kodos-videoset-net-predela-sovershenstvu-informacionno-analiticheskie-materiali.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/zhitie-prepodobnogo-kosmi-skopca-otshelnika-zhitiya-svyatih.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/linejnie-sistemi-uravnenij.html
  • thescience.bystrickaya.ru/gosudarstvennaya-ekologicheskaya-ekspertiza-utverzhdeno.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/krupnejshie-nefinansovie-tnk-mira-uchebno-prakticheskoe-posobie-po-kursu-mirovaya-ekonomika-ufa-2008.html
  • assessments.bystrickaya.ru/eks-glavnij-sovetnik-putina-stavit-na-tandeme-krest-internet-resurs-wwwspeclettercom-05082011.html
  • urok.bystrickaya.ru/prakticheskoe-zadanie-nauchno-obrazovatelnij-material.html
  • institute.bystrickaya.ru/gendernie-razlichiya-v-proyavlenii-agressivnosti-u-podrostkov.html
  • school.bystrickaya.ru/chto-takoe-prozrachnaya-pesa-v-treh-dejstviyah.html
  • school.bystrickaya.ru/gajmorit.html
  • institut.bystrickaya.ru/sudebnaya-praktika-uchebnaya-programma-specialnost-12-00-03-yurisprudenciya-izdanie-omgu-omsk-2006.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-zadanie-na-vipolneni-rabot-okazanie-uslug-stranica-129.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uvlekatelnaya-programma-trenazher-dlya-detej-informatika-programma-informatika-effektivnoe-sredstvo-dlya-uyasneniya-povtoreniya-i-zakrepleniya-nachalnih-ponyat.html
  • testyi.bystrickaya.ru/93principi-podgotovki-bumazhnih-i-elektronnih-dokumentov-1-emkost-zhestkogo-diska-informatizaciya-obshestva.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/metodicheskoe-posobie-po-pediatrii-bbk-stranica-12.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.