Возрастные и половые особенности строения черепа - Учебное пособие Нижний Новгород 2011 Министерство образования...
.RU

Возрастные и половые особенности строения черепа - Учебное пособие Нижний Новгород 2011 Министерство образования...



^ Возрастные и половые особенности строения черепа

Развитие всех костей черепа, подобно костям туловища и конечностей, начинается с перепончатой (соединительнотканной) стадии. В дальнейшем кости и части костей, составляющие основание черепа, проходят хрящевую и окончательную костную стадии развития. Кости лица и крыши черепа проходят только перепончатую и костную минуя хрящевую. Особенностью черепа новорожденных и детей грудного возраста являются остатки перепончатого черепа – роднички.

Различают роднички: передний, задний и парные боковые – клиновидный и сосцевидный. Передний родничок самый большой, имеет форму ромба. Его передний острый угол вдается между лобными костями, а задний тупой угол – между теменными. Он полностью зарастает на втором году жизни (у мальчиков на 2 мес. раньше). При нарастании внутричерепного давления родничок набухает, а при заболеваниях, вызывающих резкое обезвоживание организма (тяжелые нарушения пищеварения или дизентерия), западает. На родничке отражаются дыхательные движения. Значительно меньше по размерам задний родничок, который зарастает сразу после рождения.

Боковые роднички у доношенных детей чаще отсутствуют, а если имеются, то зарастают ко 2-3-му месяцу жизни. Другая особенность – наличие хрящевых прослоек между частями костей основания черепа. У новорожденных не развиты воздухоносные пазухи, бугры, отростки, нет зубов, слабо развиты челюсти. Это составляет третью особенность. Вследствие этого лицевой череп мало выступает вперед и составляет 1/8 мозгового черепа (у взрослого1/4). Швы черепа формируются к 3-5му году жизни. Рост черепа заканчивается к 25-30 годам. Развитие, рост и форма черепа находится в тесной зависимости от развития головного мозга.

Мужской череп в связи с общими большими размерами тела относительно больше женского. Женский череп сохраняет некоторые черты детского черепа, а на черепе мужчины легче обнаружить те черты, которые были свойственны черепам наших далеких предков. Половые различия черепа большого практического значения не имеют.

Старческие изменения распространяются на весь череп: рассасываются гребни, губчатое костное вещество, становится легким и хрупким. На форму черепа могут влиять механические факторы.

На форму черепа влияют также конституционные особенности. Индивидуальные различия формы и размеров черепа изучает одна из отраслей антропологии – краниология.


^ Мышцы скелета

Это активная часть опорно-двигательной системы. Благодаря мышцам тело сохраняет равновесие и перемещается в пространстве, осуществляются дыхательные движения диафрагмы и грудной клетки, глотание, движения глаз, работа внутренних органов. В зависимости от строения, мышцы делятся на гладкие (непроизвольные) и поперечнополосатые (произвольные).

Мышца, как и все другие органы, имеет сложное строение. В ее состав входят несколько тканей. Основу скелетной мышцы составляет поперечно-полосатая мышечная ткань, обуславливающая способность мышцы сокращаться. В каждой мышце различают сокращающуюся часть- мышечное брюшко и тело, и несокращающуюся часть- сухожилие. Чаще мышца имеет два сухожилия, с помощью которых она прикрепляется к костям. Мышечное брюшко имеет красно-бурый цвет и состоит из поперечнополосатых мышечных волокон, образующих пучки разной толщины. Между волокнами находятся прослойки соединительной ткани, из которой формируется и покрывающая мышцу плотная соединительно-тканная оболочка. Она соединена с мышечной тканью и препятствует ее чрезмерному растяжению. Между пучками волокон в мышце проходят кровеносные сосуды и нервы. Внутримышечная соединительная ткань переходит в сухожилие, построенное из плотной соединительной ткани и отличающееся по внешнему виду от брюшка своей окраской. Сухожилие обладает большой прочностью, но, в отличие от мышц, не способна к сокращению. К каждой мышце подходит один или несколько нервов, распадающихся на мелкие веточки, достигающие мышечных волокон. Нервные импульсы, передаваемые по двигательным волокнам из спинного мозга в мышцу, вызывают ее сокращение. По чувствительным волокнам в мозг от мышечных рецепторов поступает информация, а через симпатические волокна нервная система оказывает влияние на обменные процессы в мышце. Сокращаясь, мышца с помощью сухожилия тянет за собой кость, которая и выполняет роль рычага.

По форме различают три основных вида мышц: длинные, короткие и широкие. Длинные располагаются на конечностях. У них веретенообразная форма, сухожилие уже брюшка. Некоторые длинные мышцы начинаются несколькими головками на разных костях или в разных местах одной кости, затем головки соединяются и переходят в общее сухожилие. По числу головок такие мышцы называются двуглавыми, трехглавыми и четырехглавыми.

Короткие мышцы располагаются между отдельными ребрами и позвонками. Широкие мышцы расположены на туловище. Круговые мышцы располагаются вокруг отверстий тела и при сокращении суживают их. Такие мышцы называют сфинктерами.

По функции мышцы делятся на сгибатели, разгибатели, приводящие, отводящие и вращатели. Мышцы, движения которых сочетаются, называются синергистами или содружественными, а мышцы, участвующие в противоположных действиях, антагонистами. Например, при сокращении сгибателей одновременно расслабляются разгибатели.


^ Работа мышц

Основным свойством мышечной ткани обеспечивающим работу мышц является сократимость.

При сокращении мышца укорачивается и утолщается и при этом совершает определенную работу. Величина этой работы зависит от силы сокращения мышцы и длины пути, на которой она укорачивается. Сила мышцы пропорциональна площади поперечного сечения всех мышечных волокон ,образующих мышцу. Величина пути зависит от общей длины мышцы.

Работа мышц может быть измерена произведением массы поднятого груза на высоту его поднятия. Если мышца сокращается без груза, то ее работа равна нулю. Работа равна нулю и в том случае,если груз очень большой и мышца не может его поднять. По мере увеличения массы груза работа сначала возрастает, а затем начинает снижаться. Наибольшую работу мышца выполняет при среднем для данной мышце грузе и среднем ритме движений.

Работа скелетных мышц, обеспечивающая поддержание тела и его частей, называется динамической, а, обеспечивающая поддержание тела в пространстве и преодоление земного притяжения, наз. статической. Способность производить динамическую работу определенного вида и интенсивности в течение наибольшего времени обозначается как выносливость. Статическая работа состоит в поддержании в течение некоторого времени напряжения мышц, т.е. в удержании веса тела, конечности или груза в неподвижном состоянии. При статических нагрузках расходуется, как правило, значительно меньше энергии, чем при динамических.

Мышца сокращается в ответ на механические, химические и физические раздражения. Одиночного сокращения отдельных мышц в целостном организме не наблюдается, так как к мышце из центральной нервной системы поступает поток импульсов. В ответ мышца отвечает длительным, так называемым тетаническим, сокращением. При этом интервал между импульсами короче времени одиночного сокращения и нвое возбуждение в мышцах возникает раньше, чем закончилось предыдущее. В организме мышцы никогда не бывают полностью расслаблены, даже в состоянии покоя они находятся в некотором напряжении- тонусе, вызываемом редкими импульсами, поступающими в мышцы из нервной системы. Благодаря мышечному тонусу поддерживается устойчивость тела и его равновесие.

В работающих мышцах происходит освобождение и расходование большего количества энергии. Энергия образуется в результате происходящего в мышцах распада гликогена на глюкозу, а глюкоза до молочной кислоты, при этом выделяются конечные продукты- СО2 и Н2О. В ходе процесса поглощается кислород и накапливается АТФ, которая и служит источником энергии для мышечного сокращения.

Мышцы работают рефлекторно, т.е. сокращаются под влиянием нервных импульсов, поступающих из центральной нервной системы. Передача возбуждения с нерва на мышцы осуществляется через нервно-мышечный синапс. Медиатором служит биологически активное вещество- ацетилхолин, который накапливается в пузырьках, расположенных в окончаниях двигательного нерва. Под влиянием нервного импульса ацетилхолин высвобождается, поступает в синаптическую щель, связывается с рецепторами постсинаптической мембраны мышечного волокна и возбуждает ее. Возникающий при этом импульс распространяется по мембране. Это приводит к увеличению проницаемости эндоплазменной сети мышечного волокна для ионов Са2. Ионы Са2 устремляются внутрь мышечных волокон и активируют мышечный белок миозин. Миозин является ферментом, при участии которого от АТФ отщепляется один остаток фосфорной кислоты и освобождается энергия, необходимая для сокращения.

В составе мышечных волокон собственно сократительным аппаратом являются миофибрилл мышечного волокна состоит в среднем из 2500 протофибрилл. Толстые протофибриллы состоят из белка миозина, а тонкие- из актина.Миозин и актин в миофибрилле пространственно отделены друг от друга. В состоянии покоя тонкие и длинные актиновые нити входят своими концами в промежутки между толстыми и более короткими миозиновыми нитями.

Актин и миозин мышц называют сократительными белками, но сами они не способны сокращаться. Сокращаются только актомиозиновый комплекс за счет того, что нити актина глубже заходят между нитями миозина. Скольжение нитей актина между нитями миозина совершается за счет энергии, выделяемой при гидролизе АТФ. Во время сокращения мышцы не вся химическая энергия превращается в механическую. Часть ее выделяется в виде тепла и расходуется на согревание организма.

Мышцы не могут работать непрерывно в течение долгого времени. При интенсивной мышечной нагрузке может наступить утомление. Снижение трудоспособности мышцы при длительном раздражении связано с накоплением в ней продуктов обмена ( молочной кислоты), влияющих на возбудимость клеточной мембраны, и с уменьшением запасов гликогена, что нарушает процессы синтеза АТФ. Когда мышца прекращает работу и находится в состоянии покоя, кровь выносит из нее вредные вещества, приносит кислород, питательные вещества, и работоспособность мышцы восстанавливается.

Большое значение в работе мышц имеет ритм. Если перерывы между сокращениями достаточны для отдыха мышц, утомление мало заметно. В противном случае оно наступает быстро.

Влияние ритма и нагрузки мышц на их работоспособность установлено физиологом И.М. Сеченовым. Он показал, что наиболее быстрое восстановление работоспособности мышц наступает не при полном покое, а при активном отдыхе. При тренировке мышц повышается их работоспособность.


^ Мышцы тела человека.

Различают мышцы туловища, головы, верхних и нижних конечностей.

Мышцы туловища делятся на мышцы спины, живота и груди. Мышцы груди при дыхании обеспечивают движение верхних конечностей и грудной клетки. Большая грудная мышца опускает поднятую руку и поднимает ребра с грудиной, что способствует вдоху. Наружные межреберные мышцы поднимают ребра и участвуют во вдохе. Внутренние межреберные опускают ребра при выдохе. Диафрагма отделяет грудную полость от брюшной. При сокращении она опускается, ее купол уплощается, объем грудной клетки увеличивается, происходит вздох. При расслаблении диафрагма поднимается, принимает форму купола, объем грудной клетки уменьшается- происходит выдох.

Мышцы спины участвуют в движении позвоночника, сохранении вертикального положения тела и делятся на поверхностные и глубокие. Поверхностные, плоские и широкие лежат под кожей. Это трапециевидная, верхняя часть которой поднимает, а нижняя опускает лопатку, широчайшая мышца спины, опускающая руку и вращающая плечо внутрь. К глубоким мышцам спины относят несколько мышц, объединенных под общим названием- мышца, выпрямляющая позвоночник.

Мышцы живота играют двоякую роль. С одной стороны, они участвуют в движениях тела ( сгибание туловища, повороты в сторону, опускание ребер), с другой при своем сокращении выступают в качестве брюшного пресса: изменяют объем брюшной полости и внутрибрюшное давление. Брюшную стенку составляют наружная и внутренняя косые мышцы, поперечная и прямая мышцы.

В области шеи располагаются мышцы, различные по своему происхождению. К поверхностным мышцам относится грудино-ключно-сосцевидная, которая поворачивает лицо в противоположную сторону при одностороннем сокращении, а при двустороннем наклоняет голову назад. К глубоким мышцам шеи относятся лестничные мышцы, поднимающие ребра, а при фиксированных ребрах вызывающие сгибание шеи.

Мышцы головы делятся на жевательные и мимические. Жевательные

(жевательная, височная, крыловидная) одним концом прикрепляются к нижней челюсти и участвуют в акте жевания. Мимические мышцы представляют собой тонкие мышечные пучки, которые, в отличие от других мышц, имеют лишь одну точку прикрепления на костях, а другим концом вплетаются в кожу или в другие мимические мышцы. Мимические мышцы смещают кожу, образуя на ней различные складки, что придает лицу определенное выражение. Изменяя положение губ и щек, мимические мышцы участвуют в перемещении пищи в полость рта, в речи. Эта надчерепная мышца, щечная, подбородочная, носовая, скуловые, круговая мышца глаза и рта. Две последних к коже прикрепляются двумя концами.

Мышцы верхних конечностей подразделяются на мышцы плечевого пояса, обеспечивающие его подвижность, и мышцы свободной верхней конечности. К мышцам плечевого пояса относится дельтовидная. Сгибание руки в локтевом суставе производится сокращением двуглавой мышцы плеча (бицепса), а разгибание - трехглавой мышцы плеча

(трицепса).

На передней поверхности предплечья находятся мышцы- сгибатели предплечья, кисти и пальцев, а на задней- разгибатели предплечья, кисти и пальцев.

Мышцы нижних конечностей подразделяются на мышцы таза и мышцы свободной нижней конечности. К мышцам таза относятся подвздошно-поясничная мышца и три ягодичные (лимфа большая, средняя и малая). На задней поверхности бедра выделяются полусухожильная, полуперепончатая и двуглавая мышцы, на передней поверхности – четырехглавая мышца бедра. На задней поверхности голени лежит крупная трехглавая мышца, состоящая из двух мышц - икроножной и камбалообразной, которые образуют ахиллово сухожилие, прикрепляющееся к бугру пяточной кости. На передней поверхности голени находятся мышцы- разгибатели стопы и пальцев.


^ Двигательные навыки детей

Созревание ЦНС на первом году жизни способствует формированию активности мышц в определенную динамическую систему, начиная с первых хватательных движений руки по направлению к видимому предмету и кончая сложными локомоторными движениями: ползанием, вставанием , ходьбой.

Период развития двигательной активности грудного ребенка можно разделить на несколько четко очерченных этапов, каждый из которых занимает несколько месяцев и ведет к появлению определенных двигательных навыков, характерных именно для этого возраста.

Период от 2-го до5-го месяца жизни. С 2-месячного возраста начинается развитие движений рук в направлении видимого предмета. При встречи руки с предметом происходит его захватывание. К концу 2-го месяца жизни ребенок, положенный на живот, приобретает способность к рефлекторному тоническому сокращению шейной мускулатуры и может удерживать головку. Окончательно формирование способности удерживать головку завершается к 3-му месяцу жизни. В дальнейшем в положении на животе ребенок все выше поднимает голову и верхнюю часть туловища, дольше сохраняя принятое положение.

В возрасте 3мес. начинаются осваивание ползания и осваивание его до начала ходьбы.

В 4-5 мес. развивается способность переворачиваться сначала со спины на живот, затем обратно. Все перечисленные двигательные навыки продолжают совершенствоваться и в последующие месяцы грудного периода развития

Период от 5-9мес. С 5-месячного возраста ребенок при поддержки взрослых учится переступать. Положение ног при переступании отличается от такового при ходьбе.

В 6-7 мес. ребенок начинает садиться, встает на четвереньки – готовится к принятию вертикального положения.

В возрасте 7-8 мес. ребенок может вставать, стоять и опускаться, придерживаясь руками за предметы, но ходить еще не способен. Однако он перемещается довольно активно и в 8 мес. свободно проползает большое расстояние, может спускаться или вползать по наклонной плоскости. Ползание развивает и укрепляет мускулатуру и способствует развитию координации движения.

В период от 9-12мес. развитие двигательной активности характеризуется двумя главными событиями.

Во-первых, координируется деятельность верхних конечностей. К 10-му месяцу движения рук становятся точными, плановыми. Отмечается предварительное приспособление к форме объекта, который ребенок пытается схватить. Возможны хватательные движения вслепую за счет предварительного нацеливания на предмет. Появляются различия в действиях правой и левой руки, которые после первого года жизни приобретают устойчивый характер. Этому способствует корригирующее влияние взрослых (игры, обучение). В 11мес. дети пьют из чашки, удерживая ее обеими руками, делают попытки есть ложкой, ставят один предмет на другой, нанизывают кольца на стержень.

Во-вторых, в этот период ребенок делает первые попытки самостоятельной ходьбы. К концу первого и началу второго года он начинает ходить при поддержке. Началом самостоятельной ходьбы считается день, когда ребенок без посторонней помощи прошел несколько шагов. Однако следует отметить, что у ребенка из-за относительно большой тяжести верхней части тела и особенно головы центр тяжести расположен выше, чем у взрослого, что является причиной нестабильности вертикального положения. Поддержание вертикальной позы требует сложной нервно-мышечной координации, которая у ребенка 1года несовершенна. Сохранение вертикального положения тела есть непрерывная борьба с падением, т.е. перераспределение тонуса среди различных мышечных групп, способных сохранить тело в вертикальном положении.

В основе физиологических механизмов произвольных движений лежат условно-рефлекторные связи моторной зоны коры больших полушарий. Образование новых двигательных навыков часто происходит методом проб и ошибок. Особое значение имеет приобретение новых двигательных навыков путем подражания. При формировании новых движений существенную роль имеет взаимодействие зрительного и двигательного анализаторов. Структура этого взаимодействия меняется в течение онтогенетического развития в процессе обучения. Итак, в процессе второго года жизни совершается важнейшее событие в жизни ребенка: он научился ходить, наступил следующий возрастной период.

^ На первом году жизни совершенствуется процесс ходьбы. В раннем онтогенезе быстрые движения, в которых имеются элементы переключения (изменение скорости, направления движения с помощью включения в активность разных групп мышц), представляют большую сложность. Ребенок много времени уделяет овладению навыками смены быстрого движения на медленное при сокращении одной и той же мышцы. Простые быстрые движения он осваивает значительно быстрее.

Быстрота двигательных реакций на ранних этапах онтогенеза находится в зависимости от степени функционального развития нервных центров и периферических нервов, что и обуславливает скорость проведения импульса.

^ На втором году жизни у детей появляется способность к бегу, перешагиванию через предметы, самостоятельному подъему по лестнице. Именно в этом возрасте появляются элементы «полета» (прыжки в длину). Время полета постепенно наращивается, т.к. с возрастом во время бега увеличивается длина шагов.

^ На третьем году жизни ребенок начинает подпрыгивать на месте. Однако в этом возрасте одновременный подъем двух ног при прыжках на месте отмечается в 50-60%, а перепрыгивание через препятствие – лишь в 30-40% случаев. Руки при прыжке вначале двигаются в противоположном перемещению тела направлении. В более старшем возрасте становятся стабилизаторами, перемещаются вверх, а позже используются для увеличения скорости движения. Ведущим становится теменно-премоторный уровень организации произвольных движений. Для новых движений он остается ведущим уровнем во все последующие периоды онтогенеза.

^ В возрасте 3-5 лет появляется игровая деятельность, что способствует развитию высшей нервной деятельности, тренировке памяти. Ребенок учится рисовать, играть на музыкальных инструментах. В 4-5 лет ему доступны разнообразные и сложные движения: бег, прыжки, катание на коньках, гимнастические и акробатические упражнения. Кроме того, он осваивает более точные движения, связанные с развитием мелких мышц кисти.

Большинство детей при ходьбе держат стопы параллельно (у взрослых людей они обычно развернуты кнаружи под углом 35гр.) В дошкольном возрасте они значительно развернуты кнаружи примерно у 23% детей. Постепенно число детей, ставящих стопы под углом, увеличивается. Следует отметить, что у маленьких детей значительно чаще, чем у взрослых, стопы повернуты внутрь.

Развертывание стоп кнаружи с возрастом обеспечивает большую площадь опоры, что диктуется изменением соотношения частей тела, а следовательно, и центра тяжести.

В возрасте 6 лет завершается один из узловых этапов в развитии двигательного анализатора: улучшается анализ тактильно-кинестетических сигналов и усиливается концентрация нервных процессов. Однако координационные способности растущего организма еще длительное время несовершенны. Так значительная иррадиация возбуждения отмечается при исследовании феномена разведения пальцев рук и открывании рта. Содружественное движение пальцев рук при открывании рта в 6-7 лет встречается 70-80%, в 9-10 лет – в 55-60%, в 12-14 лет – в 40-48% случаев. Характерно, что у детей с повышенной возбудимостью этот феномен встречается чаще, чем у спокойных.

В последующие возрастные периоды заметно увеличиваются точность и меткость движений. Наиболее высокий темп динамики точности и частоты воспроизводимых движений наблюдается с 7 до 10 лет, что связано с двигательной активностью, интенсивным созреванием кинестетического анализатора, формированием систем корково-подкорковых и внутрикортикальных проводящих путей и функциональных связей между двигательными и ассоциативными областями коры больших полушарий головного мозга.

Скорость однократного движения (указательного пальца, кисти руки, предплечья, плеча, шеи, туловища, бедра, голени, стопы) значительно возрастает к 13-14 годам, приближаясь к величинам у взрослых. В дальнейшем темп увеличения скорости движения замедляется и к 16-17 годам даже несколько снижается. Затем в большинстве групп мышц скорость однократного движения вновь увеличивается и достигает наибольшей величины к 20-30 годам.

Совершенство двигательной функции обусловлено объемом и силой произвольных движений, скоростью и точностью выполнения двигательных актов, их синхронностью и экономичностью. Это достигается, с одной стороны, темпом созревания центральных и периферических звеньев двигательного аппарата, а с другой – путем обучения и тренировки.

Знание особенностей становления и развития двигательной функции позволяет педагогу рассчитывать нагрузки для ребенка и выдвигать определенные требования в зависимости от возрастной физиологии, а тренерам – строить и совершенствовать систему воспитания движений. Известно, что в определенных видах спорта (гимнастика, фигурное катание), а также в музыке и балете педагоги стараются отобрать детей в более раннем возрасте, т.к. сложные по моторике упражнения сами приводят к усложнению систем нейронных связей мозга, когда на построение двигательной функции «привлекаются» как можно больше нейронов и их связей с увеличением и усложнением синаптического аппарата и нейронных сетей в целом. С другой стороны, нельзя требовать невозможного. Особенно это касается детей с несовершенным двигательным анализатором в силу его повреждения или недоразвития.

^ Кровь и кровообращение

Кровь, лимфа, тканевая и цереброспинальная жидкость образуют внутреннюю среду организма. Она принимает участие в процессах обмена веществ и поддержании гомеостаза организма. Под гомеостазом понимают относительное пространство состава внутренней среды, ее биологических и физико-химических свойств. Что необходимо для нормальной жизнедеятельности организма. Гомеостаз характеризуется рядом биологических констант, под которыми понимают количественные показатели, характеризующие нормальную жизнедеятельность организма. К таким константам относятся активная реакция крови (рН), величина артериального и осмотического давления, частота дыхания, содержание глюкозы в крови, температура тела, содержание ионов натрия, калия, кальция, хлора и т.д.

Каждая константа в норме может изменяться только в определенных пределах. Постоянство внутренней среды поддерживается непрерывной работой многих органов, которые доставляют организму необходимые для жизни вещества и выводят из него продукты обмены, обеспечивают взаимосвязь с окружающей средой. Важнейшая роль в этом процессе принадлежит нервной системе, ее высшим отделам.

Бесцветная прозрачная тканевая жидкость заполняет в организме промежутки между клетками. Она образуется из жидкой части крови- плазмы, проникающей через стенки кровеносных сосудов в межклеточные пространства и из продуктов обмена, постоянно поступающих из клеток. Ее объем у взрослого человека составляет приблизительно 20 литров. Кровеносные капилляры не подходят к каждой клетке, поэтому питательные вещества и кислород из капилляров по законам диффузии вначале поступают в тканевую жидкость, а из нее поглощаются клетками. Тканевая жидкость обеспечивает переход аминокислот, глюкозы, гормонов, жиров кислорода и т.д. из крови в клетки тканей. В тканевую жидкость поступают диоксид углерода, вода и другие продукты жизнедеятельности клеток.

Жидкая часть крови непрерывно просачивается в межтканевые пространства и приводит в движение тканевую жидкость. Значительная часть этой тканевой жидкости, вышедшей из крови, снова возвращается в кровь, проникая через тонкие стенки мельчайших кровеносных капилляров. Часть жидкости, которая не вернулась в кровь, собирается между клетками в тканях.

В межклетниках слепо начинаются лимфатические капилляры, имеющие проницаемую стенку, чем кровеносные. В них поступает часть тканевой жидкости, которая в лимфатических сосудах становится лимфой. Лимфа- это полупрозрачная жидкость желтовато-соломенного цвета. По составу лимфа напоминает плазму крови. На 95% она состоит из воды, содержит белки (в 3-4 раза меньше, чем в плазме), жиры, глюкозу, минеральные соли. В лимфе есть фибриноген, поэтому она может свертываться. Эритроцитов в лимфе нет, в небольшом количестве есть лейкоциты.

Лимфа в разных областях тела имеет свои особенности. Например, в области кишечника в ней много жировых капель, поэтому она имеет беловатый цвет, в области печени - много белков.


^ Лимфатическая система

Лимфатическая система представлена совокупностью сосудов, собирающих лишнюю жидкость из тканей и органов и отводящих ее в венозную систему. Она образована лимфатическими капиллярами, лимфатическими сосудами и лимфатическими узлами. Лимфатические капилляры начинаются слепыми окончаниями в межклеточных пространствах, их диаметр в несколько раз больше диаметра кровеносных капилляров. По ним лимфа направляется в сосуды, которые пронизывают все органы и ткани. Диаметр сосудов постепенно увеличивается. В стенках сосудов имеется мышечный слой, благодаря чему они обладают определенным тонусом, способностью к сокращению и расслаблению. В крупных лимфатических сосудах имеются клапаны, препятствующие обратному току жидкости.

По ходу лимфатических сосудов располагаются лимфатические узлы. Это овальные образования из особой ткани. Проходя через узлы, лимфа обогащается лимфоцитами, выполняющими защитную функцию ( фагоцитоз, образование антител). Лимфатические узлы являются биологическими фильтрами, в которых задерживаются, не попадая дальше в кровь, многие чужеродные вещества и бактерии. У человека насчитывается до 460 лимфатических узлов диаметром 2-30 мм. Их много в области шеи, подмышечной и паховых областях. Движение лимфы происходит за счет сдавливания лимфатических сосудов при сокращении скелетных мышц и присасывающего действия грудной клетки при вдохе. Самые крупные лимфатические сосуды образуют левый и правый лимфатические протоки, впадающие в полые вены. Благодаря этому теневая жидкость возвращается в кровеносную систему. Лимфа движется очень медленно, в крупных лимфатических сосудах ее движения составляет 0,25- 0.30 мм/с. За сутки в кровь возвращается около 1-3 л лимфы.

Следовательно, лимфатическая система обеспечивает проведение лимфы по организму, поддерживает нормальный обмен в тканях, осуществляет транспорт питательных веществ, возвращает белки из тканевой жидкости в кровь, участвует в иммунных механизмах защиты организма.


^ Кровь и ее функции

Кровь – это разновидность соединительной ткани, состоящая из жидкого межклеточного вещества и взвешенных в ней форменных элементов. Объем крови составляет примерно 6-8% от массы тела ( 4,5-6 литров). Потеря 1/3- ½ объема крови может привести к смерти . В организме человека кровь выполняет следующие функции;

1.транспортную ( переносит различные вещества от одних органов к другим);

2.регуляторную( осуществляет гуморальную регуляцию, разнося по организму гормоны и другие биологически активные вещества);

3.защитную (обезвреживает путем фагоцитоза попадающие в организм бактерии)

4.дыхательную ( обеспечивает газообмен в легких и тканях);

5.выделительную ( удаляет через органы выделения продукты обмена);

6.терморегулирующую ( участвует в поддержании температуры тела);

7. гомеостатическую ( кровь вместе с лимфой и тканевой жидкостью составляет внутреннюю среду организма).

Состав крови и ее физико-химические свойства, как и всей внутренней среды организма, относительно постоянны.


^ Плазма крови

Кровь состоит из плазмы (55-60%) и форменных элементов (40-45%).Плазма крови- это бесцветная или желтоватая жидкость, содержащая 90-92% воды и 8-10% органических и минеральных веществ. Из органических больше всего белков (7-8%).

Белки плазмы делятся на ряд функций: альбумины, глобулины и фибриноген. Альбумины составляют 60% всех белков плазмы. Они выполняют функцию переносчиков многих веществ, транспортируемых кровью. Глобулины делятся на а, в, у- глобулины.. С а- глобулинами связываются углеводы и в виде комплекса циркулируют в крови. Липиды и полисахариды переносятся в- глобулинами; у- глобулины осуществляют защитные реакции организма.

Фибриноген участвует в свертывании крови. Он может выпадать в осадок в виде нитей фибрина. Составляющих основу сгустков крови. Плазма, лишенная фибриногена, называется сывороткой. Белки плазмы регулируют распределение воды между кровью и тканевой жидкостью, придают крови вязкость, участвуют в свертывании крови и реакциях иммунитета, создают определенное осмотическое давление и вместе с минеральными солями поддерживают кислотно-щелочное равновесие. В плазме содержится глюкоза (0,1%) аминокислоты, жиры и жироподобные вещества, мочевина, мочевая и молочная кислоты, ферменты, витамины, гормоны (0,7-08%) и другие вещества. На долю неорганических веществ в плазме приходится около 1 %.. Больше всего в плазме ионов Na, Cl, K, Ca, Mg, Fe, S, P, I. Концентрация ионов Na, K, Ca, и их соотношение играют важную роль в жизнедеятельности организма и поддерживаются относительно постоянными.


^ Форменные элементы крови

Эритроциты

Эритроциты – это высокодифференцированные клетки, утратившие ядро. Они имеют форму двояковогнутых дисков.

В 1 кубическом мм крови содержится 4,5-5 миллионов эритроцитов. У женщин их несколько меньше, чем у мужчин. Образуются эритроциты в красном костном мозге из ядерных клеток. Продолжительность их жизни около 4 месяцев.Эритроциты разрушаются в селезенке и в печени.

Общая поверхность эритроцитов в 1500 раз превышает поверхность тела человека. Такая большая поверхность способствует оптимальному выполнению основной функции- переносу кислорода от органов дыхания к клеткам организма. Благодаря тому, что эритроцит не имеет ядра, он потребляет в 200 раз меньше кислорода, чем его ядерные предшественники, и может вмещать большее количество гемоглобина.

Пластичность и отсутствие ядра позволяют эритроцитам проходить через узкие изогнутые капилляры, диаметр которых меньше поперечника самих эритроцитов.

Минеральный состав плазмы и эритроцитов не одинаков. В эритроцитах больше калия, чем натрия в плазме наоборот. Около 90% сухого вещества эритроцитов составляет гемоглобин, остальные !0%- другие белки, липиды, глюкоза и минеральные соли.

Гемоглобин обеспечивает дыхательную функцию крови, т.е. транспорт кислорода и углекислого газа. В молекуле гемоглобина содержится 1 молекула белка глобина и 4 добавочных молекулы гемма. Гемм имеет в своем составе атом железа, способный отдавать и присоединять кислород. В крови в среднем содержится 130- 160 г гемоглобина на литр.

В норме гемоглобин содержится в виде трех физиологических соединений. Гемоглобин, присоединивший кислород, превращается в ярко-красный оксигемоглобин, поэтому артериальная кровь имеет алый цвет. Оксигемоглобин, отдавший кислород, называется восстановленным. Он имеет темно-вишневый цвет и придает крови более темный цвет венозной крови. В венозной крови содержится также соединение гемоглобина с СО2- карбгемоглобин, который транспортирует СО2 из тканей к легким.

С угарным газом гемоглобин образует патологическое стойкое соединение карбоксигемоглобин, не способный присоединять кислород. При естественном разрушении эритроцитов гемоглобин превращается в желчный пигмент билирубин, поступает в кишечник и трансформируется в пигменты мочи и кала.

Лейкоциты

Это содержание ядра и клетки, отличающиеся друг от друга строением и выполняемыми функциями.

Общее количество лейкоцитов в 1 кубическом мм крови здорового человека 4-9 тысяч, но оно может изменяться при физической работе, после приема пищи, а также у больных людей. Увеличение количества лейкоцитов называют лейкоцитозом, а уменьшение лейкопенией.

Образуются лейкоциты в красном костном мозге, лимфатических узлах, селезенке. Продолжительность их жизни от нескольких дней до нескольких лет. Основная функция лейкоцитов - защита организма от бактерий, чужеродных белков, инородных тел, отмерших клеток, выработка антител. Проходя через стенки кровеносных капилляров, лейкоциты могут выходить из кровеносного русла, перемещаться в промежутках между клетками тканей и скапливаться в пораженных участках тела, т.к. они чувствительны к химическому составу веществ, выделяемых микробами или распадавшимися клетками организма.

Выделяют две большие группы лейкоцитов- зернистые и незернистые. В цитоплазме зернистых содержится специфическая зернистость, выявляемая при окраске мазков крови. У незернистых она отсутствует. Среди зернистых различают эозинофилы, базофилы и нейтрофилы. Зернистость эозинофилов имеет средство к кислым красителям, у базофилов- к основным, у нейтрофилов к тем и другим. Незернистые лейкоциты, в зависимости от особенности их строения и величины, делятся на лимфоциты и моноциты.

Соотношение различных форм лейкоцитов, выраженное в %, называют лейкоцитарной формулой. Количество Эозинофилов составляет от 1 до 5% от общего числа лейкоцитов. Они обладают фагоцитарной способностью, но из за малого количества в крови их роль в этом процессе невелика. Эозинофилы поглощают и нейтрализуют вещества, вызывающие аллергию, и ядовитые вещества паразитов (вирусов, бактерий, простейших ,плоских и круглых червей). Количество эозинофилов увеличивается при заражении паразитическими червями, при аллергии.

Базофилов содержится от 0,5 до 1,0%. Функции базофилов связаны с образованием ими биологически активных веществ- гистамина и гепарина. Гепарин препятствует свертыванию крови, а гистамин расширяет капилляры. Это способствует рассасыванию очага воспаления и заживлению ран. Число базофилов увеличивается в заключительной фазе острого воспаления , при аллергии.

Нейтрофилов содержится от 65 до 75%. Обычно в крови циркулирует не более 1% имеющихся в организме нейтрофилов. Основная их масса находится в тканях. Большой их резерв имеется в костном мозге. Выброс нейтрофилов в кровь происходит лишь в случае необходимости. Основная функция нейтрофилов – защита организма от микробов и их ядов. Нейтрофилы обладают способностью перемещаться с помощью ложноножек и фагоцитировать микробы, чужеродные частицы, разрушающиеся клетки собственного организма. Один нейтрофил способен обезвредить до 20-30 бактерий, но при этом сам может погибнуть.

Лимфоциты, в отличие от других видов лейкоцитов могут существовать до 20 лет. Они составляют от 20 до35% от общего числа лейкоцитов, образуются в лимфатических узлах, миндалинах, селезенке из клеток, поступающих из костного мозга. Лимфоциты участвуют в осуществлении клеточного иммунитета и в регуляции гуморального иммунитета. Существуют Т-лимфоциты и В-лимфоциты.

Моноциты (6-8%) имеют четко выраженную способность к фагоциту более крупных частиц. Их число увеличивается при хронических инфекционных заболеваниях.

Место их образования — костный мозг, селезенка. В зрелом состоянии эти клетки превращаются в неподвижные тканевые макрофаги.


vreferate-dolzhno-bit.html
vremen-minuvshih-nebilici-.html
vremena-goda-pogoda-geograficheskie-obekti.html
vremena-gruppi-continuous-active-stranica-2.html
vremena-gruppi-indefinite-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-inostrannij-yazik-nazvanie.html
vremena-sudej-izlozhenie-obshih-ponyatij.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razvedchika-sistema-specnaza-gru-ocr-palek-1998-g-stranica-21.html
  • essay.bystrickaya.ru/ekzamenacionnij-material-po-fizike.html
  • school.bystrickaya.ru/konservatizm-ideologiya-razvitiya-orenburgskie-novosti-23-11-2009.html
  • literature.bystrickaya.ru/efendievna-organizacionno-ekonomicheskie-osnovi-upravleniya-processami-formirovaniya-i-realizacii-investicionno-stroitelnih-proektov.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rukovodstvo-polzovatelya-list-utverzhdeniya.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/sochetanie-razlichnih-form-naucheniya-v-raznie-vozrastnie-periodi.html
  • institut.bystrickaya.ru/strugackij-gadkie-lebedi-stranica-7.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-loskutnoe-patch-modelirovanie-lekciya-tema-modelirovanie-s-pomoshyu-bulevih-operacij.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/analiz-uspevaemosti-za-2009-2010-uchebnij-god-publichnij-otchet-direktora-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • grade.bystrickaya.ru/mif-pazvitiya-chepez-imitaciyu-zapada-literatura-vvedenie-perestrojka-chast-obshego-krizisa-industrializma-glubokij.html
  • occupation.bystrickaya.ru/narisuj-celoe-metodicheskie-rekomendacii-po-provedeniyu-korrekcionno-razvivayushih-zanyatij-po-razvitiyu-psihomotoriki.html
  • composition.bystrickaya.ru/polozhenie-o-formirovanii-fondov-biblioteki-reglamentiruyushih.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/vistuplenie-tokaeva-k-k-ministra-inostrannih-del-respubliki-kazahstan-na-konferencii-visokogo-urovnya-po-mezhreligioznomu-sotrudnichestvu-radi-mira.html
  • lecture.bystrickaya.ru/4-ocenka-kommercheskogo-potenciala-kommercializuemosti-tehnologij.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mif-kak-pohishennij-yazik-rolan-bart-izbrannie-raboti-semiotika-poetika.html
  • predmet.bystrickaya.ru/socialno-psihologicheskie-zakonomernosti-i-mehanizmi-optimalnoj-deyatelnosti-voennogo-rukovoditelya.html
  • institut.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-dlya-specialnostej-1-26-02-02-1-26-02-03-1-25-01-07-1-25-01-04-1-25-01-03-1-26-02-05-menedzhment-marketing-eup-finansi-i-kredit-stranica-2.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-prikaz-ot-20-g-rabochaya-programma-po-himii-8-11-klassi-mou-sarsak-omginskij-licej-agrizskogo.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vojsko-i-vooruzhenie-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-arheologii-dlya-fakulteta-bashkirskoj-filologii-sostaviteli.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nakazanie-po-ugolovnomu-pravu-rossijskoj-federacii-chast-2.html
  • desk.bystrickaya.ru/pervie-shagi-komanduyushego-vozdushno-desantnimi-vojskami-aleksandr-margelov-vasilij-margelov.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-x-nauchnoe-poznanie-i-znanie-v-p-kohanovskij-rostov-na-donu-feniks.html
  • books.bystrickaya.ru/domashnee-zadanie-ot-shram-11-12-2010-russkij-7-klass-310-po-zadaniyu-uchebnika-vipolnit-299-300-303-307-zad-literatura-7-klass.html
  • exam.bystrickaya.ru/vkladi-kulturi-i-iskusstva-xx-veka-v-mirovuyu-civilizaciyu.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obshie-predstavleniya-o-yazike-java-5.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prikaz-27052008-g-moskva-n-08-21pz-n-interfax-11-voprosi-razvitiya-negosudarstvennogo-pensionnogo-obespecheniya.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskierekomendacii-po-praktikedlya-studentov-obuchayushihsya-po-specialnosti032401-reklama-stranica-22.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-modernizaciya-zdravoohraneniya-municipalnogo-obrazovaniya-otradnenskij-rajon-na-2011-2012-godi-st-otradnaya-2011-god-stranica-4.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nauchno-filosofskie-osnovi-zhizni-stranica-15.html
  • institute.bystrickaya.ru/fizika-v-2011-godu-voprosi-k-vstupitelnim-ispitaniyam-ekzamenu-pri-priyome-v-magistraturu.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-municipalnoe-byudzhetnoe-obsheobrazovatelnoe-uchrezhdenie-mbou-gimnaziya-2-elabuzhskogo-municipalnogo-rajona-danilovoj-sagidi-falahutdinovni.html
  • znanie.bystrickaya.ru/aleksej-uminskij-direktor-svyato-vladimirskoj-pravoslavnoj-gimnazii-stati-v-zhurnalah.html
  • exam.bystrickaya.ru/vekselnie-otnosheniya.html
  • lesson.bystrickaya.ru/sovet-federacii-rassmotrit-paket-zakonov-po-podderzhke-finansovoj-sistemi-rf-13-oktyabrya.html
  • nauka.bystrickaya.ru/va-yakovlev-filosofskie-osnovaniya-teorii-i-metodologii-tvorchestva.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.