.RU

Возникновение, природа и сущность философии

Мировоззрение и философия. Их взаимосвязь и различие.

1. В переводе с греческого термин "философия" означает "любовь к мудрости" (от filio – люблю; sofia – мудрость). Часто ее называют "любомудрие". Почему же возникает необходимость обращаться к мудрости? Да еще и любить ее? Под мудростью обычно понимают умение человека на основе знания, почерпнутого из жизненного опыта, вскрывать глубинные причины бытия мира и человека. Поэтому каждый из нас может стать мудрецом, но не каждый им становится, даже если есть длительный и богатый жизненный опыт. Значит для мудрости и мудрствования необходимо кроме опыта еще и умение анализировать и объяснять суть тех процессов и тех оснований, в которые мы в процессе жизни погружены, но скрыты от нашего непосредственного восприятия. В силу ограниченности жизненного опыта человек обращается уже к иному способу и принципу объяснения мира – к философии и философствованию. Можно констатировать, что мудрость, мудрствование и философия, философствование не совпадают по содержанию и отличаются друг от друга, хотя близки в одном – они пытаются объяснить, что такое мир и как он существует. Когда же возникает философия как особый способ объяснения и понимания мира? По установившейся традиции (по крайней мере европейской) философия возникла в V – VI веке до н.э. Но и до возникновения философии существовали различные способы и методы описания, объяснения и понимания окружающего нас мира. Уже на самой ранней ступени образования и формирования человеческого общества и человеческой истории, первобытно-общинной, когда человек и человечество только выделялись из природы, возникла практическая проблема и задача – описать мир, в котором существуют люди. Описать – значит дать характеристику свойствам природных явлений, которые воздействуют на жизнь людей. Но необходимо также было и объяснить причину явлений природы, поскольку человек непосредственно ощущал зависимость от них. Почему они действуют именно так, а не иначе, и действуют постоянно? Наконец, необходимо было понять этот мир, описанный и объясненный. Понимание мира означает осмысление и установление значения явлений природы для бытия человека и человеческого сообщества, а после этого можно использовать их свойства и качества в сугубо человеческих целях, для организации своей жизни. Таким образом, человечество всегда решает три важнейшие задачи – описания, объяснения и понимания мира, поскольку оно вступает в отношение с этим миром. А на основе этого и рассуждает, размышляет о мире и о самом себе.

Исторически первой формой описания, объяснения и понимания мира (миропонимания) была мифология и мифомышление. Мифология (от греч. – миф – сказание, легенда, логос – слово, учение) есть образное, наглядно предметное, непосредственно чувственное описание, объяснение и понимание мира.

Отметим кратко некоторые ее особенности и черты.

Во-первых, носителем мифологии и мифомышленя являлись социальные коллективы и общности (род, племя). Вот почему многообразие мифов, хотя сюжеты практически одни и те же.

Во-вторых, в мифах и мифологии превалировало отождествление человека и мира, рода и племени с окружающим миром и природой, а не различие.

В-третьих, для мифологии и мифомышления характерно образное, наглядное, непосредственно чувственное и фантастическое описание, объяснение и понимание мира. Фантастическое в данном случае понимается как приписывание реальным предметам и явлениям; их свойствам сверхъестественное происхождение. Как бы отсутствие подлинного знания о свойствах компенсировалось вымыслом и фантазией, воображением. Реальным свойствам придавали магический характер, свойства чуда, волшебства.

В-четвертых, сказания, предания, обретая словесную форму бытия, закреплялись в традициях и обычаях, которым необходимо было следовать и обязательно соблюдать, поскольку в них закреплялся коллективный опыт.

В-пятых, для мифологии и мифомышления мир существует как вечно постоянное и неизменное, в котором отсутствует понятие времени: прошлого, настоящего и будущего. Мир предстает и понимается как вечно один и тот же, как повторение одного и того же.

В-шестых, можно сказать, что мифология и мифомышление это формы мышления, в котором фиксируется тотальная зависимость людей от окружающего мира.

В-седьмых, мифология и мифомышление это нерациональная форма объяснения и понимания мира.

И все же следует отметить, что мифология и мифомышление отражали реальные процессы жизни в фантастической форме, но более доступные конкретно-предметному пониманию. Вот почему мифология и мифомышление никогда не исчезнут из бытия человеческой истории.

Второй, исторически более поздней формой и способом описания объяснения и понимания мира стала мудрость и мудрствование, о чем мы уже упоминали. Она возникает в определенных социально-исторических условиях. Во-первых, когда уже наличествовало разделение труда, когда умственный труд отделяется от физического и приобретает особую значимость и ценность. Во-вторых, экономическое разделение труда и появление социально-неоднородного общества, классов обусловило возрастание значения отдельной личности. Как бы человек научался отличать себя от других, себя от общества, себя от мира. Поэтому и появляется возможность иного способа понимания, да и познания мира, получения знания о мире. Хотя мифология еще тяготела над людьми, но она не единственная форма познания и понимания мира. Все отчетливее проявляется отделение субъекта и объекта познания. Каковы же основные черты мудрости и мудрствования?

Следует отметить, что они есть уже формы индивидуального мышления, а не коллективного. Источником знания, его предпосылкой и основанием является жизненный опыт отдельного человека, обладающего исключительными умственными способностями. Во-вторых, мудрец пытается уже более рационально, то есть на основе понятий, а не только образов, объяснить мир и понять его так, как он существует на самом деле, а не в воображении и фантазии. И апеллирует уже к фактам своего индивидуального жизненного опыта. Он уже сознательно пытается поставить и ответить на такие вопросы как, что является основой и сущностью бытия мира, един ли мир и что является основой его единства, вечен ли мир и т.д. Он уже на основе жизненного опыта и понятийного мышления объясняет в обобщенной форме первопричины бытия мира. Мудрствование было первой формой рационального, а не фантастического и сверхъестественного понимания мира.

И все же мудрец, а их, как правило, не бывает много, апеллировал к своему жизненному опыту как проверке подлинности своего знания о мире. И в этом плане мудрствование еще не вполне свободное мышление, поскольку оно зависело от богатства индивидуального длительного опыта жизни. Вот почему мудрецом нельзя стать в 20 лет, хотя и в 20 лет можно быть умным. Поэтому мудрец обладал исключительным авторитетом, поскольку в обычном представлении людей мудрец знает обо всем и видит то, что не видят другие. Более того, мудрец выполнял и социально-важную роль – он вырабатывал рекомендации и давал советы как подлинно правильно надо жить и действовать, чтобы избегать ошибок и оформлял эти рекомендации в афористически сжатую форму, не вызывающую ни у кого сомнения. Правда, мудрец нередко апеллировали к мифу, как аргументу и доказательству, доступного для немудрецов и непросвещенных. Но он стремится уже апеллировать и к разуму, к здравому смыслу как доказательству. Мудрствование уже не мифологизированный, но и еще не вполне рациональный тип объяснения мира. Оно ограничено, поскольку любой жизненный опыт ограничен сам по себе. Но мудрец уже был "властителем" умов, а не только Бог. Мудрость и мудрствование и явились непосредственной интеллектуальной предпосылкой собственного рационального описания, объяснения и понимания мира – философии и философствования.

2. В отличие от мифологии и мудрствования философия имеет строго определенный предмет познания, т.е. ту область объективной реальности, которая подвергается специальному исследованию и осмыслению посредством особых, специальных понятий. Поэтому философия в отличие от мифологии и мудрствования не претендует все в мире объяснить. Тогда что? Философия решает ряд проблем и изучает особую область объективного мира. Прежде всего: что является основанием и основой бытия мира? Т.е., онтологические проблемы бытия мира (онтология – учение об основах бытия мира). Вместе с этим возникает проблема единства мира: Почему и каким образом проявляется единство мира? И, наконец, существуют ли, и если "да", то как они действуют, универсальные, всеобщие законы бытия мира, его единства и развития. Наконец, философия рассматривает и решает эти проблемы через призму бытия человека, особенности его природы и сущности, которая неотделима от объективного мира. Поэтому философия естественным образом вынуждена рассматривать и проблемы взаимоотношений человека и мира, их единство и различие. Мы можем на основе вышесказанного более четко определить предмет философии. Им являются наиболее общие и всеобщие законы бытия и развития мира и человека, их противоречивого единства. Поэтому ясно, что философия призвана решать не все, а определенные задачи.

Особый предмет познания требует и особого типа мышления и особого языка как инструмента выражения мысли. Философ и философствование уже не могут апеллировать только к своему жизненному опыту. Поэтому философия и философствование как описание, объяснение и понимание мира формируются по мере возникновения и развития абстрактно-логического языка, выраженного в системе абстрактных, наиболее общих понятий, которые бы перекрывали узость жизненного опыта человека. Специфика философского языка и позволяет схватить и единство мира в его многообразии и рационально, то есть более достоверно, его описать, объяснить и понять. В этом заключается особая природа и сущность философии и философского знания. Вот почему она возникает значительно позднее мифологии и мудрствования, когда в обществе возникают социально-экономические условия: социальные – отделение умственного труда от физического. Умственный труд становится специализированной деятельностью, а это возможно было с появлением классов. Появляется развитая культура, как форма воспроизводства человеческого рода. Высокого уровня достигает искусство и т.д.


vozrastnie-i-polovie-osobennosti-stroeniya-cherepa-uchebnoe-posobie-nizhnij-novgorod-2011-ministerstvo-obrazovaniya.html
vozrastnie-osnovi-psihologicheskoj-gotovnosti-k-supruzhestvu-19-00-13-psihologiya-razvitiya-akmeologiya.html
vozrastnie-osobennosti-srednego-shkolnogo-vozrasta-detej-10-11-let-metodicheskoe-posobie-moskva-2008-razrabotano.html
vozrastnie-zabolevaniya-organov-zreniya-korrekciya-s-pomoshyu-preparatov-korporacii-vitalajn.html
vozrastnoj-sostav-rabotnikov-cdt-vashemu-vnimaniyu-predlagaetsya-otkritij-otchet-o-deyatelnosti-cdt-za-2009-2010-uchebnij-god.html
vozrazheniya-zashitnikov-smertnoj-kazni-issledovanie-o-smertnoj-kazni-tula-izdatelstvo-avtograf.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sostavit-plan-raboti-metodicheskogo-kabineta-avgust.html
  • desk.bystrickaya.ru/organizaciya-i-provedenie-zanyatij-i-sorevnovanij-po-plavaniyu.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-nyuhtilin-shpargalki-po-filosofii-chast-26.html
  • essay.bystrickaya.ru/e-fromm-d-sudzuki-r-de-martino-buddizm-i-psihoanaliz.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/skazka-o-treh-mashinah-rasskazchicah-korolya-genialona-stranica-3.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-aktualnie-problemi-obshej-teorii-prava-naimenovanie-magisterskoj-programmi-obespechenie-ekologicheskoj-bezopasnosti-i-racionalnogo-prirodopolzovaniya.html
  • institut.bystrickaya.ru/stratoplan-dlya-kosmoleta-referat-po-vvedeniyu-v-aviacionno-kosmicheskuyu-tehniku.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchet-o-peregonke-mislej-s-mesta-na-mesto-po-zadannim-napravleniyam.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vvod-pges-polyarnaya-v-saleharde-pozvolit-v-dva-raza-snizit-tarifi-ekspert-ia-interfaks-ural-12052011.html
  • thesis.bystrickaya.ru/pravitelstvo-sankt-peterburga-informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-47-698-6-dekabrya-2010-g.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-kozlovskogo-gorodskogo-poseleniya-sobranie-deputatov-emetkinskogo-selskogo-poseleniya-reshenie.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/biologicheskie-osnovi-razvitiya-rebenka-i-vliyanie-na-nego-faktorov-vneshnej-sredi.html
  • university.bystrickaya.ru/fakultet-fizicheskoj-kulturi-sporta-i-turizma-konferencii.html
  • holiday.bystrickaya.ru/mir-mezhdu-dvumya-mirovimi-vojnami-d-eyatelnost-lbartu-i-mlitvinova-po-sozdaniyu-sistemi-evropejskoj-kollektivnoj-bezopasnosti-v-pervoj-polovine-1930-hgg.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-osnovi-proektirovaniya-priborov-i-sistem-federalnogo-komponenta-cikla-opd.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/nravstvenno-filosofskie-osnovi-buddizma.html
  • bystrickaya.ru/vneshnij-dolg-rossii-2.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rol-federalnoj-sluzhbi-gosudarstvennoj-statistiki-v-formirovanii-otchetnosti.html
  • student.bystrickaya.ru/-2-uprazhneniya-po-razvitiyu-psihofizicheskogo-apparata-cheloveka-kozireva-a-yu.html
  • credit.bystrickaya.ru/oushilardi-zertteu-dadilarin-damituda-zharatilistanu-pnn-erekshelg.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/rol-vodi-v-prirode-i-v-zhizni-cheloveka.html
  • tests.bystrickaya.ru/koncepciya-nauchno-issledovatelskogo-seminara-teoriya-i-metodologiya-demograficheskih-issledovanij.html
  • teacher.bystrickaya.ru/ezhekvartalnij-otchet-po-cennim-bumagam-za-4-kvartal-2004-goda.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/proekt-dogovora-o-zakupkah-tovarov-rabot-uslug-otdelnimi-vidami-yuridicheskih-lic.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kniga-posvyashena-odnomu-iz-samih-maloizuchennih-no-chrezvichajno-vazhnih-razdelov-medicini-soedinitelnoj-tkani-i-ee-osnovnoj-strukturnoj-sostavlyayushej-kollagenu.html
  • books.bystrickaya.ru/chast-otorvannaya-ot-celogo-inogda-mne-kazhetsya-chto-nasha-vselennaya-lish-epigraf-k-drugoj-kuda-bolee-masshtabnoj.html
  • lecture.bystrickaya.ru
  • crib.bystrickaya.ru/istoricheskij-fakultet-programma-5-9-j-nauchnoj-studencheskoj-konferencii-petrozavodsk-izdatelstvo-petrgu-2007.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zadachi-uroka-obrazovatelnie-aktualizaciya-znanij-po-teme-sistemi-schisleniya-differenciaciya-materiala-izuchennogo-po-teme-sistemi-schisleniya.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/perechen-meropriyatij-programmi-pp-naimenovanie-celi-zadachi-i-meropriyatiya-srok-realizacii-otvetstvennie-za.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sovremennij-chehoslovackij-detektiv-stranica-6.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/spisok-oborudovannih-kupelej-moskvi-na-kreshenie-informacionnoe-agentstvo-regnum-ekspert-centralnij-okrug-18012012.html
  • spur.bystrickaya.ru/m-v-larin-istoricheskij-opit-i-sovremennoe-sostoyanie-gosudarstvennogo-regulirovaniya-deloproizvodstva-v-rossii.html
  • control.bystrickaya.ru/celi-i-zadachi-kursa-otechestvennaya-istoriya-stranica-4.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-22-principi-avtomaticheskogo-upravleniya-skorostyu-i-momentom-v-sisteme-upravlyaemij-preobrazovatel-dvigatel.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.