.RU

Возникновение, природа и сущность философии

Мировоззрение и философия. Их взаимосвязь и различие.

1. В переводе с греческого термин "философия" означает "любовь к мудрости" (от filio – люблю; sofia – мудрость). Часто ее называют "любомудрие". Почему же возникает необходимость обращаться к мудрости? Да еще и любить ее? Под мудростью обычно понимают умение человека на основе знания, почерпнутого из жизненного опыта, вскрывать глубинные причины бытия мира и человека. Поэтому каждый из нас может стать мудрецом, но не каждый им становится, даже если есть длительный и богатый жизненный опыт. Значит для мудрости и мудрствования необходимо кроме опыта еще и умение анализировать и объяснять суть тех процессов и тех оснований, в которые мы в процессе жизни погружены, но скрыты от нашего непосредственного восприятия. В силу ограниченности жизненного опыта человек обращается уже к иному способу и принципу объяснения мира – к философии и философствованию. Можно констатировать, что мудрость, мудрствование и философия, философствование не совпадают по содержанию и отличаются друг от друга, хотя близки в одном – они пытаются объяснить, что такое мир и как он существует. Когда же возникает философия как особый способ объяснения и понимания мира? По установившейся традиции (по крайней мере европейской) философия возникла в V – VI веке до н.э. Но и до возникновения философии существовали различные способы и методы описания, объяснения и понимания окружающего нас мира. Уже на самой ранней ступени образования и формирования человеческого общества и человеческой истории, первобытно-общинной, когда человек и человечество только выделялись из природы, возникла практическая проблема и задача – описать мир, в котором существуют люди. Описать – значит дать характеристику свойствам природных явлений, которые воздействуют на жизнь людей. Но необходимо также было и объяснить причину явлений природы, поскольку человек непосредственно ощущал зависимость от них. Почему они действуют именно так, а не иначе, и действуют постоянно? Наконец, необходимо было понять этот мир, описанный и объясненный. Понимание мира означает осмысление и установление значения явлений природы для бытия человека и человеческого сообщества, а после этого можно использовать их свойства и качества в сугубо человеческих целях, для организации своей жизни. Таким образом, человечество всегда решает три важнейшие задачи – описания, объяснения и понимания мира, поскольку оно вступает в отношение с этим миром. А на основе этого и рассуждает, размышляет о мире и о самом себе.

Исторически первой формой описания, объяснения и понимания мира (миропонимания) была мифология и мифомышление. Мифология (от греч. – миф – сказание, легенда, логос – слово, учение) есть образное, наглядно предметное, непосредственно чувственное описание, объяснение и понимание мира.

Отметим кратко некоторые ее особенности и черты.

Во-первых, носителем мифологии и мифомышленя являлись социальные коллективы и общности (род, племя). Вот почему многообразие мифов, хотя сюжеты практически одни и те же.

Во-вторых, в мифах и мифологии превалировало отождествление человека и мира, рода и племени с окружающим миром и природой, а не различие.

В-третьих, для мифологии и мифомышления характерно образное, наглядное, непосредственно чувственное и фантастическое описание, объяснение и понимание мира. Фантастическое в данном случае понимается как приписывание реальным предметам и явлениям; их свойствам сверхъестественное происхождение. Как бы отсутствие подлинного знания о свойствах компенсировалось вымыслом и фантазией, воображением. Реальным свойствам придавали магический характер, свойства чуда, волшебства.

В-четвертых, сказания, предания, обретая словесную форму бытия, закреплялись в традициях и обычаях, которым необходимо было следовать и обязательно соблюдать, поскольку в них закреплялся коллективный опыт.

В-пятых, для мифологии и мифомышления мир существует как вечно постоянное и неизменное, в котором отсутствует понятие времени: прошлого, настоящего и будущего. Мир предстает и понимается как вечно один и тот же, как повторение одного и того же.

В-шестых, можно сказать, что мифология и мифомышление это формы мышления, в котором фиксируется тотальная зависимость людей от окружающего мира.

В-седьмых, мифология и мифомышление это нерациональная форма объяснения и понимания мира.

И все же следует отметить, что мифология и мифомышление отражали реальные процессы жизни в фантастической форме, но более доступные конкретно-предметному пониманию. Вот почему мифология и мифомышление никогда не исчезнут из бытия человеческой истории.

Второй, исторически более поздней формой и способом описания объяснения и понимания мира стала мудрость и мудрствование, о чем мы уже упоминали. Она возникает в определенных социально-исторических условиях. Во-первых, когда уже наличествовало разделение труда, когда умственный труд отделяется от физического и приобретает особую значимость и ценность. Во-вторых, экономическое разделение труда и появление социально-неоднородного общества, классов обусловило возрастание значения отдельной личности. Как бы человек научался отличать себя от других, себя от общества, себя от мира. Поэтому и появляется возможность иного способа понимания, да и познания мира, получения знания о мире. Хотя мифология еще тяготела над людьми, но она не единственная форма познания и понимания мира. Все отчетливее проявляется отделение субъекта и объекта познания. Каковы же основные черты мудрости и мудрствования?

Следует отметить, что они есть уже формы индивидуального мышления, а не коллективного. Источником знания, его предпосылкой и основанием является жизненный опыт отдельного человека, обладающего исключительными умственными способностями. Во-вторых, мудрец пытается уже более рационально, то есть на основе понятий, а не только образов, объяснить мир и понять его так, как он существует на самом деле, а не в воображении и фантазии. И апеллирует уже к фактам своего индивидуального жизненного опыта. Он уже сознательно пытается поставить и ответить на такие вопросы как, что является основой и сущностью бытия мира, един ли мир и что является основой его единства, вечен ли мир и т.д. Он уже на основе жизненного опыта и понятийного мышления объясняет в обобщенной форме первопричины бытия мира. Мудрствование было первой формой рационального, а не фантастического и сверхъестественного понимания мира.

И все же мудрец, а их, как правило, не бывает много, апеллировал к своему жизненному опыту как проверке подлинности своего знания о мире. И в этом плане мудрствование еще не вполне свободное мышление, поскольку оно зависело от богатства индивидуального длительного опыта жизни. Вот почему мудрецом нельзя стать в 20 лет, хотя и в 20 лет можно быть умным. Поэтому мудрец обладал исключительным авторитетом, поскольку в обычном представлении людей мудрец знает обо всем и видит то, что не видят другие. Более того, мудрец выполнял и социально-важную роль – он вырабатывал рекомендации и давал советы как подлинно правильно надо жить и действовать, чтобы избегать ошибок и оформлял эти рекомендации в афористически сжатую форму, не вызывающую ни у кого сомнения. Правда, мудрец нередко апеллировали к мифу, как аргументу и доказательству, доступного для немудрецов и непросвещенных. Но он стремится уже апеллировать и к разуму, к здравому смыслу как доказательству. Мудрствование уже не мифологизированный, но и еще не вполне рациональный тип объяснения мира. Оно ограничено, поскольку любой жизненный опыт ограничен сам по себе. Но мудрец уже был "властителем" умов, а не только Бог. Мудрость и мудрствование и явились непосредственной интеллектуальной предпосылкой собственного рационального описания, объяснения и понимания мира – философии и философствования.

2. В отличие от мифологии и мудрствования философия имеет строго определенный предмет познания, т.е. ту область объективной реальности, которая подвергается специальному исследованию и осмыслению посредством особых, специальных понятий. Поэтому философия в отличие от мифологии и мудрствования не претендует все в мире объяснить. Тогда что? Философия решает ряд проблем и изучает особую область объективного мира. Прежде всего: что является основанием и основой бытия мира? Т.е., онтологические проблемы бытия мира (онтология – учение об основах бытия мира). Вместе с этим возникает проблема единства мира: Почему и каким образом проявляется единство мира? И, наконец, существуют ли, и если "да", то как они действуют, универсальные, всеобщие законы бытия мира, его единства и развития. Наконец, философия рассматривает и решает эти проблемы через призму бытия человека, особенности его природы и сущности, которая неотделима от объективного мира. Поэтому философия естественным образом вынуждена рассматривать и проблемы взаимоотношений человека и мира, их единство и различие. Мы можем на основе вышесказанного более четко определить предмет философии. Им являются наиболее общие и всеобщие законы бытия и развития мира и человека, их противоречивого единства. Поэтому ясно, что философия призвана решать не все, а определенные задачи.

Особый предмет познания требует и особого типа мышления и особого языка как инструмента выражения мысли. Философ и философствование уже не могут апеллировать только к своему жизненному опыту. Поэтому философия и философствование как описание, объяснение и понимание мира формируются по мере возникновения и развития абстрактно-логического языка, выраженного в системе абстрактных, наиболее общих понятий, которые бы перекрывали узость жизненного опыта человека. Специфика философского языка и позволяет схватить и единство мира в его многообразии и рационально, то есть более достоверно, его описать, объяснить и понять. В этом заключается особая природа и сущность философии и философского знания. Вот почему она возникает значительно позднее мифологии и мудрствования, когда в обществе возникают социально-экономические условия: социальные – отделение умственного труда от физического. Умственный труд становится специализированной деятельностью, а это возможно было с появлением классов. Появляется развитая культура, как форма воспроизводства человеческого рода. Высокого уровня достигает искусство и т.д.


vozrastnie-i-polovie-osobennosti-stroeniya-cherepa-uchebnoe-posobie-nizhnij-novgorod-2011-ministerstvo-obrazovaniya.html
vozrastnie-osnovi-psihologicheskoj-gotovnosti-k-supruzhestvu-19-00-13-psihologiya-razvitiya-akmeologiya.html
vozrastnie-osobennosti-srednego-shkolnogo-vozrasta-detej-10-11-let-metodicheskoe-posobie-moskva-2008-razrabotano.html
vozrastnie-zabolevaniya-organov-zreniya-korrekciya-s-pomoshyu-preparatov-korporacii-vitalajn.html
vozrastnoj-sostav-rabotnikov-cdt-vashemu-vnimaniyu-predlagaetsya-otkritij-otchet-o-deyatelnosti-cdt-za-2009-2010-uchebnij-god.html
vozrazheniya-zashitnikov-smertnoj-kazni-issledovanie-o-smertnoj-kazni-tula-izdatelstvo-avtograf.html
  • textbook.bystrickaya.ru/ii-puti-bogopoznaniya-protoierej-georgij-vasilevich-florovskij.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/pust-nachnetsya-chto-eshe-ne-nachalos-stranica-6.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/materialnie-i-idealnie-faktori-v-zhizni-obshestva-uchebnik-dlya-studentov-estestvennonauchnih-fakultetov.html
  • tasks.bystrickaya.ru/12-razrabotka-standartov-i-reglamentov-otchet-o-razvitii-proekta-5-institucionalnij-komponent-administrativnaya.html
  • doklad.bystrickaya.ru/universitetskij-obrazovatelnij-standart-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • grade.bystrickaya.ru/obnovleniya-obrazovatelnoj-programmi-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-sankt-peterburg-stranica-3.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/saltikov-shedrin-m-e-zhiznennij-put-iudushki.html
  • bukva.bystrickaya.ru/puti-povisheniya-effektivnosti-molochnogo-skotovodstva-chast-3.html
  • shkola.bystrickaya.ru/osobennosti-federalizma-germanii-frg-i-indii-chast-6.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sovet-deputatov-samojlovskogo-selskogo-poseleniya-boksitogorskogo-municipalnogo-rajona-leningradskoj-oblasti.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-6-byudzhetnij-process-v-belgorodskoj-oblasti-zakon-belgorodskoj-oblasti.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zakonov-goroda-moskvi-ot-19-marta-2002-g-180-pp-ob-ekologicheskoj-karte-sheme-goroda-moskvi-stranica-7.html
  • university.bystrickaya.ru/faktorami-formirovaniya-polya-istoricheskogo-srazheniya-yavlyayutsya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-dlya-studentov-neyuridicheskih-specialnostej-praktikum.html
  • report.bystrickaya.ru/kak-sleduet-dejstvovat-pri-nalichii-spaechnogo-processa-v-bryushnoj-polosti-g-l-ratner-soveti-molodomu-hirurgu.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/komiteti-komissii-po-ohrane-truda-uchebno-metodicheskoe-posobie-moskva-2007-g-komarova-n-n-nevskij-a-v.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/publichnij-doklad-mou-sosh-66-g-sochi-za-2007-2008-uchebnij-god.html
  • education.bystrickaya.ru/22-chetvertij-put-g-i-gurdzhieva-kozlov-v-v-majkov-v-v-osnovi-transpersonalnoj-psihologii-istoki-istoriya.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/liber-abaci-leonardo-fibonachchi.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-10-tehniko-ekonomicheskoe-obosnovanie-investicionnih-proektov.html
  • testyi.bystrickaya.ru/612-sistema-planirovaniya-kurs-lekcij-dlya-studentov-ekonomicheskih-specialnostej-gorki-2006.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-i-ukazaniya-po-kursu-psihologiya-truda-dlya-studentov-obuchayushihsya-po-specialnosti-pedagogika-i-psihologiya-dnevnoe-otdelenie.html
  • tasks.bystrickaya.ru/14-korablik-na-vitrine-goryachie-illyustracii-dlya-molodyozhnih-sluzhenij.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sistema-primeneniya-udobrenij-stranica-3.html
  • desk.bystrickaya.ru/otveti-na-voprosi-po-sovremennomu-russkomu-yaziku.html
  • spur.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-podgotovke-i-oformleniyu-diplomnih-rabot-studentami-specialnosti-1-24-01-02-pravovedenie-stranica-2.html
  • writing.bystrickaya.ru/kislaya-i-shelochnaya-voda.html
  • studies.bystrickaya.ru/geocad-kak-baza-dannih-dlya-vedeniya-reestra-registracii-prav-na-nedvizhimost-i-sdelok-s-nim.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vi-rassmotrenie-obshih-voprosov-kasayushihsya-soblyudeniya-programma-organizacii-obedinennih-nacij-po-okruzhayushej.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zasedanie-sostoitsya-28042010-v-1400-v-aud-436b-guk-programma-raboti-nauchno-prakticheskoj-konferencii-studentov.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programmi-gazifikaciya-krasnodarskogo-kraya-na-2007-2011-godi-pri-razrabotke-proektov-zakona-krasnodarskogo-kraya-o-kraevom-byudzhete-na-2008-2011-godi-stranica-17.html
  • literature.bystrickaya.ru/cherep-poslednego-imperatora-ilya-stogoff-revolyuciya-sejchas.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sotrudnichestvo-s-obshestvennoj-palatoj-nizhegorodskoj-oblasti-programma-deyatelnosti-torgovo-promishlennoj-palati.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vid-kontrolya-leksiko-grammaticheskij-test-2-teachers-book-p-144-146.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vlast-i-kultura-v-agrogramotnom-gosudarstve-ernest-gellner-nacii-i-nacionalizm.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.