.RU

Возникновение, природа и сущность философии

Мировоззрение и философия. Их взаимосвязь и различие.

1. В переводе с греческого термин "философия" означает "любовь к мудрости" (от filio – люблю; sofia – мудрость). Часто ее называют "любомудрие". Почему же возникает необходимость обращаться к мудрости? Да еще и любить ее? Под мудростью обычно понимают умение человека на основе знания, почерпнутого из жизненного опыта, вскрывать глубинные причины бытия мира и человека. Поэтому каждый из нас может стать мудрецом, но не каждый им становится, даже если есть длительный и богатый жизненный опыт. Значит для мудрости и мудрствования необходимо кроме опыта еще и умение анализировать и объяснять суть тех процессов и тех оснований, в которые мы в процессе жизни погружены, но скрыты от нашего непосредственного восприятия. В силу ограниченности жизненного опыта человек обращается уже к иному способу и принципу объяснения мира – к философии и философствованию. Можно констатировать, что мудрость, мудрствование и философия, философствование не совпадают по содержанию и отличаются друг от друга, хотя близки в одном – они пытаются объяснить, что такое мир и как он существует. Когда же возникает философия как особый способ объяснения и понимания мира? По установившейся традиции (по крайней мере европейской) философия возникла в V – VI веке до н.э. Но и до возникновения философии существовали различные способы и методы описания, объяснения и понимания окружающего нас мира. Уже на самой ранней ступени образования и формирования человеческого общества и человеческой истории, первобытно-общинной, когда человек и человечество только выделялись из природы, возникла практическая проблема и задача – описать мир, в котором существуют люди. Описать – значит дать характеристику свойствам природных явлений, которые воздействуют на жизнь людей. Но необходимо также было и объяснить причину явлений природы, поскольку человек непосредственно ощущал зависимость от них. Почему они действуют именно так, а не иначе, и действуют постоянно? Наконец, необходимо было понять этот мир, описанный и объясненный. Понимание мира означает осмысление и установление значения явлений природы для бытия человека и человеческого сообщества, а после этого можно использовать их свойства и качества в сугубо человеческих целях, для организации своей жизни. Таким образом, человечество всегда решает три важнейшие задачи – описания, объяснения и понимания мира, поскольку оно вступает в отношение с этим миром. А на основе этого и рассуждает, размышляет о мире и о самом себе.

Исторически первой формой описания, объяснения и понимания мира (миропонимания) была мифология и мифомышление. Мифология (от греч. – миф – сказание, легенда, логос – слово, учение) есть образное, наглядно предметное, непосредственно чувственное описание, объяснение и понимание мира.

Отметим кратко некоторые ее особенности и черты.

Во-первых, носителем мифологии и мифомышленя являлись социальные коллективы и общности (род, племя). Вот почему многообразие мифов, хотя сюжеты практически одни и те же.

Во-вторых, в мифах и мифологии превалировало отождествление человека и мира, рода и племени с окружающим миром и природой, а не различие.

В-третьих, для мифологии и мифомышления характерно образное, наглядное, непосредственно чувственное и фантастическое описание, объяснение и понимание мира. Фантастическое в данном случае понимается как приписывание реальным предметам и явлениям; их свойствам сверхъестественное происхождение. Как бы отсутствие подлинного знания о свойствах компенсировалось вымыслом и фантазией, воображением. Реальным свойствам придавали магический характер, свойства чуда, волшебства.

В-четвертых, сказания, предания, обретая словесную форму бытия, закреплялись в традициях и обычаях, которым необходимо было следовать и обязательно соблюдать, поскольку в них закреплялся коллективный опыт.

В-пятых, для мифологии и мифомышления мир существует как вечно постоянное и неизменное, в котором отсутствует понятие времени: прошлого, настоящего и будущего. Мир предстает и понимается как вечно один и тот же, как повторение одного и того же.

В-шестых, можно сказать, что мифология и мифомышление это формы мышления, в котором фиксируется тотальная зависимость людей от окружающего мира.

В-седьмых, мифология и мифомышление это нерациональная форма объяснения и понимания мира.

И все же следует отметить, что мифология и мифомышление отражали реальные процессы жизни в фантастической форме, но более доступные конкретно-предметному пониманию. Вот почему мифология и мифомышление никогда не исчезнут из бытия человеческой истории.

Второй, исторически более поздней формой и способом описания объяснения и понимания мира стала мудрость и мудрствование, о чем мы уже упоминали. Она возникает в определенных социально-исторических условиях. Во-первых, когда уже наличествовало разделение труда, когда умственный труд отделяется от физического и приобретает особую значимость и ценность. Во-вторых, экономическое разделение труда и появление социально-неоднородного общества, классов обусловило возрастание значения отдельной личности. Как бы человек научался отличать себя от других, себя от общества, себя от мира. Поэтому и появляется возможность иного способа понимания, да и познания мира, получения знания о мире. Хотя мифология еще тяготела над людьми, но она не единственная форма познания и понимания мира. Все отчетливее проявляется отделение субъекта и объекта познания. Каковы же основные черты мудрости и мудрствования?

Следует отметить, что они есть уже формы индивидуального мышления, а не коллективного. Источником знания, его предпосылкой и основанием является жизненный опыт отдельного человека, обладающего исключительными умственными способностями. Во-вторых, мудрец пытается уже более рационально, то есть на основе понятий, а не только образов, объяснить мир и понять его так, как он существует на самом деле, а не в воображении и фантазии. И апеллирует уже к фактам своего индивидуального жизненного опыта. Он уже сознательно пытается поставить и ответить на такие вопросы как, что является основой и сущностью бытия мира, един ли мир и что является основой его единства, вечен ли мир и т.д. Он уже на основе жизненного опыта и понятийного мышления объясняет в обобщенной форме первопричины бытия мира. Мудрствование было первой формой рационального, а не фантастического и сверхъестественного понимания мира.

И все же мудрец, а их, как правило, не бывает много, апеллировал к своему жизненному опыту как проверке подлинности своего знания о мире. И в этом плане мудрствование еще не вполне свободное мышление, поскольку оно зависело от богатства индивидуального длительного опыта жизни. Вот почему мудрецом нельзя стать в 20 лет, хотя и в 20 лет можно быть умным. Поэтому мудрец обладал исключительным авторитетом, поскольку в обычном представлении людей мудрец знает обо всем и видит то, что не видят другие. Более того, мудрец выполнял и социально-важную роль – он вырабатывал рекомендации и давал советы как подлинно правильно надо жить и действовать, чтобы избегать ошибок и оформлял эти рекомендации в афористически сжатую форму, не вызывающую ни у кого сомнения. Правда, мудрец нередко апеллировали к мифу, как аргументу и доказательству, доступного для немудрецов и непросвещенных. Но он стремится уже апеллировать и к разуму, к здравому смыслу как доказательству. Мудрствование уже не мифологизированный, но и еще не вполне рациональный тип объяснения мира. Оно ограничено, поскольку любой жизненный опыт ограничен сам по себе. Но мудрец уже был "властителем" умов, а не только Бог. Мудрость и мудрствование и явились непосредственной интеллектуальной предпосылкой собственного рационального описания, объяснения и понимания мира – философии и философствования.

2. В отличие от мифологии и мудрствования философия имеет строго определенный предмет познания, т.е. ту область объективной реальности, которая подвергается специальному исследованию и осмыслению посредством особых, специальных понятий. Поэтому философия в отличие от мифологии и мудрствования не претендует все в мире объяснить. Тогда что? Философия решает ряд проблем и изучает особую область объективного мира. Прежде всего: что является основанием и основой бытия мира? Т.е., онтологические проблемы бытия мира (онтология – учение об основах бытия мира). Вместе с этим возникает проблема единства мира: Почему и каким образом проявляется единство мира? И, наконец, существуют ли, и если "да", то как они действуют, универсальные, всеобщие законы бытия мира, его единства и развития. Наконец, философия рассматривает и решает эти проблемы через призму бытия человека, особенности его природы и сущности, которая неотделима от объективного мира. Поэтому философия естественным образом вынуждена рассматривать и проблемы взаимоотношений человека и мира, их единство и различие. Мы можем на основе вышесказанного более четко определить предмет философии. Им являются наиболее общие и всеобщие законы бытия и развития мира и человека, их противоречивого единства. Поэтому ясно, что философия призвана решать не все, а определенные задачи.

Особый предмет познания требует и особого типа мышления и особого языка как инструмента выражения мысли. Философ и философствование уже не могут апеллировать только к своему жизненному опыту. Поэтому философия и философствование как описание, объяснение и понимание мира формируются по мере возникновения и развития абстрактно-логического языка, выраженного в системе абстрактных, наиболее общих понятий, которые бы перекрывали узость жизненного опыта человека. Специфика философского языка и позволяет схватить и единство мира в его многообразии и рационально, то есть более достоверно, его описать, объяснить и понять. В этом заключается особая природа и сущность философии и философского знания. Вот почему она возникает значительно позднее мифологии и мудрствования, когда в обществе возникают социально-экономические условия: социальные – отделение умственного труда от физического. Умственный труд становится специализированной деятельностью, а это возможно было с появлением классов. Появляется развитая культура, как форма воспроизводства человеческого рода. Высокого уровня достигает искусство и т.д.


vozrastnie-i-polovie-osobennosti-stroeniya-cherepa-uchebnoe-posobie-nizhnij-novgorod-2011-ministerstvo-obrazovaniya.html
vozrastnie-osnovi-psihologicheskoj-gotovnosti-k-supruzhestvu-19-00-13-psihologiya-razvitiya-akmeologiya.html
vozrastnie-osobennosti-srednego-shkolnogo-vozrasta-detej-10-11-let-metodicheskoe-posobie-moskva-2008-razrabotano.html
vozrastnie-zabolevaniya-organov-zreniya-korrekciya-s-pomoshyu-preparatov-korporacii-vitalajn.html
vozrastnoj-sostav-rabotnikov-cdt-vashemu-vnimaniyu-predlagaetsya-otkritij-otchet-o-deyatelnosti-cdt-za-2009-2010-uchebnij-god.html
vozrazheniya-zashitnikov-smertnoj-kazni-issledovanie-o-smertnoj-kazni-tula-izdatelstvo-avtograf.html
  • college.bystrickaya.ru/3-peresohshee-ozero-bernard-verber.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/3-kolomiec-a-m-rukovoditel-fgu-volgageologiya-dlya-zametok.html
  • notebook.bystrickaya.ru/ishodnie-dannie-a-nekotorie-svedeniya-ob-organizacii-metodicheskie-ukazaniya-i-zadaniya-k-kursovoj-rabote-po-discipline.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vipolnenie-orhusskoj-konvencii-segodnya-obespechenie-puti-dlya-luchshej-okruzhayushej-sredi-i-upravleniya-zavtra.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-sini-baalaudi-oldanu-arili-oudi-zhne-ou-ntizhesn-baalau-zhalpi-masati.html
  • essay.bystrickaya.ru/chast-pervaya-zamok-epshtejnov.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-19-obratnij-otschet-vyacheslav-shaligin.html
  • universitet.bystrickaya.ru/strategicheskij-korporativnij-reinzhiniring-metodika-postroeniya-i-osnovnie-elementi-stoimostnoj-modeli-9-stoimostnaya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-6-sistema-regulirovaniya-rinka-cennih-bumag-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplin-specialnost-yurisprudenciya.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/dokazatelstva-i-dokazivanie-v-grazhdanskom-processe.html
  • institut.bystrickaya.ru/sutnst-sponsorstva.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/tema-otechestvennaya-vojna-1812-po-istorii-rossii-s-drevnejshih-vremen-do-1613-goda.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/razrabotka-biznes-planov-investicionnih-proektov-s-pomoshyu-specializirovannogo-programmnogo-obe.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-dlya-vipolneniya-kursovoj-raboti-po-discipline-finansovij-menedzhment.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/problemi-ontologii-bitie-i-blago-obratimi-uchebnoe-posobie-dlya-vuzov-pod-red-mapelman.html
  • credit.bystrickaya.ru/per-s-polsk-v-kulagina-yarceva-i-levshin-stranica-10.html
  • doklad.bystrickaya.ru/ukazatel-spisok-illyustracij-stranica-11.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prestupnoe-deyaniya-v-ugolovnom-prave-zarubezhnih-stran.html
  • holiday.bystrickaya.ru/o-a-kovalev-i-s-kudryashov-vzglyad-i-zhelanie-mechtatelya-v-romane-f-m-dostoevskogo.html
  • universitet.bystrickaya.ru/stroitelnie-normi-i-pravila-kotelnie-ustanovki-snip-ii-35-76-izmeneniya-stranica-2.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vzaimodejstvie-organov-zakonodatelnoj-i-ispolnitelnoj-vlasti-s-organami-prokuraturi-v-oblasti-obespecheniya-zakonnosti.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prilozhenie-1-organizacionno-pravovie-osnovi-postupleniya-grazhdan-na-voennuyu-sluzhbu-po-kontraktu-v-vooruzhennie-sili.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prezident-respubliki-tatarstan-r-n-minnihanov-primet-uchastie-v-rabote-ocherednogo-sezda-pisatelej-rt-dlya-spravki.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/leksikologicheskij-aspekt-stilevih-dvizhenij-politicheskaya-korrektnost.html
  • klass.bystrickaya.ru/azastandai-hh-asirdi-20-zhildarindai-keestk-bilkt-mdeniet-salasindai-reformalari-zhne-aza-ziyalilarini-kzarastari.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/promishlennaya-emissiya-nacionalnoj-valyuti.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-tehnologii-proizvodstva-immunobiopreparatov.html
  • control.bystrickaya.ru/doklad-na-mezhdunarodnoj-konferencii-goloekspo-2010.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kudryavcev-g-g-m-77-mishel-monten-opiti-izbrannie-proizvedeniya-v-3-h-tomah-tom-per-s-fr-stranica-24.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/r-e-sh-e-n-i-e-ob-uchete-municipalnogo-imushestva-i-o-vedenii-reestra-municipalnogo-imushestva-g-mcenska.html
  • nauka.bystrickaya.ru/viberi-zhizn-tatyana-nikolaeva-nachalnik-metodicheskoj-sluzhbi-gou-licej-milicii-pri-guvd-po-permskomu-krayu.html
  • pisat.bystrickaya.ru/teoreticheskie-i-metodologicheskie-osnovi-pribili-5-stranica-3.html
  • spur.bystrickaya.ru/kursovaya-rabota-avtomatizaciya-nachisleniya-i-viplati-sdelnoj-zarabotnoj-plati-rabotnikam-mebelnogo-ceha-po-discipline-avtomatizaciya-proizvodstva-i-avtomatizirovannie-sistemi-upravleniya-poyasnitelnaya-zapiska.html
  • crib.bystrickaya.ru/i-schastliv-lish-tot-kto-sam-schitaet-sebya-schastlivim.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-23-predel-funkcii-rabochaya-programma-disciplini-matematika-dlya-gruppi-specialnostej-080501-menedzhment.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.