.RU

Возрастные особенности среднего школьного возраста - детей 10-11 лет - Методическое пособие Москва, 2008 Разработано...




^ Возрастные особенности среднего школьного возраста - детей 10-11 лет


Таблица № 4

^ Особенности развития

детей данного возраста

Наши рекомендации

Ожидания

в разви­тие ребенка

Знают предназначение книги, но дальнейшее влечение к ней может пойти по двум сцена­риям:

- познавательные интересы мо­гут вылиться в читатель­ские,

- если же интереса к чте­нию не возникло, то подросток попол­нит ряды «нечитателей».


Направлять подростка на чте­ние разных видов литера­туры, чтобы:

- избежать чтения как сугубо ра­цио­нального процесса;

- избежать односто­ронно­сти в развитии интересов и дать помочь формированию полно­ценной лич­ности.


Создавать и поддер­живать, ус­ло­вия для свободного, само­стоя­тель­ного выбора книг, не бояться измен­чивости запросов подрост­ков.


Дети в данном возрасте могут:

- работая с позна­ва­тельной литерату­рой, на­ходить необхо­димую ин­формацию, система­тизи­ровать и узнавать ее;

- ориентироваться в мире книг, подби­рать ли­тературу по жанру, теме, собст­венным воз­растным возможностям и ин­тересам, опираясь при этом на весь ком­плекс вне текстового аппарата книги.

- организовывать соб­ственную чита­тель­скую деятель­ность по озна­комле­нию с боль­шим по объему произ­веде­нием;

- ориентироваться в детских книгах, ис­поль­зуя для этого оп­реде­лен­ные про­граммой эле­менты книг, а также сред­ства библиографи­че­ской помощи;

- пользоваться справоч­ной литера­турой и пе­риодиче­ской печатью для де­тей.



Инте­рес к необыкновенным яв­лениям природы, к вопросам миро­здания, к историческим со­бытиям, неизвестным странам, к осмыс­лению фактов окружаю­щей действительности - чита­тель в роли пытливого исследо­вателя.

Различает научно-познава­тельную и художественную литературу:

- первая его привлекает возмож­ностью «что-либо узнать»,

- вторая — «пережить».

Можно разви­вать читатель­ские запросы ребят в области познавательной лите­ратуры, вводить в круг чтения разные виды литературы: спра­вочные издания, «деловые» книги, на­учно-популярные аль­манахи и журналы.

Познакомить с многообра­зием техни­ческих приемов чте­ния научно-позна­вательной ли­тературы, научить гибкому при­менению их на практике.

Чтение требует умственных затрат. Если нет соответствую­щих мотивов, сильных побужде­ний, то наблюдается падение ин­тереса к чтению.

Пропаганда книги подрост­кам через игры (викторины, со­стя­за­ния, КВНы) и можно ув­лечь чтением:

- экстремальной ситуации в книгах су­пергероев;

- книг «про индейцев», фанта­стику, лите­ратур­ную сказку;

- книг «про ужасы», книг «про войну»;

- книг с мифологическими сю­жетами.

Ненавязчиво мо­жет напра­вить чтение подро­стка к высокохудожест­венным произ­ведениям, чтобы избежать не­разборчивого чтения.


^ Возрастные особенности младших подростков - детей 12-13 лет

Таблица № 5

^ Особенности развития

детей данного возраста

Наши рекомендации

Ожидания

в разви­тие ребенка

Устойчивые интере­сы к опреде­ленным областям зна­ния.


Ненавязчиво помогать с вы­бором литературы разных жан­ров, с тематикой чтения.


Можно проводить диспуты «Чтение как творчество», орга­низовывать специальные вы­ставки:

«Каков ты, наш читатель?»,

«Уз­най себя, читатель»,

«Мы с тобой — чита­тели»,

«Читательский портрет друга», прово­дят деловые игры, конкурсы на лучшего чи­тателя.


Углубляются знания о справочно-библиотеч­ном аппарате (СБА)


Расширение диапа­зона познавательных ин­тересов, углубление нравственных и эстети­ческих чувств читателей.


Воспитание навыков и привычек систематиче­ской работы со справоч­ной литературой; изуча­ется прикнижная биб­лиография, справочный аппарат книг, углубля­ются знания об элемен­тах книги.

В процессе чтения зарож­дение самостоятельных дей­ствий для разрешения возни­кающих новых вопросов.

Развитие и становление са­мосоз­нания.

Нравится чтение:

- научно-популярных жур­налов,

- литературы, обращенной к на­учным методам позна­ния,

- приключенческой литера­туры,

- фантастики,

- «взрослой» литературы,

- литературы, вызывающей ин­терес к человеку, к психо­логии взаимоотношений, по­требности в косвенном жиз­ненном опыте.


^ Возрастные особенности подростков (отроков) - детей 14 – 15 лет

Таблица № 6

^ Особенности развития детей данного возраста

Наши рекомендации

Подростки этого возраста это чи­татели-«исследователи» и чита­тели-«мыслители».

Общение только на равных, причем за подростком остается выбор: вступать в диалог со взрослыми (библиотекарями) или нет (диалог состоится при условии полного доверия к библиотекарю, его профессиональной компетентности).

Для этого возраста характерно самообразование и самовоспитание, так как у подростков уже сформировались стержне­вые интересы к конкретным областям знания и видам дея­тель­ности, что определяет избирательность чтения

Четкое разделение детей на:

- читающих (дружба с книгой стала привычной; отли­чаются широтой и устойчивостью чита­тельских запросов, их изби­ратель­ностью, возможностями воспри­ятия сложных для возраста произ­ведений, развитыми критериями оценочного отношения к кни­ге);

- нечитающих (спрос на литера­туру ситуативен и случаен, часто продиктован лишь необходимо­стью).

Постижение своего «я» (само­познание)

Поиск нравственного идеала.


^ Возрастные особенности (юношества) – юношей и девушек - 16-18 лет


Таблица № 7

^ Особенности развития детей данного возраста

Наши рекомендации

Пытаются осознать свое место во взрослом мире:

- самореализация в коллективе,

- возрастающая потребность в общении и одновременно в уединении (сосредото­ченность на самом себе),

- усвоение косвенного жизненного опыта (компенсируются нехватку реаль­ного, своего),

- стараются освободиться от контроля и оценки родителей и старших вообще.

Можно тактично с помощью книги помогать преодолевать подростку психологические трудности и противоречия

Книга может помочь повлиять на самосознание подростка.

Авторитарные методы воспитания в этом возрасте должны быть полностью исключены



Приложение № 2.

Работа с текстом:



По программе чтения можно использовать всевозможные методики работы с текстом и книгой, которые направлены на развитие у детей различных необходимых способностей и личностных качеств, например:


^ Мероприятия по программе чтения


Развивают у ребенка

(или оказывает действие)

Чтение текста художествен­ной, научно-познавательной литературы ...

- формирует физические и физиологические качества: умение видеть, слышать, чувствовать;

- расширяет кругозор, интеллект;

- происходит эмоциональная разрядка.


  • Сочинение (т.е. любое «сочинительство») - «концовки» сказок, расска­зов и др.




- творческое воображение,

- память,

- умение анализировать и обобщать,

- фантазировать,

- «шаг к самостоятельности»: умение высказывать свои мысли.

  • ^ Работа с текстом:

«Наводим по­рядок, исправляем ошибки», «Слово наоборот», «Путаница», «Закончи строчку или предло­жение» и др.

- творческое воображение,

- внимательность,

- память,

- сообрази­тельность и смекалку: учат сопоставлять материал и вырабатывать алгоритм решения,

- навыки чтения (и скорочтения).

  • Отгадывание:

- загадок,

- кроссвордов,

- ребусов.

- сообразительность, мышление;

- учат наблюдать, анализировать, сравнивать.

- память


  • ^ Работа с иллюстрациями:

- рассматривание и сопоставление иллюстраций различных художников к одним и тем же произведениям,

- составление рассказов по иллюстрациям,

- составление по иллюстрациям рассказов-предположений «представляемого произведения»

- наблюдательность,

- внимательность,

- умения анализировать и сопоставлять материал,

- интуицию и воображение.


  • ^ Работа со справочным материалом, книгой:

- поиск незнакомых слов, выра­жений, определений,



- способность концентрировать внимание,

- творческую «жилку» или креативность9 мышления, интеллект,

- самостоятельность,

- память,

- познавательные способности.



Игры по программе чтения



^ Игра «Наводим порядок: исправляем ошибки»


В лесу летают летом ... КОШКИ.

Охотятся на мышек ... МОШКИ.

В бою стреляют метко ... САНКИ.

За шнур мы в горку тянем ... ТАНКИ


Когтистые у киски ... ТАПКИ.

У Вики новенькие ... ЛАПКИ.

На маскарад наденем ... КАСКИ.

Солдаты в бой наденут ... МАСКИ.


^ Игра «Собираем урожай»


Поздним летом в огород

Собирается народ.

Зрел все лето урожай

Что собрали? Отгадай!


..Здесь весною было пусто.

Летом выросла … (капуста)



Надо наклониться низко

Чтобы вытащить …. (редиску)

Солнышко светило, чтоб

Ярче зеленел ….. (укроп)


Помогает деду внук –

Собирает с грядок … (лук)

Собираем мы в лукошко

Очень крупную … (картошку)

Просит дедушка Федюшку:

- Собери еще … (петрушку)


От дождя земля намокла –

Вылезай толстушка … (свекла)


Вот зеленый толстячок –

Крупный, гладкий … (кабачок)


Из земли за чуб плутовку!

Тянем сочную … (морковку)


И красавец-великан

Темно-синий … (баклажан)


Вот и все! Хоть и устали,

Урожай мы весь достали!


«Слово наоборот»

Эта избушка – маленькая,

Эта изба … БОЛЬШАЯ.

Эта речушка мелкая,

Эта река … ГЛУБОКАЯ


Эта кадушка полная,

Эта кадушка … ПУСТАЯ.


Эта гора крутая,

Эта гора … ПОЛОГАЯ


Эта ограда низкая,

Эта ограда … ВЫСОКАЯ.


Эта ветка длинная,

Эта ветка … КОРОТКАЯ


Эта рощица близкая,

Эта роща … ДАЛЕКАЯ


Эта дорога прямая,

Эта дорожка …. кривая


Эта тропинка узкая,

Эта тропа … ШИРОКАЯ


Эта ножовка острая,

Эта пила … ТУПАЯ.


«Путаница»


По небу летит … КАРЕТА

По дороге едет … РАКЕТА

Расцвели на клумбе … КОЗЫ

В огород забрались … розы


На лугу пасется … КОРОНА

У царя золотая … КОРОВА


У слона огромный … РОБОТ

На заводе сделан … ХОБОТ


На березе сидит … ВОРОТА

Во дворе открыты … ВОРОНА


Ползает у речки … МАК

Расцветает в поле … РАК


Холодно. Надень … РАКЕТКУ

Для мяча возьми … ЖАКЕТКУ


На конверт наклею … МАСКУ

На лицо надену … МАРКУ


^ Помогите мне правильно закончить предложения.

Если я ошибусь, поправьте меня.


Положили в плошку … Каску

Надевал пожарный … Кашку


В поле землю я ... ПАСУ,

На лугах коров ... ПАШУ!


Сочинял писатель …. Башню

Рисовал художник …. Басню

На лицо надета ... МАШКА,

Имя нашей кошки ... МАСКА!


Сладко спит в берлоге ... МИСКА,

На столе с салатом ... МИШКА.


Как нам хочется ... ШУМЕТЬ

Спать спокойно, не ... СУМЕТЬ


^ Закончите строчку двустишия подходящим

по смыслу и звучанию словом:


Очень зелены, густы

в нашем садике ... (КУСТЫ)


Громко петь умеют Клаша,

и ее подружка ... (ГЛАША)

Зреет красная калина,

соберет ее ... (ГАЛИНА)


Затвердела снега корка,

будет скользкой наша .(ГОРКА)

Мы пришли сегодня в гости,

принесли собачке ... (КОСТИ)


Коля любит есть галеты,

Галя ест всегда ... (КОТЛЕТЫ)

Ели вкусную икру,

подарили нам ... (ИГРУ)

Жаворонка слышен голос,

зреет в поле спелый ... (КОЛОС)

^ Закончите предложения словами с буквой «Д»


В этом доме, ты мне поверь

Заперта надёжно ... (Дверь)


Здесь живет малышка Аня

И ее братишка ... (ДАНЯ)

Если влезть захочет вор

Он не попадет во ... (Двор)

В руках у Ани - удочка

A у Дани - - (ДУДОЧКА)




Жил да был весёлый гном.

Он в лесу построил ... (ДОМ)

Очень строгий, деловитый,

Аккуратный .... (ДОМОВИТЫЙ)

Рядом жил поменьше гномик. Под кустом он сделал ... (ДОМИК)


Мох, калину, зверобой -

Всё из леса нёс ... (ДОМОЙ)


Самый маленький гномишко

Под грибом сложил ... (ДОМИШКО)


Есть любил он суп вчерашний,

Пил он только квас ... (ДОМАШНИЙ)


Старый, мудрый гном - гномище

Выстроил большой ... (ДОМИЩЕ)


Вечером привык встречаться

Гном с любимым ... (ДОМОЧАДЦЕМ)


Был он стар и был он сед

И большой был ... (ДОМОСЕД)


Вместе посмотреть кино,

Поиграть с ним в домино.


А за печкой, за трубой

Жил у гнома ... (ДОМОВОЙ)


Каждый день соседи-гномы

Навещали деда ... (ДОМА)


Всех встречал радушно гном,

Все любили этот ... (ДОМ)


Какой новый слог появился


^ РУ-КА РУ-БАШ-КА

КО-РА КО-НУ-РА

КАР-ТИН-КА КАР-ТОН-КА

КОР-КА КОР-ЗИН-КА

ФА-РА ФА-НЕ-РА


МОШ-КА ГАР-МОШ-КА

^ РАН-КА БА-РАН-КА

МУШ-КА КОР-МУШ-КА

РОЖ-КИ ДО-РОЖ-КИ

РО-ЗЫ МО-РО-ЗЫ

КО-РОБ-КА КО-РОВ-КА

КОР-ЗИН^ -КА КОР-МУШ-КА


РО-ЗЕТ-КА РО-МАШ-КА

РУ-БАШ-КА РУ-ЛЕТ-КА



Закончи предложение


Мы в поле весной семена ……(посадили)

Мы землю вскопали, из лейки ….. (по­лили)

И вот из земли стебельки ….. (появи­лись)

Зеленые листики … (распустились)

Мы летом прилежно за ними … (сле­дили)


Ни разу полить стебельки … (не забыли)

И летние дни незаметно …. (летели)

... Вот осень …. (настала)

Поля опустели...


И вот на столе, наш маня аппетит

Полезная, вкусная зелень … (лежит)


«Из каких мы книг» или «Персонажи книг» - экспресс вопросы


Кто говорил волшебные слова: «Сим-сим, откройся»?

Али-Баба

Кто путешествовал в Страну чудес?

Алиса

Как звали доброго доктора, который лечил зверей?

Айболит

Как звали мальчика, который говорил: «Это мы не проходили, это нам не зада­вали»?

Антошка

Кто из героев сказки проучил директора кукольного театра?

Буратино

Как звали мальчика с самым длинным носом?

Буратино

Кто потерпел кораблекрушение и был взят лилипутами в плен?

Гулливер

Какой герой книг любил ловить пиявок и лягушек?

Дуримар

В каком произведении С.Михалков описал человека большого роста?

Дядя Степа

Назовите третьего героя, от которого ушел Колобок

Заяц

Как звали мальчика, которого унесли гуси-лебеди?

Иванушка

Кто говорил слова «Сивка-Бурка...»?

Иван-царевич

У кого зимовала Дюймовочка?

У крота

Кому влезала в ушко Крошечка-ховрошечка?

К корове

Из какого города никак не мог выехать человек рассеянный?

Из Ленинграда

Кто путешествовал с птицами, уцепившись за прутик?

Лягушка

Кто взял в плен Гулливера?

Лилипуты

Как звали девочку, которая хотела научить Буратино считать?

Мальвина

Как звали трех сказочных поросят?

Ниф-Ниф, Нуф-Нуф,

Наф-Наф

Кто автор строчек: «Торопышка был голодный, проглотил утюг холодный»

Незнайка

Назовите фамилию почтальона из Простоквашина?

Печкин

Это существо, сшитое из соломы, было спутником девочки Элли в волшеб­ной стране?

Страшила

Как звали мальчика из деревни Простоквашино?

Федор

Как звали героиню стихотворения, от которой сбежала вся посуда?

Федора

Как звали старика, который совершал чудеса с помощью волос из своей бороды?

Хоттабыч

Как называли девочку, у которой были сестры одноглазка, двуглазка и трех­глазка?

Хаврошечка

В этой сказке маленький человек сражался с людоедом, на поясе он носил ремень, на котором было написано: «Одним ударом семерых»

Храбрый портняжка

Какая героиня сказки плакал горючими слезами

Царевна-несмеяна

Одноглазый великан в сказках и мифах.

Циклоп

«Непонятного вида с огромными ушами» - один из героев автора Э.Успенского, которого нашли в ящике с апельсинами?

Чебурашка


«Чьи это вещи?» или «Потерянные вещи»


Как называется предмет, с которым разговаривала королева: «Свет мой … скажи, да всю правду доложи»

Зеркало


Дом джина в сказке про Алладина?

Лампа

Из чего сделан дворец Снежной Королевы?

Изо льда

У кого в гостях была Маша: из чьей миски ела, на чьем стуле сидела, в чьей постели спала?

У медведей

Инструменты, которыми пользовался храбрый портняжка?

Ножницы, нитки, иголки

На чем путешествовал Емеля?

На печке

На чем летала Баба-Яга?

На ступе

Где жил Чебурашка?

В телефонной будке

Где выступал Банифатий, приехав на каникулы к бабушке

В цирке

Что дала девушке злая мачеха в сказке о спящей царевне?

Яблоко


«Вставляем пропущенные слова»


«Собачкины огорчения» Б.Заходер


«В лесочке над речкой,

Построена дачка,

На дачке живет

Небольшая ………………. (Собачка).


Ей грустно глядеть

На цветочные грядки:

Они у хозяев

В таком ….. ………………… (беспорядке)!


Собачка довольна

И лесом и ………………… (дачей),

Но есть огорчения

В жизни ………………… (собачьей).


Однажды Собачка

Их славно …. (вскопала)

И ей же, представьте,

За это …………………….. (попало)!

Во-первых, Собачку

Слегка ……………………. (раздражает),

Что дачу высокий

Забор ………………….. (окружает).


Хозяин Собачку за стол не ……(сажает)

И это, конечно, ее ………….. (обижает):


Ведь если б не этот

Противный …………. (забор),

То с кошками был бы

Другой …………………. (разговор)!


Не так уж приятно

Приличной …………… (Собачке)

Сидеть на полу,

Ожидая подачки!...

Её огорчает,

Что люди забыли

Придумать собачкам автомобили.

Собачка обиды терпеть ….. не (желает)

Она на машины отчаянно …. (лает)!


Но дайте Собачке

Кусочек ………………….. (печенья)-

И сразу

Окончатся

Все …………………………(огорченья)


^ Чтение вслух и отгадывание загадок


Без рук, без ног, а рисовать умеет

Мо­роз.

Скатерть бела, всю землю одела

Снег

На дворе горой, а в доме водой

Снег.

Сколько горошин может войти в обыкновенный стакан?

Ни одной, их надо положить

Сколько яиц можно съесть натощак?

Одно.

Как слово «мышеловка» написать пятью буквами?

Кошка

Летела стая уток. Одну убили, сколько осталось?

Одна.

В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. Против каждой кошки сидят 3 кошки. Сколько всего кошек в комна­те?

Четыре

Из какой тарелки не пообедаешь?

Пу­стой.

Какие 4 моря носят название цвета?

Белое, Черное, Красное, Желтое

Из какого крана нельзя напиться?

Из подъемного

Какую воду и в решете можно носить?

Лед (замерзшую воду)

В каких лесах не водится дичь?

В стро­ительных


^ Читаем и разбираем смыл выражений


Клевать носом

дремать.

Зарубить на носу

запомнить.

Надуть губы

обидеться.

Натянуть нос

одурачить.

Грубый, невоспитанный человек

невежа

Неаккуратный, несобранный человек

неряха

Ненасытный, прожорливый человек

обжора

Безобидный, тихий человек

тихоня

Бездельник, глазеющий по сторонам

зевака

vremennie-ryadi.html
vremennie-trebovaniya-k-professionalnomu-obucheniyu-ocenshikov-prinyati-resheniem-nacionalnogo-soveta-po-ocenochnoj-deyatelnosti-v-rossijskoj-federacii-18-noyabrya-2008-goda.html
vremennij-plan-protivodejstviya-korrupcii-v-upravlenii-federalnoj-sluzhbi-gosudarstvennoj-registracii-kadastra-i-kartografii-po-respublike-bashkortostan-na-2012-god.html
vremennij-reglament-provedeniya-rassledovanij-predshestvuyushih-vvedeniyu-specialnih-zashitnih-antidempingovih-i-kompensacionnih-mer-i-vneseniya-predlozhenij-po-rezultatam-rassledovanij-v-komissiyu-tamozhennogo-soyuza.html
vremennoe-celoe-geroya-bahtin-m-m-avtor-i-geroj-v-esteticheskoj-deyatelnosti-problema-otnosheniya-avtora-k-geroyu.html
vremennoe-osushestvlenie-g-d-adeev-g-i-gering-predsedatel.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/vozmezdnoe-okazanie-uslug-chast-8.html
  • turn.bystrickaya.ru/ponyatie-mirovoj-ekonomiki-stranica-8.html
  • reading.bystrickaya.ru/kursov.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/zakoni-kemerovskoj-oblasti-stranica-3.html
  • tests.bystrickaya.ru/m-m-bahtin-tvorchestvo-fransua-rable-i-narodnaya-kultura-srednevekovya-i-renessansa-stranica-2.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/r-h-drevnie-i-srednevekovie-gosudarstva-bulgar.html
  • notebook.bystrickaya.ru/intervyu-s-yusovim-v-i.html
  • desk.bystrickaya.ru/okrashennij-chuvstvom-kompleks-i-ego-obshee-vozdejstvie-na-psihicheskoe-a-ostroe-dejstvie-kompleksa.html
  • institute.bystrickaya.ru/gorod-chudovo-i-prilegayushie-k-nemu-seleniya-izvestni-kak-vesma-razvitij-promishlennij-rajon-novgorodskoj-oblasti-chudovo-yavlyaetsya-takzhe-centrom-znachitelnogo-sel.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/arhiepiskopa-ternopolskogo-i-kremeneckogo-stranica-39.html
  • crib.bystrickaya.ru/kak-voditelya-stanut-nakazivat-gosduma-rf-monitoring-smi-1-3-aprelya-2006-g.html
  • textbook.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-19-720-30-maya-2011-g-stranica-24.html
  • urok.bystrickaya.ru/predpolagaemie-vzaimosvyazi-lichnostnih-chert-uchebnoe-posobie-po-discipline-fizicheskaya-kultura-dlya-studentov-specialnih.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-4-antropometricheskaya-harakteristika-cheloveka-v-tom-chisle-cherepa-polovie-individualnie-i-vozrastnie-osobennosti-tela-cheloveka.html
  • predmet.bystrickaya.ru/soltstik-azastan-oblisi-mamlyut-audani-kimini-apparati.html
  • credit.bystrickaya.ru/planirovanie-raboti-s-personalom-kadrovoe-planirovanie-celi-i-zadachi-osnovnie-vidi-i-stadii-kadrovogo-planirovaniya-strategicheskoe-planirovanie-kadrov-stranica-9.html
  • books.bystrickaya.ru/dlya-chego-sozdana-i-chem-zanimaetsya-kadastrovaya-palata.html
  • write.bystrickaya.ru/fundamentalnie-prilozheniya-sistemantiki-sostavleno-sliyaniem-slov-sistema-i-semantika.html
  • credit.bystrickaya.ru/pervij-komu-prishla-misl-sravnit-zhivopis-i-poeziyu-bil-chelovekom-tonkogo-stranica-6.html
  • spur.bystrickaya.ru/metod-organizacionnogo-modelirovaniya-predstavlyaet-soboj-razrabotku-formalizovannih-matematicheskih-graficheskih-mashinnih-i-drugih-otobrazhenij-raspredeleniya-po-stranica-11.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-socializaciya-lichnosti-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-chast-ii-bijsk.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tvorcheskie-raboti-genialnij-russkij-mislitel-kukin-gp-intervyu-s-belyaevim-s-t-24.html
  • literature.bystrickaya.ru/bijskij-pedagogicheskij-gosudarstvennij-universitet-im-v-m-shukshina.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zadaniya-territorialnogo-tura-olimpiadi-po-obsheobrazovatelnim.html
  • write.bystrickaya.ru/eta-kniga-posvyashaetsya-konstantinu-konstantinovichu-mindzhiya-s-ulici-inge-kotorij-nauchil-menya-uchitsya-kogda-ya-uchus-rusudan-grigorevne-gogiya-iz-goroda-tkvarche-stranica-57.html
  • grade.bystrickaya.ru/obzor-i-sistematizaciya-razvitiya-struktur-lekciya-4.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-meropriyatij-po-preemstvennosti-programma-rassmotrena-na-zasedanii-mo-uchitelej-nachalnih-klassov-protokol-ot-2011g.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/xh-mezhdunarodnaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-dlya-studentov-aspirantov-i-molodih-uchenih-novie-perspektivi-razvitiya-ekonomicheskih-nauk-innovacii-i-riski.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/materialnaya-i-duhovnaya-kultura-drevnih-slavyan-po-yazikovim-dannim-chast-6.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/mezhdunarodnie-organizacii-kak-subekt-mezhdunarodnih-otnoshenij.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zenkovich-n-a-hh-vek-visshij-generalitet-v-godi-potryasenij-stranica-47.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rajonnij-konkurs-ispolzovanie-novih-informacionnih-tehnologij-v-uchebno-vospitatelnom-processe-nominaciya-ekonomika.html
  • lesson.bystrickaya.ru/segodnya-mezhdunarodnij-den-pacientov-s-redkimi-zabolevaniyami-ezhednevnie-novosti-podmoskove-moskva-34-29-02-2012-c-4.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/kachestvo-moloka.html
  • letter.bystrickaya.ru/naryad-dopusk-n-ob-utverzhdenii-pravil-bezopasnosti-sistem-gazoraspredeleniya-i-gazopotrebleniya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.