Возрастная анатомия и физиология опд. Ф
.RU

Возрастная анатомия и физиология опд. Ф


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)


УТВЕРЖДАЮ

Директор ИПП ТГПУ

______________________

«______» _________________200 г.


П Р О Г Р А М МА Д И С Ц И П Л И Н Ы


Возрастная анатомия и физиология


ОПД. Ф. 05


1. Цели и задачи дисциплины

Сформировать у студентов знания:

1) о строении и функционировании организма человека;

2) об основных закономерностях развития детского организма и его особенностях в различные возрастные периоды;

3) о психофизиологических особенностях поведения ребенка, становлении коммуникативного поведения;

4) о возможностях сохранения и укрепления здоровья школьников;

5) о рациональной организации учебно-воспитательного процесса, повышению работоспособности учащихся при различных видах учебной и трудовой деятельности.

^ 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

После изучения данного курса студенты должны иметь общие представления:

1) о морфо-функциональных особенностях детского организма на различных возрастных этапах

2) о хронологии сенситивных периодов развития тех или иных функций организма

3) о физиологических основах организации наиболее эффективного учебно-воспитательного процесса, самостоятельной работы, режима труда и отдыха, повышения работоспособности и функциональных возможностей развивающегося организма.


^ 3. Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего часов
Семестры *

Общая трудоемкость дисциплины

72

1

5

7




Аудиторные занятия

36

36

36

36




Лекции

18

18

18

18




Практические занятия (ПЗ)
















Семинары (С)
















Лабораторные работы (ЛР)

18

18

18

18




И (или) другие виды аудиторных занятий
















Самостоятельная работа

36

36

36

36




Курсовой проект (работа)
















Расчетно-графические работы
















Реферат
















И (или) другие виды самостоятельной работы
















Вид итогового контроля (зачет, экзамен)




Зачет


Зачет


Зачет





*- на разных факультетах дисциплина изучается на разных курсах:

ФИЯ, ИПП – 1 курс (1 семестр), БХФ, ФФ, ИГФ, ФМФ, ФТП, ФЭУ – 3 или 4 курсы (5 или 7 семестр)


^ 4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий




^ Раздел дисциплины


Всего


часов

Форма занятий

Лекц.

Практ.зан-ия

Лаборат. работы


1

2

3

4

5

6

1

Введение. Закономерности роста и развития детского организма. Календарный и биологический возраст, их соотношение. Влияние наследственности и среды на рост и развитие детского организма. Сенситивные периоды развития ребенка

4

2

2




2

Развитие регуляторных систем организма (гуморальной и нервной).

1

1







3



Анатомо-физиологические особенности созревания мозга. Психофизиологические аспекты поведения ребенка, становление коммуникативного поведения Речь. Индивидуально-типологические особенности ребенка. Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка. Готовность к обучению.



1





1









4


Возрастные особенности функционирования желез внутренней секреции.


2


2





-


5

Возрастные особенности системы крови. сердечно-сосудистой и дыхательной систем.





10



4



6




6

Возрастные особенности пищеварительной системы, обмена веществ и терморегуляции у детей.



8


4


4




7


Закономерности онтогенетического развития опорно-двигательного аппарата.


4


2


2




8

Изменение функции сенсорных систем на разных возрастных этапах.


6


2


4






















Всего часов

36

18

18






^ 4.2. Содержание разделов дисциплины

  1. Введение. Уровни организации живой системы. Понятие об онтогенезе, возрастная периодизация онтогенеза, календарный и биологический возраст, их соотношение, критерии определения биологического возраста на разных этапах онтогенеза. Закономерности роста и развития организма человека. Влияние наследственности и среды на рост и развитие детского организма. Сенситивные периоды развития ребенка.

  2. Развитие регуляторных систем организма (гуморальной и нервной), взаимосвязь нервной и гуморальной регуляции функций организма.

  3. Анатомо-физиологические особенности созревания мозга. Психофизиологические аспекты поведения ребенка, становление коммуникативного поведения Речь. Индивидуально-типологические особенности ребенка. Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка. Готовность к обучению.

  4. Эндокринные железы, их возрастные особенности. Гормоны, механизмы их действия. Строение и функции отдельных желез, их влияние на рост и развитие детского организма. Учение о стрессе. Адаптивные реакции организма при действии стрессовых факторов, понятие о «школьном» стрессе. Роль гормонов коры надпочечников в осуществлении общего адаптационного синдрома.

  5. Кровь как внутренняя среда организма, функции крови, ее объем, состав. Строение и функции клеток крови, их особенности у детей разного возраста. Иммунная система, ее формирование у детей.

Анатомия и физиология сердечно-сосудистой системы. Значение кровообращения, круги кровообращения, их особенности у плода. Расположение и строение сердца человека, фазы сердечных сокращений, систолический и минутный объемы крови. Взаимосвязь строения стенки артерий, вен, капилляров с выполняемой функцией. Движение крови по сосудам, кровяное давление, скорость кровотока, пульс, непрерывность кровотока. Нервная и гуморальная регуляция деятельности сердца и сосудов. Изменение строения и функционирования сердечно-сосудистой системы детского организма на разных возрастных этапах. Роль тренировки в развитии и совершенствовании сердечно-сосудистой системы детей.

Значение дыхания. Строение дыхательной системы, механизм дыхательных движений, жизненная емкость легких. Регуляция дыхания. Первый вдох новорожденного, особенности частоты, глубины, типа дыхания, регуляции у детей на разных возрастных этапах.

6. Анатомия, физиология и гигиена пищеварительной системы, ее возрастные особенности. Значение пищеварения. Строение и функции органов пищеварения, регуляция отделения пищеварительных соков, их особенности у детей в разные возрастные периоды.

Особенности обмена веществ и терморегуляции у детей. Физиологическое обоснование норм и режима питания детей и подростков.

7. Значение и строение опорно-двигательного аппарата. Химический состав и строение костей, их соединения. Рост и развитие костей. Возрастные особенности строения скелета головы, туловища, конечностей. Типы деформации скелета, их профилактика. Осанка, виды нарушений, меры профилактики. Основные группы мышц, их функциональное значение, возрастные изменения функциональных показателей мышц. Влияние физической культуры и спорта на развитие двигательных навыков и формирование правильной осанки у детей. Гиподинамия, ее отрицательное влияние на деятельность различных систем организма детей и подростков

8. Морфо-функциональные особенности сенсорных систем у детей на разных возрастных этапах развития. Негативное влияние сенсорной депривации на развитие центральной нервной системы, двигательной активности, психических функций детского организма.


^ 4.3. Лабораторный практикум (практические занятия)


№ п/п

№ раздела дисциплины

Наименование практических работ

1

1

Изучение физического развития человека

2

3

Определение типологических особенностей нервной системы.

3

5

Изучение по таблицам и муляжам строения сердца человека, его возрастных особенностей.

Измерение артериального давления, подсчет пульса у человека.

Изучение адаптационных возможностей сердечно-сосудистой системы у

человека.

Определение жизненной емкости легких у человека.

4

6

Определение величины основного обмена у человека.

5

7

Изучение строения скелета и его возрастных особенностей, деформаций скелета у детей и подростков.


6

8

Изучение строения глаза человека. Определение остроты зрения у человека. Обнаружение слепого пятна и определение его диаметра.

.









5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
^ 5.1. Рекомендуемая литература


а) основная литература:

  1. Казионова Л.Ф., Каюмова Е.А., Седокова М.Л. Возрастная анатомия, физиология и гигиена. Методические рекомендации/ Л.Ф. Казионова,Е.А. Каюмова, М.Л. Седокова. - Томск: изд-во ТГПУ, 2004. - 15с.

  2. Казаонова Л.Ф. Физиология человека и животных. Возрастная физиология / Л.Ф.Казионова, М.Л.Седокова, С.В.Низкодубова.- Томск: изд-во ТГПУ, 2008. - 136с.

б) дополнительная литература:

  1. Седокова М.Л. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: Конспект лекций/М.Л. Седокова. - Томск: ТГПУ, 2002. - 139с..

  2. Седокова М.Л. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: Методические указания/М.Л. Седокова. - Томск: Изд-во ТГПУ, 2002. - 93с.

  3. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена: учебное пособие для педагогических институтов/А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер. - М.: Просвещение, 1990.- 318 с.

.


^ 5.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

Видеофильмы, компьютерные программы промежуточного и итогового контроля знаний.


6. Материально - техническое обеспечение дисциплины

На кафедре имеются наборы гистопрепаратов животных тканей, влажные препараты различных органов, муляжи, учебные планшеты различных органов, таблицы, приборы для проведения занятий по физиологии (сфигмоманометры, волюмоспирометр, суховоздушные спирометры, электрокардиограф, периметр, прибор для исследования функций зрения и др.) и школьной гигиене (люксметр, психрометр, кататермометр, гигрометр, барометр), учебные фильмы (кассеты, диски).


^ 7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Для лучшего усвоения дисциплины студенты должны выполнить контрольную работу и реферат по любой предложенной теме.


^ 7.1. Перечень примерных контрольных вопросов

и заданий для самостоятельной работы


  1. Предмет и задачи курса «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», значение изучаемого курса для будущего учителя.

  2. Периоды развития организма человека. Основные закономерности роста и развития детского организма. Готовность ребенка к обучению, школьная зрелость.

  3. Влияние наследственности и среды на рост и развитие детского организма. Критические периоды в пренатальном и постнатальном развитии.

  4. Механизмы регуляции функций организма.

  5. Строение и функции зрительного анализатора. Аккомодация глаза. Роль палочек и колбочек.

  6. Нарушения рефракции глаза (близорукость, дальнозоркость). Профилактика близорукости у школьников.

  7. Возрастные особенности зрительной сенсорной системы.

  8. Строение органа слуха, механизм возникновения слуховых ощущений, возрастные особенности слуховой сенсорной системы.

  9. Опорно-двигательный аппарат, строение костей, их соединения, химический состав. Рост и развитие костей. Строение отдельных частей скелета, их возрастные особенности. Профилактика деформаций скелета у детей. Гиподинамия, ее воздействие на организм человека

  10. Осанка, ее типы, роль воспитателя, учителя в выработке правильной осанки у детей.

  11. Строение и функции мышечной системы, ее возрастные особенности.

  12. Функции крови. Состав крови, клетки крови, их строение, функции, возрастные особенности.

  13. Иммунные свойства крови, виды иммунитета. Формирование иммунной системы у детей.

  14. Строение сердечно-сосудистой системы, круги кровообращения, особенности кровообращения у плода. Строение сердца, его возрастные особенности.

  15. Цикл работы сердца, его возрастные особенности. Свойства сердечной мышцы: возбудимость, сократимость, автоматия. Систолический и минутный объемы крови у взрослых и детей.

  16. Движение крови по сосудам. Скорость кровотока. Кровяное давление. Пульс. Возрастные особенности кровяного давления и времени кругооборота крови. Нервная и гуморальная регуляция деятельности сердечно-сосудистой системы, ее особенности у детей и подростков. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний у детей и подростков.

  17. Значение дыхания, этапы дыхания. Строение органов дыхания, их возрастные особенности.

  18. Внешнее дыхание, механизм вдоха и выдоха. Особенности частоты и глубины и типа дыхания новорожденных и детей разного возраста. Перенос газов кровью. Первый вдох новорожденного. Регуляция дыхания.

  19. Возрастные особенности строения и функционирования органов пищеварения.

  20. Возрастные особенности обмена веществ и энергии, терморегуляции.

  21. Витамины, их значение.

  22. Местоположение, гормоны и функциональное значение желез внутренней секреции (гипофиза, щитовидной, вилочковой, поджелудочной половых желез, надпочечников) для растущего организма. Понятие о гипо- гиперфункции.

  23. Значение органов выделения, строение почки, механизм мочеобразования, мочевыведения. Возрастные особенности строения и функционирования почек.

  24. Кожа, строение и функции, возрастные особенности, уход за кожей.

  25. Особенности эндокринной системы в период полового созревания подростка.



^ 7.2. Примерная тематика рефератов:


  1. Оплодотворение. Характеристика эмбрионального периода развития организма. Роль плаценты.

  2. Влияние наследственности и окружающей среды на рост и развитие ребенка.

  3. Закономерности роста и развития детского организма.

  4. Общая характеристика типов тканей.

  5. Строение скелета и его возрастные особенности.

  6. Роль двигательной активности в развитии и совершенствовании физиологических систем организма.

  7. Осанка, ее виды, формирование осанки у школьников.

  8. Клеточный и гуморальный иммунитет, формирование иммунной системы у детей.

  9. Формирование иммунной системы у детей. Особенности иммунитета в различные возрастные периоды.

  10. Большой и малый круги кровообращения, их особенности у плода. Классификация сосудов, взаимосвязь их строения с выполняемой функцией.

  11. Строение сердца, фазы сердечной деятельности, возрастные особенности строения и функционирования сердечно-сосудистой системы у детей разного возраста.

  12. Обмен белков и его особенности у детей и подростков.

  13. Обмен жиров, особенности у детей и подростков.

  14. Обмен углеводов, возрастные особенности у детей и подростков.

  15. Витамины, их физиологическое значение, нормы потребления.

  16. Половое созревание организма.

  17. Строение и функции щитовидной железы.

  18. Строение и функции гипофиза.

  19. Строение и функции поджелудочной железы.

  20. Строение и функции надпочечников.

  21. Строение и функции половых желез.

  22. Строение и функции кожи, возрастные особенности. Гигиена одежды и обуви.

  23. Строение и функции спинного мозга, возрастные особенности.

  24. Строение и функции продолговатого мозга, возрастные особенности.

  25. Строение и функции мозжечка, его роль в формировании двигательной активности.

  26. Строение и функции среднего мозга, возрастные особенности.

  27. Строение и функции промежуточного мозга, возрастные особенности.

  28. Строение и функции больших полушарий головного мозга, возрастные особенности.

  29. Типологические особенности высшей нервной деятельности детей.

  30. Физиологическая роль эмоций.

  31. Биологические основы памяти.

vramkah-foruma-provoditsya-konkurs-novoe-pokolenie-vkonkurse-uchastvuyut-studenti-nominaciya-specialist-goda-mastera-proizvodstvennogo-obucheniya-vozrast-do-35-let-nominaciya-master-goda-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-rm.html
vramkah-konferencii-budut-obsuzhdeni-voprosi.html
vramkah-konferencii-sostoitsya-konkurs-nauchno-issledovatelskih-rabot-posvyashennih-95-letiyu-ngtu-politeh-vchera-segodnya-zavtra-sekcii-konferencii-sekciya.html
vramkah-meropriyatiya-budet-proveden-konkurs-luchshih-dokladov-molodih-uchenih-za-pervoe-mesto-razmer-voznagrazhdeniya-10-tis-rub-za-vtoroe-5-tis-rub-za-trete-3-tis-rub.html
vramkah-novoj-hronologiej-a-t-fomenko-i-g-v-nosovskogo-vipolneni-lingvisticheskie-rekonstrukcii-polucheni-sleduyushie-rezultati.html
vramkah-podgotovki-k-prazdnovaniyu-300-letnego-yubileya-mihaila-vasilevicha-lomonosova.html
  • write.bystrickaya.ru/formirovanie-proizvodstvennoj-programmi-na-predpriyatiyah-slokalnimi-vertikalno-integrirovannimi-proizvodstvami-mineralnih-kalijnih-udobrenij.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/spravochnie-materiali-b-g-stepanov-spravochnik-korotkovolnovika.html
  • teacher.bystrickaya.ru/gb-mse-po-saratovskoj-oblasti.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/predprinimatelstva-i-prava.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/nash-dom-vselennaya-chast-2.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-3-informacionno-poiskovaya-rabota.html
  • report.bystrickaya.ru/ispitanie-zhemchuzhinoj-skazka-dlya-vzroslih-detej-pismo-s-morskogo-dna.html
  • tests.bystrickaya.ru/literatura-prikaz-ot-soglasovano-nachalnik-tou-rospotrebnadzora-v-gorodah-anzhero-sudzhenske-i-tajge-s-n-filippov.html
  • spur.bystrickaya.ru/literatura-pravovie-i-normativnie-istochniki-uchebno-metodicheskij-kompleks-kursa-podgotovki-bakalavrov-po-napravleniyam.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/angelhranitel-mangazina.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-veshnoe-pravo-dlya-napravleniya-030900-62-yurisprudenciya.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebnik-sankt-peterburgskogo-gosudarstvennogo-universiteta-finansovie-rinki.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nauchno-issledovatelskaya-rabota-studentov-kak-sredstvo-formirovaniya-informacionno-kommunikacionnoj-kompetentnosti-bakalavrov-pedagogiki-i-v-abramova-nauchnoe-obozrenie-2008-6.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pamyat-9-dekabrya-zachatie-svyatoj-bogopramateri-anni-kogda-zachala-svyatuyu-bogorodicu.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kolebatelnij-kontur-usilitelya-promezhutochnoj-chastoti.html
  • control.bystrickaya.ru/dopolnitelnij-reglament-stranica-5.html
  • grade.bystrickaya.ru/obshaya-harakteristika-zhilishnogo-fonda-rajona-materiali-po-obosnovaniyu-shemi-territorialnogo-planirovaniya-michurinskogo.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vladimir-nabokov-soglyadataj-stranica-2.html
  • institute.bystrickaya.ru/f-m-dostoevskij-skazal-chto-krasota-spaset-mir-a-n-k-rerih-utochnil-etu-formulu-osoznannaya-potrebnost-k-krasote-spaset-mir.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/visshee-obrazovanie-v-germanii-chast-3.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vospitanie-duhovnih-cennostej-lichnosti-v-processe-izucheniya-disciplin-gumanitarnogo-cikla.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-16-teoriya-potrebitelskogo-povedeniya-programma-disciplini-dpp-08-ekonomicheskaya-teoriya-shifr-disciplini.html
  • control.bystrickaya.ru/chast-ii-chelovechestvo-na-rubezhe-novoj-eri-vsemirnaya-istoriya-xx-vek-uchebnik-dlya-shkolnikov-1011-klassov.html
  • literature.bystrickaya.ru/didaktikali-ojindar-arili-balalardi-blmdern-keejtp-tldern-bajlanistira-sjleuge-jretu.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/respublika-komi-zakon-o-byudzhetnoj-sisteme-i-byudzhetnom-processe-v-respublike-komi.html
  • lesson.bystrickaya.ru/rabstvo-v-kitae.html
  • notebook.bystrickaya.ru/iii-usloviya-dlya-osushestvleniya-samostoyatelnogo-vivoza-produkcii-so-sklada-zakazchikom-konkursa.html
  • doklad.bystrickaya.ru/usilenie-roli-mestnih-finansov-v-ekonomicheskom-i-socialnom-razvitii-na-primere-vostochno-kazahstanskoj-oblasti-08-00-10-finansi-denezhnoe-obrashenie-i-kredit.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/model-s-preobladaniem-sferi-obrazovaniya-proekt-proon-i-komiteta-obshestvennih-i-mezhregionalnih-svyazej-pravitelstva.html
  • lesson.bystrickaya.ru/po-istorii-kartofelnaya-stolica-leningradskoj-oblasti.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tipovie-logicheskie-shemi-posledovatelnostnogo-tipa.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kontrolnie-voprosi-po-discipline-metodicheskie-ukazaniya-po-provedeniyu-samostoyatelnoj-raboti-studentov.html
  • lecture.bystrickaya.ru/5-informacionnaya-bezopasnost-v-setyah-evm.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razvitie-personala-cherez-razvitie-organizacii-organizacionnoe-razvitie-istoki-tehnologii-metodi.html
  • klass.bystrickaya.ru/aza-halini-ner-zhne-muzika-mdeniet-8-sinip-ashinbekov-bauirzhan-mrzhanli.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.