.RU

Возникновение средневековых городов


Открытый урок на тему:

«Возникновение средневековых городов.

Город – торгово-ремесленный центр (6 класс).


Учитель истории Горской средней школы

Евсеева Олеся Геннадьевна.


Цель урока: Выяснить основные причины возникновения и образования

средневековых городов.

Познакомить учащихся с организацией ремесленного

производства в средневековом городе.

Задачи урока:

Образовательная – раскрыть причины возникновения средневековых городов, а также основные признаки городского ремесла как мелкого промышленного производства, основанного на личном труде собственника мастерской; выяснить особенности и значение цеховой организации городского ремесла.

Воспитательная – вызвать у школьников уважение к трудолюбию средневековых ремесленников, с помощью анализа документов дать нравственную оценку сеньориальным правам.

Развивающая – продолжить развитие логического мышления через умение осознавать и представлять сущность процессов средневековой жизни, продолжить развитие образного мышления, речи, внимания и памяти при сопоставлении оценок средневекового города глазами его современников и человека наших дней.


Оборудование: карта «Развитие ремесла, торговли, рост городов Европы в 11-14вв.», иллюстрации – средневековый город, в мастерской оружейника, таблица на ватмане «Возникновение городов в Европе».


Основные понятия и термины: цехи, подмастерья, шедевр.


Ход урока:


1. Организационный момент.

2. Объяснение нового материала.


Изучая историю Древнего Мира, мы с вами «путешествовали» по самым древнейшим городам, которые создавали искусные мастера.


Название, каких городов ребята вы помните?

Афины – Греция, Рим, Мемфис, Константинополь и т.д.


В период средневековья многие из ранее созданных городов продолжали развиваться. К 10 -11 вв. на территории Европы появилось множество городов.


^ Чем объяснить рост городов во второй период средневековья?


Итак, ребята давайте вспомним, какие орудия труда применяли в земледелии?


Правильно, тяжёлый колесный плуг он позволял глубже вспахивать почву, качествен её обрабатывать, а это способствовало получению большего количества сельскохозяйственной продукции.

Для изготовления железных орудий труда нужно было больше металла. Поэтому в Европе возрастает добыча железной руды, активно развивается кузнечное дело.


Какой способ обработки земли у них был распространён?


Двуполье, трехполье.


Вывод: с установлением феодального строя в хозяйстве произошли большие сдвиги - развивалось как скотоводство, земледелие так и ремесло.


Для изготовления новых более сложных, орудий труда требуются специалисты этого дела.

Среди крестьян выделяются – мастера. Люди, умеющие, что-то мастерить начинают заниматься только своим делом, а продукцию свою обменивают на продукты питания, этим и живут. Так происходит отделение ремесла от с/х.


Ребята, подумайте, к чему это приводит?


У людей появляется необходимость где-то обмениваться своими изделиями.

Вещи ремесленников были намного лучше, но большую их часть забирали феодалы, поэтому ремесленники убегали.


Ребята как вы думаете почему?


Причины ухода:

- большую часть забирали феодалы,

- в поисках покупателей и заказчиков.


Постепенно ремесленники оседали в определённом месте, сюда приходили за покупками и заказами люди из соседних деревень, замков и даже обитатели монастырей. Ремесленники селились обычно недалеко от мест, где жили короли, епископы, правители областей. Так появлялся поселок ремесленников, он быстро рос. Но посёлки ремесленников подвергались нападениям рыцарей и грабителей, и они стали огораживать и укреплять свой поселок первоначально частоколом, а затем каменными стенами. Так возникли города.





^ Города – это центры ремесла и торговли.

Ребята скажите, по - вашему, чем отличался город от деревни? (в отличие от деревни, жители которой занимались с/х).


Таблица на доске «Возникновение и рост городов в Европе».


^ Сообщение на тему «Средневековый город».


Ребята, скажите, а чем отличался средневековый город от нынешнего?


Улица средневекового города





Работа с картой?

Каким знаком обозначены крупные торгово-ремесленные города?

Назовите эти города?


Теперь, мы с вами «побывали» средневековом городе вы знаете, что на зданиях в то время не было номеров. Их заменяли барельефы, на которых было изображение продукции производившейся ремесленником.


^ Как был организован труд ремесленников, сейчас мы с вами совершим экскурсию в мастерскую, где они работали? (по картине)


В каком помещении находится мастерская?

^ Какие орудия труда применяются в ней?

Есть ли в мастерской механизмы, приводимые в движение какой либо другой силой, кроме руки человека?

Кто хозяин в мастерской?

Является ли он работником?


Из этого мы можем сделать вывод, что городское ремесленное производство было мелким. А это значит: - небольшое число работников в мастерской, и небольшое количество производимой продукции;

-отсутствие разделения труда;

- ручные орудия труда;

- личный труд мастера, эксплуатация подмастерьев и учеников;

- производство на заказ и продажу.


окрашивание сукна


лавка мясника


Давайте, сравним положение ремесленника с положением крестьянина?


Ремесленники были собственниками орудий труда и самостоятельно работали, в отличие от крестьян ремесленник производил вещи на заказ и на продажу.

В мастерской кроме мастера (он был и работником и хозяином) трудились ученики и подмастерья.


Подмастерье – это работник уже изучивший ремесло. Он главный помощник мастера. За свой труд подмастерье получал зарплату, жил в доме мастера под его надзором. Питался за одним столом с хозяином, обязан возвращаться домой в установленное время, не имел право брать заказы со стороны.

Подмастерье мог уйти из мастерской. Открыть своё дело, но для этого он должен был изготовить ШЕДЕВР – лучший образец изделия. Кроме того, он должен был накопить определённую сумму денег, но и это ещё не всё – он должен был предоставить «Аттестат о добром поведении», подтверждающий полное послушание мастеру.


Обучение ремеслу было долгим от 2 до 8 лет?


Как вы думаете почему?

- овладеть ремеслом можно только через длительный срок;

- когда ученик начинал выполнять, работу самостоятельно мастер пользовался его трудом бесплатно.


Во времена феодальной раздробленности при слабой центральной власти. Каждый человек принадлежал к определённому союзу, который оказывал ему помощь и давал защиту: - феодалы входили в феодальную лестницу;

- духовенство объединяла церковь,

- крестьяне жили общинами,

- ремесленники цехи.


Цехи – это не помещения где совместно трудились ремесленники, а союзы мастеров одной специальности.

Цехи решали следующие вопросы: о цеховых уставах, о собраниях мастеров, о выборах старшин и их действиях.





^ Зачем нужны были цеховые правила? (чтобы одни мастера не обогащались за счёт других)


Развивалась узкая специализация мастеров, например: одни кожевники обрабатывали только мягкие кожи, другие только грубые;

Одни кузнецы ковали подковы, другие – мечи, третьи – ножи и кинжалы.

Значит, возникали новые отрасли производства, и усиливалось разделение труда между цехами.

Начинает расти соперничество мастеров в городах. Одни мастера обогащались. Другие беднели.

Цехи препятствовали переходу подмастерьев в мастера. В городах появляются вечные подмастерья, они объединяются в братства и начинают борьбу с мастерами.

Братства организовывали стачки, т.е. коллективно отказывались работать на мастеров.


Цехи не разрешали мастерам расширять мастерские и совершенствовать орудия труда.


Вывод: с 11века до середины 14века - цехи способствовали развитию ремесленного производства в городах;

Со второй половины 14 века до конца 15 века цехи постепенно стали задерживать развитие техники и рост производства в городах.


Мы с вами выяснили, что между цехами появляется разделение труда или своеобразная специализация. От этого качество производимых вещей улучшается. Ремесленники активно торгуют между собой. Торговые связи расширяются.


Обобщение изученного по вопросам:

В каком веке в Европе происходит активное появление новых городов?

Какова причина появления новых городов?

Что такое цех?

Кто был хозяином в мастерской?


Итог урока – выставление оценок, домашнее задание (п.12-13).

vozvishenie-rossii-kniga-snabzhena-unikalnim-imennim-ukazatelem-k-iiiitomam-istorii-russkogo-naroda-v-xx-veke.html
vozvrashenie-3.html
vozvrashenie-bogov-biblejskie-holmi.html
vozvrashenie-domoj-predislovie.html
vozvrashenie-gosudarstva-v-elektroenergetiku-v-gosdumu-vnesen-proekt-zakon.html
vozvrashenie-iz-petergofa-v-sankt-peterburg-po-finskomu-zalivu-na-meteore.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sovremennie-informacionnie-tehnologii-kak-faktor-socialnih-transformacij-v-postindustrialnom-obshestve.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lyuksemburg-belgiya-niderlandi-germaniya-polsha-drezden-lyuksemburg-bryussel-bryugge-gent-amsterdam-park-kojkenhof-delft-zaanse-shans-keln-vroclav-lvv.html
  • education.bystrickaya.ru/1-filosofiya-specifika-filosofii.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/linejnie-differencialnie-uravneniya.html
  • turn.bystrickaya.ru/opredelenie-sluzhb-uchebnoe-posobie-moskva-2008.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovi-finansovih-vichislenij.html
  • occupation.bystrickaya.ru/mraatti-anitamalar-beru-memlekettk-krsetletn-izmet.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prikaz-ot-16-marta-2012-goda-159-g-abinsk-ob-itogah-vtorogo-zonalnogo-etapa-konkursa-nauchnih-proektov-shkolnikov-v-ramkah-kraevoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii-evrika-stranica-2.html
  • notebook.bystrickaya.ru/ik-pogorelov-vv-firstov-ve-firstov-predislovie.html
  • lesson.bystrickaya.ru/sinovya-i-docheri-tretij-pol-sudbi-pasinkov-prirodi.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vechnoj-pamyati-chistoj-i-svetloj-dushi-moego-brata-eliyahu-pogibshego-v-boyu.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-organizatori-konferencii.html
  • education.bystrickaya.ru/27-ostalnim-uchastnikam-bili-vidani-gramoti-za-uchastie-obshie-ocenki-zhyuri.html
  • pisat.bystrickaya.ru/teoriya-i-praktika-industrialno-tehnologicheskogo-razvitiya.html
  • letter.bystrickaya.ru/na-blanke-organizacii-konkursnaya-dokumentaciya.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prikaz-ot-6-avgusta-2004-g-n-20-e2-ob-utverzhdenii-metodicheskih-ukazanij-po-raschetu-reguliruemih-tarifov-i-cen-na-elektricheskuyu-teplovuyu-energiyu-na-roznichnom-stranica-8.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-183-mahabharati.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konstitucionnie-osnovi-regulirovaniya-prirodopolzovaniya-ohrani-okruzhayushej-sredizovaniya-chast-4.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplina-metodi-nauchnih-issledovanij-specialnost-100103-socialno-kulturnij-servis-i-turizm.html
  • books.bystrickaya.ru/demografiya-statistika-udk-31-nazvanie-istochnika.html
  • testyi.bystrickaya.ru/azamatti-hal-aktlern-trkeu-turali-ajtalama-kulkter-nemese-anitamalar-beru-memlekettk-krsetletn-izmetn-pasporti.html
  • znanie.bystrickaya.ru/aktualnost-temi-nastoyashego-diplomnogo-issledovaniya-stranica-4.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tematicheskoe-planirovanie-kursa-osnovi-pravoslavnoj-kulturi-v-5-klasse.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-3-etapi-razvitiya-marketinga-uchebno-metodicheskij-kompleks-udk-bbk-s-rekomendovano-k-izdaniyu-uchebno-metodicheskim.html
  • essay.bystrickaya.ru/doklad-ili-soobshenie.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uvazhaemij-arnold-vsevolodovich.html
  • tasks.bystrickaya.ru/2015-zhili-1-azandai-178-aulisimen-bektlgen-azamatti-hal-aktlern-zhazbalarin-alpina-keltru.html
  • crib.bystrickaya.ru/hinnake-jrgmisi-viteid-ige-vale-tematicheskij-plan-i-grafik-prohozhdeniya-kursai-grafik-prohozhdeniya-kursa.html
  • report.bystrickaya.ru/harakteristiki-racionalnoj-byurokratii-stranica-2.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-xii.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otchetnosti-dlya-obshestvennogo-sektora-stranica-21.html
  • composition.bystrickaya.ru/pervie-mesyaci-vojni-na-krajnem-severe-germanii-1941-1945-g-g-vdvuh-vipuskah-vipusk-2-moskva-2001g-schyotchik.html
  • reading.bystrickaya.ru/konkurs-s-takim-nazvaniem-startoval-sredi-otdelenij-cso-nashego-rajona.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-konspekt-zanyatiya.html
  • studies.bystrickaya.ru/3-semestr-rabochaya-programma-disciplini-matematika-dlya-specialnosti.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.