.RU

Возрождение армянской общины Крыма: достижения и проблемы (к 15-летию образования Крымского армянского общества)

Возрождение армянской общины Крыма: достижения и проблемы
(к 15-летию образования Крымского армянского общества)
В.Е. Григорьянц,
кандидат исторических наук, директор НИЦ Крымоведения

Армянский народ переживает сейчас особую, критическую фазу своего развития. Армянская диаспора, насчитывающая уже более двух третей всей нации, продолжает увеличиваться. В условиях иноэтнического окружения она неизбежно вовлекается в процессы этнической трансформации: подвергается языковой и культурной ассимиляции, утрачивает национальное самосознание. Если этому процессу не препятствовать, конечным результатом его будет "этническая смерть" - полное растворение в "плавильных котлах" других этносов.

Единственным средством противодействия этой тенденции является этническая консолидация - способность этнической группы объединяться в рамках единой общины, сохранять свой национальный облик, быт, традиции и нравы, свой родной язык, веру, историю и культуру. При этом наличие благоприятных политико-правовых и социально-экономических условий жизнедеятельности (т.е. лояльное отношение со стороны принимающего государства и высокая степень социокультурной инкорпорации) вовсе не обеспечивают автоматического сохранения национальной группы. Это происходит только там, где диаспора пассионарна, где она способна преодолеть разрушающий ее изнутри эгоцентризм и подчинить его общенациональной идее. Сцементированная в жизнеспособные национальные общины, такая диаспора становится не только своеобразным гарантом сохранения нации в условиях иноэтнического окружения, но и частью мирового армянства, активно участвующего в судьбах своей исторической родины. Деятельность армянских общин России, США, Франции, Ирана, Ливана, Сирии, Аргентины, Австралии, Бразилии, Болгарии, Греции, Великобритании и многих других стран мира наглядно свидетельствует об этом.

Перед армянской общиной Крыма эта проблема стоит особенно остро. Крым - первая и самая древняя земля армянской колонизации. Еще в раннем средневековье крымские армяне играли выдающуюся роль в развитии дружественных связей армянского народа с народами Польши, России, Украины - славянским миром в целом. Во времена генуэзцев, Крымского ханства и даже после взятия Кафы турками (1475) армяне оставались многочисленной и влиятельной в экономическом и культурном отношении этнической группой населения полуострова. С древнейших времен тесно связанные с Западом и Востоком, они и в Крыму на протяжении столетий играли роль своеобразных посредников в цивилизационных контактах между Европой и "тюрко-кипчакским" миром, Россией и Османской Турцией. Крымские армяне, "выведенные" в 1778 г. по указу Екатерины II на пустующие земли Приазовья, сыграли выдающуюся роль в закреплении позиций России на северных подступах к Кавказу, а та часть из них, которая вернулась, - в утверждении российских социокультурных стандартов в Крыму. И после установления советской власти крымские армяне были одним из наиболее толерантных национальных меньшинств, сохраняли одинаково добрые отношения с русскими, украинцами, крымскими татарами, греками, немцами, болгарами, евреями и другими этническими группами населения. Но в 1944 г. многовековая история армянской общины Крыма была насильственно прервана депортацией [1].

Согласно постановлению ГКО за № 5984 СС от 2 июня 1944 г., в ходе "второго спецпереселения" вслед за крымскими татарами были депортированы из Крыма армяне, греки и болгары. Принудительному переселению подверглись все лица указанных национальностей, независимо от пола, возраста и заслуг перед советской властью, - бывшие подпольщики и партизаны, инвалиды войны и ветераны труда, члены ВКП(б) и комсомольцы, семьи красноармейцев, погибших на фронте или продолжавших воевать в действующей армии, старики, женщины, дети. Несмотря на малочисленность (менее 10 тыс. чел.), крымские армяне были разбросаны по спецпоселениям Казахстана, Башкирии, Пермской, Свердловской и Кемеровской областей, оказавшись в непривычных географических условиях, среди враждебно настроенного иноэтнического окружения. Несправедливо репрессированные, униженные, оторванные от родных очагов, лишенные всякого имущества, крымские армяне в течение 12 лет были вынуждены терпеть издевательский режим спецкомендатур, утрачивая остатки этнического самосознания и самобытной культуры. Только в марте 1956 г. Указом ВС СССР были освобождены от режима спецпоселений (но без права вернуться на родину - в Крым) армяне, болгары и греки, а спустя два года - и крымские татары. Появилась надежда на возвращение, и наиболее упорные из бывших спецпереселенцев стали нелегально перебираться в Крым, другие - в Краснодарский и Ставропольский края, поближе к родине. Впрочем, это были отдельные, очень редкие случаи, основная же масса крымских армян оставалась в районах бывших спецпоселений. В последующие годы некоторая часть их перебралась в другие районы СССР, на Кавказ и в Среднюю Азию. Казалось, судьба подвела роковую черту под многовековой историей таврических армян, обрекая этот субэтнос на окончательную ассимиляцию и исчезновение.

vremya-novostej-veretennikova-kseniya-24112006-217-str-4-gosduma-rf-monitoring-smi-24-noyabrya-2006-g.html
vremya-ot-vremeni-vedushie-mirovie-smi-sostavlyayut-rejtingi-luchshih-universitetov-i-vsya-mirovaya-elita-pogruzhaetsya-v-razdumya-kuda-zhe-otpravit-uchit.html
vremya-pervij-kanal-10042012-2100-teleprogramma-vremya-pervij-kanal-10042012.html
vremya-poyavleniya-kalendarya-v-drevnem-egipte.html
vremya-prohozhdeniya-proizvodstvennoj-praktiki-s-200-g-po-200-g-vitebsk-2009-g.html
vremya-prostranstvo-ritm-igra-v-associacii-15-zritelnij-i-zvukovoj-ryad-23.html
  • abstract.bystrickaya.ru/12-soderzhanie-uchebnogo-materiala-didakticheskie-edinici-uchebno-metodicheskij-kompleks-organizaciya-i-ohrana.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/uchastniki-otchetnoj-vstrechi.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnogo-kursa-po-himii-dlya-10-klassa-uchitel-kuznecova-inna-nikolaevna-stranica-4.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/shu-aupszdgn-amtamasiz-etuge-atisatin-aviaciya-personalini-ksptk-dayarliini-lglk-badarlamasin-bektu-turali-azastan-respublikasi-klk-zhne.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/9-iyulya-2012g-84820-g-minsk.html
  • letter.bystrickaya.ru/nachalnik-departamenta-kadrovogo-obespecheniyakikot-vladimir-yakovlevich-4-rukovodstvo-rabotoj-organov-vnutrennih-del-i-vnutrennih-vojsk.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/referat-po-ekonomike-tema-vigodnost-i-nadezhnost-depozitov-v-bankah-moskvi.html
  • education.bystrickaya.ru/10318-najti-emkost-batarei-kondensatorov-esli-emkost-kazhdogo-kondensatora-3-mkf.html
  • university.bystrickaya.ru/g-l-osokina-sekciya-teorii-i-istorii-gosudarstva-i-prava-administrativnogo-prava.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/shahov-m-aktivi-hedzh-fondov-priblizilis-k-2-trln-dollarov2-.html
  • tasks.bystrickaya.ru/124-specializacii-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-po-specialnosti.html
  • testyi.bystrickaya.ru/a-n-poddyakov-issledovatelskoe-povedenie-strategii-poznaniya-pomosh-protivodejstvie-konflikt-stranica-2.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/trebovaniya-k-rezultatam-izucheniya-kursa-fiziki-primernie-programmi-uchebnih-predmetov-v-7-9-h-klassah-russkij-yazik.html
  • klass.bystrickaya.ru/55-realizaciya-socialno-orientirovannoj-politiki-zhilishnogo-stroitelstva-i-razvitie-zhilishno-kommunalnogo-hozyajstva.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-4-stanovlenie-i-osobennosti-razvitiya-selskogo-predprinimatelstva-v-rossii.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/rasslabtes-mehanizm-uspeha-rabotaet-na-vas-ya-eto-ya-ili-kak-stat-schastlivim.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/personalnij-obzor-kinofestival-evraziya-obzor-pressi-i-novostej-tv-za-8-sentyabrya-2010-g.html
  • letter.bystrickaya.ru/nauchnie-osnovi-obucheniya-terminologicheskoj-leksike-russkogo-yazika-v-neyazikovom-vuze-13-00-02-teoriya-i-metodika-obucheniya-i-vospitaniya-metodika-prepodavaniya-russkogo-yazika-pedagogicheskie-nauki.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kak-preodolet-trudnosti-v-obuchenii-detej.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabota-nad-zachinami-na-osnove-stihov-i-pesen-programma-rezhisserskoj-shkoli.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rezultati-2009-2010-uchebnogo-goda-plan-raboti-na-2010-2011uchebnij-god-soderzhanie.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/praktikum-dlya-studentov-pedagogicheskih-vuzov-voronezh-2007.html
  • spur.bystrickaya.ru/laboratornaya-rabota-9-fajli.html
  • composition.bystrickaya.ru/polozhenie-o-vedenii-klassnih-zhurnalov.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/a-v-koryachko-20-g-stranica-8.html
  • school.bystrickaya.ru/byudzhetnaya-sistema-rf.html
  • literature.bystrickaya.ru/eho-eho-moskvi-20022009-1700-vzaimodejstvie-gosdumi-s-federalnimi-organami-9-tv-9.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/fizika-i-aviaciya-chast-2.html
  • klass.bystrickaya.ru/8-informacionnaya-karta-otkritogo-aukciona-v-elektronnoj-forme-prikaz-18-p-ot-30-iyulya-2010-g-izveshenie-o-provedenii.html
  • lecture.bystrickaya.ru/54-uchebnij-plan-srednee-polnoe-obshee-obrazovanie-publichnij-doklad-direktora-shkoli-o-rezultatah-raboti-v.html
  • literature.bystrickaya.ru/detskaya-odarennost-chast-6.html
  • control.bystrickaya.ru/detskaya-psihologiya-gosudarstvennij-obrazovatelnij-standart-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-540600.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-programma-i-voprosi-k-samostoyatelnoj-rabote-dlya-magistrantov-obuchayushihsya-po-napravleniyu-552400-i-studentov-specialnosti-270500-vseh-form-obucheniya-sankt-peterburg-2005.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dogovor-na-ekspedicionnoe-obsluzhivanie-pri-perevozkah-gruzov-avtomobilnim-transportom.html
  • school.bystrickaya.ru/bzhd-chast-9.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.